ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 2436
Скачиваний: 3
С этим же связано уточнение п. 1 ст. 78 "Использование земель сельскохозяйственного назначения" ЗК РФ, где предусматривается, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений и т.д.
Аналогично дополнение ст. 82 ЗК РФ, "Предоставление земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", где предусматриваются условия и цели такого предоставления.
Среди целей предоставления - создание защитных лесных насаждений. Кроме того, исключены слова "в собственность", поскольку могут быть использованы и иные титулы права владения и пользования предоставляемыми земельными участками <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее см: Комментарий к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" / Под ред. С.А. Боголюбова. М., Юстицинформ, 2003.
В подп. "в" ст. 102 "Защитные леса и особо защитные участки лесов" ЛК РФ предусматриваются зеленые зоны, лесопарки. В п. 3 ст. 105 "Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов" ЛК РФ предусматриваются запрещения определенных действий и работ в зеленых зонах и лесопарках.
В новой редакции п. 6 ст. 86 "Пригородные зоны" ЗК РФ изменяется режим охраны и использования зеленых зон и лесопарков, которые постоянно испытывают все большее давление со стороны городов.
Ранее перевод земель в границах пригородных и выделенных в них зеленых зон, занятых лесами первой группы, в земли иных категорий допускался на основании решения Правительства РФ.
По новой редакции вообще запрещается перевод любых земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны и лесопарки, в земли иных категорий. Правда, при этом допускается перевод в другие категории земель пригородных зон, которые могут не принадлежать к землям лесного фонда, к зеленым зонам и к лесопаркам.
В новой редакции п. 3 ст. 90 "Земли транспорта" ЗК РФ предусматривается, что на полосах отвода автомобильных дорог, за исключением предусмотренных законодательством случаев, запрещаются... (и в абзаце девятом) "распашка земельных участков, покос травы, рубки и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта".
Указанное дополнение обусловлено новой терминологией ЛК РФ 2006 г., заботой о повышенной охране придорожных лесных насаждений (ранее именовавшихся древесно-кустарниковой растительностью).
В п. 5 ст. 94 "Понятие и состав земель особо охраняемых территорий" ЗК РФ предусматривается возможность Правительства РФ и соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (наряду с предусмотренными в ЗК РФ). Из перечня этих иных видов исключаются виды земель особо охраняемых территорий, указанные в подп. 15 комментируемой статьи Федерального закона от 4 декабря 2006 г., что корреспондирует с подп. 1 ст. 18 комментируемого Федерального закона.
В новой редакции первого предложения п. 6 ст. 95 "Земли особо охраняемых природных территорий" ЗК РФ предусматривается: "Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации".
Возможность изменения титула владения землями и земельными участками государственных природных заповедников и национальных парков может означать дальнейшее наступление на их территории со стороны экономики, предпринимательства, хозяйственной деятельности, чему общество, суды, заботящиеся о правовом и социальном характере государства, о праве каждого на благоприятную среду, должны давать в соответствии с законом своевременный отпор.
В п. 7 ст. 95 ЗК РФ на землях ООПТ федерального значения запрещаются некоторые действия. В подп. 2 п. 7 ст. 95 ЗК РФ предусматривается (т.е. запрещается):
"2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами".
Таким образом, первоначальное запрещение любого строительства, не обусловленного функционированием ООПТ, оказалось замененным на запрещение строительства, лишь не связанного с разрешенной на территории ООПТ деятельностью.
Кроме того, ссылки на "федеральные законы" в какой-то мере запутывают правоприменителя, не дают в тексте изучаемого закона ответов на возникающие по предмету его регулирования вопросы, что не соответствует правилам законодательной техники.
В п. 1 ст. 97 "Земли природоохранного назначения" ЗК РФ перечисляются земли природоохранного значения. Излагаемый в новой редакции подп. 3 исходит из ст. 102 "Защитные леса и особо защитные участки лесов", ст. 103 "Правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях" и др. ЛК РФ.
Земли ООПТ уже составляют отдельный вид особо охраняемых территорий, предусмотренный в ст. 94 и ст. 95 ЗК РФ, и в дополнительном включении в ст. 97 "Земли природоохранного назначения" ЗК РФ не нуждаются.
В ст. ст. 102 - 107 ЛК РФ предусматривается усиленный правовой режим охраны защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда. Соединение в лесном законодательстве в обеспечение правового режима лесов с землями, на которых они расположены, позволяет, провозглашая повышенную охрану защитных лесов, предполагать и осуществлять повышенную охрану соответствующих земель, т.е. земель, на которых расположены защитные леса.
Однако выведение земель этих защитных лесов из ЗК РФ может породить ослабление их охраны. Тем более признание подп. 4 п. 1 ст. 97 ЗК РФ утратившим силу, т.е. исключение отнесения к землям природоохранного назначения противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных насаждений, может привести к их разбазариванию, пока граждане и должностные лица не привыкнут к реалиям нового ЛК РФ.
При признании утратившими силу п. п. 2 - 5 ст. 101 "Земли лесного фонда" ЗК РФ законодатель исходил, по-видимому, из ст. 6 "Земли, на которых располагаются леса", и ст. 7 "Лесной участок" ЛК РФ и того, что регулирование использования и охраны земель лесного фонда осуществляется в других статьях ЗК РФ и иных федеральных законах, в том числе в соответствии с целевым назначением земель, на которых располагаются леса <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее см.: Боголюбов С.А. Земельное право: Учебник для вузов. М.: Высшее образование, 2006.
Статья 34
Комментарий к статье 34
В абзаце первом ч. 2 ст. 7.2 "Уничтожение специальных знаков" главы 7 "Административные правонарушения в области охраны собственности" КоАП РФ предусматривается наложение административного штрафа за уничтожение или повреждение лесоустроительных или лесохозяйственных знаков (слова "в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд" исключены, так как по ЛК РФ леса и лесные насаждения могут располагаться на землях различных категорий).
Статья 7.9 КоАП РФ получила наименование "Самовольное занятие лесных участков", чем оно приводится в соответствие со ст. 7 "Лесной участок" ЛК РФ.
Соответственно абзац первый ст. 7.9 КоАП РФ в новой редакции начинается так: "Самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей..." и т.д.
Статья 7.10 получила наименование "Самовольная переуступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом".
Соответственно в абзаце первом в новой редакции предусматривается: "Самовольная переуступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, а равно самовольный обмен земельного участка, участка недр, лесного участка или водного объекта".
В главу 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" КоАП РФ внесены следующие изменения.
Согласно ч. 2 ст. 65 "Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы" ВК РФ прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности, устанавливаются в границах водоохранных зон.
Таким образом, "нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах водных объектов", предусматриваемое в абзаце первом ч. 2 ст. 8.12, охватывает деяние, совершенное и в прибрежной полосе.
В абзаце первом ч. 3 ст. 8.13 "Нарушение правил охраны водных объектов" КоАП РФ предусматривается в новой редакции, наряду с другими нарушениями, такое правонарушение, как "осуществление молевого сплава древесины" (о замене слова "леса" на слово "древесина" см. комментарий к ЛК РФ, в частности к ст. 5). Аналогична замена слов в абзаце первом ст. 8.38 КоАП РФ.
Изменение редакций ст. ст. 8.24 - 8.31, 11.21 "Нарушение правил охраны полосы отвода автомобильной дороги", ч. 1 ст. 23.24, ст. 27.2 "Доставление" и ст. 28.3 "Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях" КоАП РФ в основном обусловливается концепцией и терминологией ЛК РФ от 4 декабря 2006 г.
Прочтение новой редакции второй половины абзаца первого ч. 1 ст. 8.26 КоАП РФ может привести к первоначальному выводу о том, что имеется в виду выпас животных без пастуха или без привязи в любой местности; однако сопоставление абзаца с наименованием ст. 8.26, куда он входит, доказывает, что правонарушение относится лишь к лесам <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее см.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: Проспект, 2005.
Статья 35
Комментарий к статье 35
Замена в Федеральном законе "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" слова "леса" на слово "древесина" объясняется новым понятием леса в ст. 5 ЛК РФ (см. комментарий к ст. 25 комментируемого Федерального закона).
Статья 36
Комментарий к статье 36
Смотри комментарий к подп. 3 ст. 16 настоящего Закона и содержание п. 2 ст. 257 ГК РФ <1>.
--------------------------------
<1> См. также: Галиновская Е.А., Минина Е.Л. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". М.: Юстицинформ, 2004.
Статья 37
Комментарий к статье 37
В ч. 1 ст. 14 "Вопросы местного значения поселения" главы 3 "Вопросы местного значения" Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ предусматривается, что "к вопросам местного значения поселения относятся... 19) организация благоустройства и озеленения территории поселения". Замена дальнейших слов приводит норму в соответствие с ЛК РФ. В соответствии со ст. 98 ЛК РФ ч. 1 ст. 14 дополняется п. 32.
Аналогично изменение п. 25 ч. 1 ст. 16 "Вопросы местного значения городского округа" Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
В признанном утратившим силу п. 17 ч. 2 ст. 50 "Муниципальное имущество" Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ предусматривалась возможность нахождения в собственности поселений лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Статья 38
Комментарий к статье 38
В п. 6 ч. 4 ст. 2 "Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую" Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ предусматриваются в новой редакции только "расчеты потерь сельскохозяйственного производства".
В ст. 4 "Основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую" Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ предусматривается: "Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае" (в новой редакции):
"3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планированию территории, землеустроительной документации".
Новое наименование и содержание ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ сужают требования к переводу и ликвидируют ряд особенностей перевода лесных земель, поскольку прежнее наименование ст. 11 было "Особенности перевода земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию".
В ст. 17 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ вносились изменения в Лесной кодекс 1997 г., поэтому она признается утратившей силу.
Статья 39
Комментарий к статье 39
В ч. 2 ст. 11 "Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование" ВК РФ предусматривается, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено ч. 3 ст. 11 ВК РФ, водные объекты, находящиеся в государственной, муниципальной собственности, предоставляются в пользование для: "9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей".
В этой статье ВК РФ, в ст. 37 "Цели водопользования", ст. 45 "Использование водохранилищ", ст. 48 "Использование водных объектов для сплава древесины" ВК РФ заменяется слово "лес" на слово "древесина" в связи с их значением, предусмотренным в ст. 5 и подп. 1 ч. 1 ст. 25 и других ЛК РФ.
Так, в ч. 8 ст. 45 предусматривается, что Правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилища должны содержать... 5) ...перечень мероприятий, осуществляемых в акватории водохранилища, его водоохранной зоне и в зоне водного объекта ниже плотины в связи с использованием водохранилища для целей... сплава древесины и других целей" (см. также комментарий к ст. 25 настоящего Закона).
В новой предложенной редакции ст. 63 ВК РФ исключаются положения о том, что охрана лесов в водоохранных зонах направлена на предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод и что запрещается проведение рубок главного пользования.