Файл: ЛК_комм_Боголюбов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2439

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как собственники лесов отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (ст. 126 ГК РФ). Из этого принципиального положения в ГК РФ делается вывод - "обращение взыскания на природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом". Созданные РФ, субъектами Федерации или муниципальными образованиями юридические лица, согласно той же статье ГК РФ, не отвечают по обязательствам своих создателей, а создатели не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц (кроме случаев, предусмотренных законом).

Особенности ответственности РФ и ее субъектов в гражданских правоотношениях с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законами об иммунитете государства и его собственности.

Немаловажным является то, кого можно понимать под гражданами и юридическими лицами. Гражданский кодекс РФ раскрывает содержание понятия граждан (физических лиц):

- правоспособность (возникает с момента рождения и прекращается смертью, означает право иметь имущественные и личные неимущественные права, заниматься предпринимательством и любой иной не запрещенной законом деятельностью и т.п.);

- имя и место жительства;

- дееспособность (способность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности возникает в полном объеме по достижении 18-летнего возраста либо ранее, в том числе со времени вступления в брак);

- недопустимость лишения и ограничения правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и порядке, установленных законом;

- предпринимательская деятельность, имущественная ответственность гражданина, несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя.

С учетом изложенного и норм Лесного кодекса РФ можно говорить о "лесной" правоспособности и дееспособности граждан.

Заслуживает внимания понятие юридического лица: оно упоминается в комментируемой и иных статьях ЛК РФ и расшифровывается в ст. 48 ГК РФ, так как определяющим для характеристики юридического лица является участие в имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношениях.


Статья 5. Понятие леса


Комментарий к статье 5


Понятие леса является базовым, основным для лесного законодательства. Предлагаемое в Федеральном законе понятие не противоречит давнему научному и правовому представлению о лесе как единстве земли, лесной растительности, животного мира и иных компонентов окружающей природной среды, имеющих важное экологическое, социальное и экономическое значение.


В ст. 1 "Основные понятия" Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматриваются:

- естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией;

- природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

- природная среда, природа - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

В ст. 1 указанного Федерального закона даются также определения окружающей среды, природного объекта, природно-антропогенного объекта, природного комплекса, благоприятной окружающей среды и т.д. При всей неоднозначности указанных терминов, будучи закрепленными в Федеральном законе, они приобретают нормативное, обязательное для применения толкование.

Понимание леса как природного объекта подчеркивает его неразрывную не только биологическую, но и правовую связь с земельным участком, оборот которого должен регулироваться земельным и гражданским законодательством. С этим связаны изменения ст. 130 и др. ГК РФ (см. ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и комментарий к ней).


Статья 6. Земли, на которых располагаются леса


Комментарий к статье 6


Подразделение на категории по целевому назначению земель, отнесение их к категориям, перевод их из одной категории в другую и определение земель лесного фонда предусматриваются в ст. ст. 7, 8 и 101 ЗК РФ, в ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Правовой режим и назначение категорий земель предусматриваются в гл. XIV "Земли сельскохозяйственного назначения", гл. XV "Земли поселений", гл. XVI "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", гл. XVII "Земли особо охраняемых территорий", гл. XVIII "Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса" ЗК РФ <1>.

--------------------------------


КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (под ред. С.А. Боголюбова) включен в информационный банк согласно публикации - Питер Пресс, 2009.


<1> См.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М: Проспект, 2007.



В Лесном кодексе РФ осуществляется привязка лесов к землям, на которых они расположены, и в отличие от лесного законодательства предыдущих лет регулирование использования и охраны лесов осуществляется в зависимости от целевого назначения, использования и охраны этих земель, которые в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ рассматриваются как часть природы, природный ресурс и одновременно как недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю. С этим и рядом иных нововведений ЛК РФ связаны многочисленные изменения в ст. ст. 1, 13, 23, 27, 30 - 32, 40, 58, 77, 78, 82, 86, 90, 94, 95 и 97 ЗК РФ и в ст. ст. 130, 221, 257, 261, 268 и 270 ГК РФ (см. ст. ст. 16, 33 и 38 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и комментарий к ним).

Головным актом градостроительного законодательства является Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ <1>.

--------------------------------


КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (под ред. С.А. Боголюбова) включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2009 (3-е издание, переработанное и дополненное).


<1> См.: Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2007.


Статья 7. Лесной участок


Комментарий к статье 7


Норма этой статьи продолжает привязку лесов к землям, на которых они расположены, и концепцию использования и охраны лесов в соответствии с целевым назначением и категориями этих земель, а не правовым режимом использования и охраны лесов и земель лесного фонда (см. комментарий к ст. ст. 5, 6 и 10 ЛК РФ).

Границы лесных участков (заменивших участки земель лесного фонда) определяются в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" (см. ст. ст. 28 и 31 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и комментарий к ним).


Статья 8. Право собственности на лесные участки


Комментарий к статье 8


Комментируемая статья, с учетом ст. ст. 5 - 7 ЛК РФ, также входит в общие положения и составляет концепцию данного Кодекса. Формы собственности на лесные участки в составе земель категорий, указанных в ч. 1 ст. 7 ЗК РФ, также различные и определяются в главах ЗК РФ, указанных в комментарии к ст. 6 ЛК РФ, а также в Федеральных законах "Об особо охраняемых природных территориях", "О недрах", "Об образовании", "Об обороне", "О мелиорации земель", в ВК РФ и других нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов Федерации, регулирующих в соответствии с ЗК РФ земельные отношения <1>.

--------------------------------


КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону "О государственном земельном кадастре" (постатейный) (под ред. Е.А. Галиновской) включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2007 (издание четвертое, переработанное и дополненное).



<1> См. также: О государственном земельном кадастре: Постатейный комментарий к Федеральному закону / Под ред. Е.А. Галиновской. М.: Юстицинформ, 2003; Комментарий к Закону Российской Федерации "О недрах" / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Норма, 2000; Комментарий к Федеральному закону "О мелиорации земель" / Под ред. С.А. Боголюбова, Ю.Г. Жарикова. М.: Сельхозпрод, 1998; Галиновская Е.А., Кичигин Н.В., Пономарев М.В. Об особо охраняемых природных территориях: Постатейный комментарий к Федеральному закону. М.: Юстицинформ, 2006; Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2007; Боголюбов С.А., Галиновская Е.А., Мазуров А.В., Минина Е.Л. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой. М.: Юрайт, 2006.


Статья 9. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками


Комментарий к статье 9


Основания и порядок возникновения и прекращения указанных прав на объекты гражданских прав (лесные участки) предусматриваются в ст. ст. 260 - 287 гл. 17 "Право собственности и другие вещные права на землю" (особенно ст. ст. 268 - 270, 274 - 277), ст. ст. 606 - 625, 650 - 664 гл. 34 "Аренда", ст. ст. 689 - 701 гл. 36 "Безвозмездное пользование" ГК РФ.

В ст. ст. 25 - 39 ЗК РФ предусматриваются основания и порядок возникновения прав на землю, в ст. ст. 44 - 56 ЗК РФ - основания и порядок прекращения и ограничения прав на землю.

В случае несовпадения требований общего (гражданского) законодательства, регулирующего в соответствии с ч. 1 ст. 2 ГК РФ имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, и требований специального (земельного) законодательства, регулирующего отношения по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, приоритет согласно общепризнанным принципам права должен отдаваться специальному, т.е. земельному, законодательству.

Договор аренды является наиболее распространенным в мире способом осуществления права пользования лесами. При сдаче лесов в аренду ключевыми вопросами становятся: порядок сдачи лесов в аренду; сроки действия договоров аренды; площади сдаваемых в аренду лесных участков; учет экологии и интересов местного населения; лесные платежи и лесной доход; стимулы для повышения качества ведения лесного хозяйства; контроль, аудит арендаторской деятельности; возможность предупреждения и пресечения лесонарушений арендаторами, невыполнения ими условий договора.

Многие из этих положений предусматриваются в ст. ст. 71 - 74 и последующих нормах ЛК РФ. Зарубежный опыт свидетельствует, что процесс предоставления лесов в аренду должен определяться преимущественно государственными органами, которые публикуют информацию о предоставляемой территории, конкретных условиях договоров, правах и обязанностях сторон, последствиях их неисполнения.


Для избежания спекуляций и коррупции зарубежные авторы рекомендуют устанавливать публичные и открытые критерии отбора претендентов, которым должны быть присущи компетентность и профессионализм, наличие у них производственных мощностей для лесозаготовок и переработки древесины; эти критерии не должны исключать состязательность и участие малого предпринимательства, не допуская поглощения его крупным бизнесом.

Хотя указанные договоры заключаются обычно для производства древесины, в них можно включать экологические и социальные требования и стимулы, учитывать выгоды местного населения, являющегося и потребителями, и производителями недревесных лесных ресурсов и продуктов.

В беспокоивших общественность проектах ЛК РФ 2003 - 2005 гг. намечались сроки аренды лесов до 99 лет и их переход после добросовестного выполнения договоров в частную собственность. В ч. 5 ст. 72 ЛК РФ предусматривается лишь приоритетное, преимущественное право добросовестного арендатора на заключение договора аренды на новый срок.


Статья 10. Подразделение лесов по целевому назначению


Комментарий к статье 10


Толкование ч. 2 комментируемой статьи может привести к теоретическому выводу о том, что все три названные в ч. 1 категории лесов расположены лишь на землях лесного фонда, а на землях иных категорий могут быть (а могут и не быть) лишь защитные леса, включая особо защитные участки лесов (см. ч. 4 ст. 102 ЛК РФ).

Сами защитные леса имеют категории, предусмотренные в ч. 2 ст. 102 ЛК РФ. Цели освоения защитных лесов предусматриваются в ч. 4 ст. 12 ЛК РФ.

Важно отметить, что согласно новой редакции ЛК РФ от 4 декабря 2006 г. в ст. 11 "Особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий" и в других нормах Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" специфика перевода земель лесного фонда и иных земель, занятых эксплуатационными и резервными лесами, не предусматривается (в отличие от первоначальной редакции Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ; см. ст. 38 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и комментарий к ней).


Статья 11. Пребывание граждан в лесах


Комментарий к статье 11


Действующий Лесной кодекс РФ отказался от идеи публичных лесных сервитутов, которые предусматривались прежним Кодексом. Поскольку само понятие "публичный сервитут" в известной степени дискуссионно, то одной нормы о свободном пребывании граждан в лесах в целом достаточно. Данная норма в период принятия Кодекса подверглась пристальному вниманию общественности, что вполне объяснимо, учитывая необходимость защиты общественного интереса в процессе перехода к новым экономическим отношениям в лесопользовании. Принятая редакция статьи заметно отличается от первоначальных ее вариантов - изменения произошли главным образом в части ослабления запретов и ограничений пребывания граждан в лесах.