Файл: ЛК_комм_Боголюбов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2381

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 102. Защитные леса и особо защитные участки лесов


Комментарий к статье 102


Главы 15 и 16 ЛК РФ определяют правовой режим лесов в зависимости от их экономического, экологического и социального значения. Особенности осуществления права лесопользования традиционно были связаны с правовым режимом лесов, который устанавливал условия использования и охраны лесов в зависимости от групп лесов и категорий защитности лесов первой группы. Критериями отнесения лесов к группам являлись их роль и значение, которое они играют в системе "природа - общество", местоположение и выполняемые ими функции. Деление лесов на группы было введено в 1943 г.

Леса, основное назначение которых выполнять различные экологические функции, и леса особо охраняемых природных территорий были отнесены к лесам первой группы. Данная группа делилась на 20 категорий защитности.

К лесам второй группы были отнесены леса регионов с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса с недостаточными лесными ресурсами, требующими ограничения режима лесопользования.

К лесам третьей группы были отнесены леса многолесных территорий, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Они делились на два вида: освоенные и резервные леса. В лесах всех групп допускалось выделение особо защитных участков с ограниченным режимом лесопользования.

В соответствии со ст. 10 ЛК РФ введена новая классификация лесов. Они разделены на защитные, эксплуатационные и резервные, при этом в отношении лесов, расположенных на землях иных категорий, Лесным кодексом РФ допускается отнесение их к защитным лесам.

Основное целевое назначение защитных лесов состоит в выполнении различных экологических функций - средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных. Дополнительные ограничения по лесопользованию в защитных лесах преследуют цель - сохранить природные объекты, которые взаимосвязаны с лесами, земли, воды, объекты животного и растительного мира и окружающую среду в целом.

Защитные леса разделены на четыре категории в зависимости от их расположения и функционального назначения:

- леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

- леса, расположенные в водоохранных зонах;

- леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов;

- ценные леса.

Наиболее подробно о категориях защитных лесов см. в комментарии к ст. ст. 103 - 106 ЛК РФ.

Выделение категорий защитных лесов обусловлено необходимостью более жесткой регламентации проведения рубок (сплошных или выборочных) в этих лесах, так как именно заготовка древесины может существенно повлиять на всю лесную экосистему и связанные с ней другие природные объекты. При этом необходимо руководствоваться п. 4 ст. 17 ЛК РФ, в соответствии с которым в защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.


Правовой режим лесопользования в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, подчинен правовому режиму отдельных видов особо охраняемых природных территорий. Он устанавливается нормами Лесного кодекса РФ, Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в ред. от 4 декабря 2006 г.) <1>, Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в ред. от 5 февраля 2007 г.) <2>, Постановлением Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. N 48 "Об утверждении Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 23 апреля 1996 г.) <3>, Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 10 августа 1993 г. N 769 "Об утверждении Положения о национальных природных парках Российской Федерации" <4> и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024; 2006. N 50. Ст. 5279.

<2> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133; 2007. N 7. Ст. 834.

<3> САПП РФ. 1992. N 4. Ст. 25; СЗ РФ. 1996. N 18. Ст. 2153.

<4> САПП РФ. 1993. N 34. Ст. 3180.


На особо охраняемых природных территориях устанавливается режим особой охраны, которым постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, противоречащая целям создания особо охраняемой природной территории.

Правовое регулирование использования лесов в водоохранных зонах осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. N 1404 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах" <1>, Приказом Рослесхоза от 25 марта 1997 г. N 33 "О Положении о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах".

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5567.


Леса, выполняющие санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, выделяются в категорию защитных лесов в зависимости от вида природного или иного объекта, в отношении которого они выполняют защитную функцию. К ним отнесены:

- леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

- защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Федерации;

- леса зеленых зон, лесопарков, городские леса;

- леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Правовой режим данной категории защитных лесов устанавливается нормами Лесного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Водного кодекса РФ, Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 29 декабря 2006 г.) <1>, Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (в ред. от 29 декабря 2006 г.) <2>, Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (в ред. от 7 июля 2003 г.) <3>, Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" (в ред. от 19 июля 2006 г.) <4>, Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2006 г. N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог" <5> и др.


--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822; 2007. N 1 (ч. I). Ст. 21.

<2> СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713; 2007. N 1 (ч. I). Ст. 21.

<3> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169.

<4> СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5798; 2006. N 30. Ст. 3408.

<5> СЗ РФ. 2006. N 42. Ст. 4385.


Ценные леса выполняют не только защитные функции, например противоэрозионные, полезащитные, но и могут представлять собой научную, историческую ценность или иметь хозяйственное назначение - орехово-промысловые зоны, лесные плодовые насаждения.

Лесным законодательством сохранено понятие "особо защитные участки лесов". Они могут быть выделены во всех видах лесов, так как их основная цель состоит в сохранении защитных и иных экологических и социальных функций лесов. Представленный перечень наименований особо защитных участков лесов намного уже (всего 6), чем перечень наименований (их 26), содержащийся в Приказе Рослесхоза от 30 декабря 1993 г. N 348 "Об утверждении Основных положений по выделению особо защитных участков леса" (с изм. и доп. от 27 мая 1997 г.) <1>.

--------------------------------

<1> Лесная газета. 1994. 1 февр.


Перечень особо защитных участков лесов является открытым и может быть дополнен или изменен в связи с необходимостью защиты отдельных видов природных объектов.

Полномочия по отнесению лесов к ценным лесам и выделение особо защитных участков лесов в лесах всех видов, а также установление их границ переданы органам государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии со ст. ст. 81 - 84 ЛК РФ.

Правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, особо защитных участков лесов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.


Статья 103. Правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях


Комментарий к статье 103


В настоящей статье раскрываются основные положения правового регулирования использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях. Особо охраняемыми природными территориями в соответствии с преамбулой Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Цель создания и функционирования таких территорий состоит в сохранении уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучении естественных процессов в биосфере и контроле за изменением ее состояния. Поэтому все виды деятельности могут быть ограничены или запрещены в зависимости от установленного режима охраны особо охраняемой природной территории. Данное правило действует в отношении лесопользования и ведения лесного хозяйства на этих территориях.


Основные категории и виды особо охраняемых природных территорий содержатся в ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях". К ним отнесены: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Из этого перечня не подпадают под действие норм лесного законодательства дендрологические парки и ботанические сады. Леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, в соответствии со ст. 102 ЛК РФ, отнесены к категории защитных лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов.

Лесным кодексом РФ установлено общее правило в отношении лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в силу которого использование сплошных или выборочных рубок может допускаться только в случаях, если данный вид рубок предусмотрен правовым режимом зон соответствующих особо охраняемых природных территорий.

На территории государственного природного заповедника устанавливается самый жесткий режим особой охраны, которым запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории. При этом допускается зонирование территории заповедника с дифференцированным режимом хозяйственной деятельности. Так, могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека, или участки с частичным хозяйственным использованием. Установление границ зонирования территории заповедника закрепляется в положении о конкретном государственном природном заповеднике.

Основной перечень видов деятельности, осуществление которых запрещено на территории заповедника, определен Постановлением Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. N 48 "Об утверждении Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 23 апреля 1996 г.). В лесах государственных природных заповедников запрещаются:

- рубки главного пользования, заготовка живицы, древесных соков, лекарственных растений и технического сырья, а также иные виды лесопользования, за исключением заготовки дров и деловой древесины, необходимых для обеспечения потребностей заповедника и постоянно проживающих на его территории граждан;

- сенокошение, выпас скота, размещение ульев и пасек, сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов, семян, цветов и иные виды пользования растительным миром, за исключением сбора грибов, орехов, ягод работниками заповедника, а также гражданами, постоянно проживающими на территории заповедника, для личного потребления (без права продажи);


- промысловая, спортивная и любительская охота, иные виды пользования животным миром, за исключением случаев, предусмотренных Положением.

Таким образом, нормами Лесного кодекса РФ режим особой охраны заповедников поддерживается и детализируется путем запрещения любых рубок лесных насаждений на участках, полностью изъятых из хозяйственной деятельности, и допускается проведение выборочных рубок, необходимых для обеспечения потребностей заповедника и постоянно проживающих на его территории граждан.

Осуществление лесопользования на территории национального парка допускается только в соответствии с зонированием его территории. Виды зон и их границы определяются в положении о национальном парке. В соответствии со ст. 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.

Природные парки на основании ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" отнесены к особо охраняемым территориям регионального значения. Поэтому правовой режим природных парков устанавливается дополнительно законодательством субъектов Федерации. Во многих субъектах приняты соответствующие законы. Основными задачами природных парков являются:

- сохранение природной среды, природных ландшафтов;

- создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;

- разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

На территории природного парка осуществляется зонирование с выделением природоохранных, рекреационных, агрохозяйственных зон, зон охраны историко-культурных комплексов и объектов и иных зон.

Порядок лесопользования определяется функциональным назначением зоны природного парка. Проведение сплошных рубок в лесах, расположенных на территории природных парков, допускается только в тех случаях, если данный вид рубки предусмотрен правовым режимом соответствующей зоны.