Файл: КоАП_комм_Салищева_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 7190

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 30.11. Утратила силу. - Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 240-ФЗ.


Статья 30.12. Право на обжалование, опротестование в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов


Комментарий к статье 30.12


1. Несмотря на создание многоступенчатой и достаточно надежной системы проверки законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении до вступления этого постановления в законную силу, КоАП РФ сохранил возможность исправления ошибок и после вступления состоявшихся решений в законную силу путем пересмотра этих решений в порядке надзора.

2. В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в целом ряде определений 2004 - 2006 гг., пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений должен осуществляться в надлежащей судебной процедуре, обеспечивающей процессуальные права лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с конституционными принципами правосудия, в том числе принципами состязательности и равноправия сторон.

В связи с этим Федеральным законом от 3 декабря 2008 г. N 240-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" глава 30 Кодекса была дополнена статьями 30.12 - 30.19, регламентирующими порядок рассмотрения жалобы (протеста) в суде надзорной инстанции.

3. Комментируемая статья определяет круг лиц, имеющих право надзорного обжалования и опротестования постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Правом обжалования обладают лица, указанные в статьях 25.1 - 25.5 Кодекса. Это лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законные представители физического и юридического лица, защитник и представитель потерпевшего.

Кроме того, вступившие в законную силу постановления и решения по делу об административном правонарушении могут быть опротестованы в порядке надзора прокурором. Такое право предоставлено Генеральному прокурору РФ и его заместителям, прокурорам субъектов РФ и их заместителям, а также военным прокурорам соответствующего уровня.

Обусловлено это уровнем судов, уполномоченных рассматривать жалобы и протесты в порядке надзора (см. ст. 30.13).


Статья 30.13. Суды, рассматривающие в порядке надзора жалобы, протесты на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов


Комментарий к статье 30.13


1. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в судебных инстанциях осуществляется по первой инстанции мировыми судьями, судьями районных судов, судьями гарнизонных военных судов, судьями арбитражных судов субъектов Российской Федерации. Жалобы на постановления этих судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются соответственно в районном суде, областном (и равном ему суде), окружном (флотском) военном суде, вышестоящем арбитражном суде. Исходя из этого Кодекс установил, что вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях правомочны пересматривать председатели областных (и равных им) судов и их заместители, председатель Верховного Суда Российской Федерации и его заместители.


При этом Верховный Суд Российской Федерации определен, условно говоря, в качестве второй надзорной инстанции, поскольку он рассматривает жалобы и протесты в порядке надзора, если таковые были предметом рассмотрения председателей областных (и равных им) судов или их заместителей.

2. Право пересмотра в порядке надзора вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях имеет также Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. К его компетенции относится рассмотрение жалоб и протестов на постановления и решения, вынесенные судьями арбитражных судов. Судебное разбирательство в этом случае проводится в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

3. Вступившие в законную силу постановления и решения судей военных судов пересматриваются в порядке надзора окружными (флотскими) военными судами и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с законодательством о военных судах.

4. Необходимо отметить, что пересмотр дел в порядке надзора закон относит в исключительной компетенции судов, даже в том случае, если постановление по делу об административном правонарушении вынесено несудебным органом или должностным лицом. В этом важная гарантия обеспечения законности по делам об административных правонарушениях.


Статья 30.14. Подача жалобы, принесение протеста в порядке надзора


Комментарий к статье 30.14


1. Регламентация вопросов подачи жалобы и принесения прокурором протеста в порядке надзора имеет некоторые отличия от аналогичной регламентации подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, не вступившее в законную силу.

2. Если жалоба на постановление, не вступившее в законную силу, подается судье или в орган, вынесший постановление (хотя допускается подача жалобы и непосредственно в вышестоящий орган) (см. ст. 30.2), то жалоба, протест в порядке надзора всегда должны направляться непосредственно в суд надзорной инстанции.

3. Комментируемая статья детально регламентирует содержание надзорной жалобы (протеста) и перечень обязательно прилагаемых документов. Применительно к жалобам на постановление и решения, не вступившие в законную силу, такой регламентации нет, и жалоба может быть подана в произвольной форме.


Статья 30.15. Принятие к рассмотрению в порядке надзора жалобы, протеста


Комментарий к статье 30.15


1. Комментируемая статья придает стадии принятия к рассмотрению в порядке надзора жалобы, протеста процессуальный характер. Это действие оформляется вынесением судьей соответствующего определения.

2. Включение в данную статью части 2 было предопределено правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Определениях от 12 апреля 2005 г. N 113-О, от 12 мая 2005 г. N 145-О и от 4 апреля 2006 г. N 113-О, об обязанности суда надзорной инстанции известить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего о подаче жалобы, принесении протеста и предоставить этим лицам возможность ознакомиться с жалобой, протестом и подать свои возражения на них.


3. Закон устанавливает, что если жалоба, протест поданы с нарушением установленной формы, без приложения необходимых документов, не в тот суд, который вправе рассматривать жалобу, протест в порядке надзора, или повторно по тем же основаниям в суд, который уже рассматривал аналогичную жалобу, протест в порядке надзора, то указанные жалоба, протест возвращаются лицу, подавшему жалобу, прокурору, принесшему протест.

Исправление допущенных ошибок не препятствует повторному направлению жалобы или протеста в соответствующий суд.


Статья 30.16. Пределы и сроки рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста


Комментарий к статье 30.16


1. Конституционный Суд РФ в Определении от 4 апреля 2006 г. N 113-О по жалобе гражданина В.А. Овчинникова указал, что пересмотр дела, по которому постановление вступило в законную силу, должен осуществляться в целях исправления судебных ошибок, а не пересмотра по существу, поэтому такая проверка не может быть осуществлена в тех же пределах, что и на предыдущих стадиях.

Конституционный Суд РФ признал необходимым законодательное урегулирование в КоАП РФ пределов и оснований проверки, полномочий судей, сроков для обжалования (опротестования) вступившего в законную силу судебного акта и порядка рассмотрения жалобы (протеста) в суде надзорной инстанции.

Эта позиция Конституционного Суда РФ в Кодексе учтена не полностью. Если ч. 1 комментируемой статьи нацеливает на ограничение проверки дела доводами жалобы, протеста и возражениями, содержащимися в отзыве на жалобу, протест, то ч. 2 допускает проверку дела в полном объеме без каких-либо ограничений.

2. Исключая возможность повторного рассмотрения дела об административном правонарушении в порядке надзора по тем же основаниям в одном и том же суде и ограничивая количество надзорных судебных инстанций (см. ст. 30.13), нормы Кодекса создают определенные препятствия для многократного необоснованного обжалования в порядке надзора судебных актов по делам об административных правонарушениях.


Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста


Комментарий к статье 30.17


1. Учитывая совокупность правовых норм, регламентирующих процессуальные правила пересмотра дел об административных правонарушениях в порядке надзора, представляется важным определение формы и видов решений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы или протеста.

2. Часть 1 данной статьи устанавливает, что судебное решение по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы или протеста принимается в форме постановления.

3. Виды решений, принимаемых в порядке надзора, практически тождественны видам решений, принимаемых по жалобам на постановление по делу об административном правонарушении, не вступившее в законную силу.


Это либо оставление ранее принятых решений без изменения, а жалобы, протеста без удовлетворения, либо изменение ранее принятых решений, если нарушения могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены эти решения, либо отмена ранее принятых решений. Отмена решений возможна как с прекращением производства по делу, при наличии обстоятельств, указанных в КоАП РФ, так и с возвращением дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

4. Существуют два различия порядка рассмотрения жалоб и протестов по делам, решения по которым не вступили в законную силу, и по делам в порядке надзора.

Статья 30.7 КоАП РФ предусматривает возможность отмены постановления, не вступившего в законную силу, и возвращения дела на новое рассмотрение в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания (см. п. 4 ч. 1 ст. 30.7).

Комментируемая статья такого основания для отмены в порядке надзора ранее принятых решений не содержит и не предусматривает такого отдельного вида принимаемого решения, как отмена постановления и направление дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочным судьей, органом, должностным лицом (см. п. 5 ч. 1 ст. 30.7).

Однако, поскольку указанное нарушение представляет собой существенное нарушение процессуальных требований закона, представляется, что в подобных случаях при рассмотрении дела в порядке надзора может быть принято решение в соответствии с п. 3 ч. 2 комментируемой статьи.


Статья 30.18. Содержание постановления, принимаемого по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста


Комментарий к статье 30.18


Закрепляя в Кодексе содержание постановления, принимаемого судьей по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста, перечисляя все позиции, которые судья должен отразить в постановлении, законодатель подчеркнул процессуальную важность этого документа с точки зрения его законности и обоснованности. При этом наиболее важным является требование указать в постановлении мотивы и основания принимаемого решения со ссылкой на нормы законов (см. п. 9 ч. 1 данной статьи).


Статья 30.19. Вступление в законную силу постановления, принятого по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста


Комментарий к статье 30.19


Поскольку речь идет о надзорном производстве и о рассмотрении жалобы, протеста на постановление и решения по делу об административном правонарушении, уже вступившие в законную силу, то вполне естественно и обоснованно закрепление в норме данной статьи положения о вступлении в законную силу постановления в порядке надзора жалобы, протеста со дня принятия такого постановления.



Раздел V. ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ


Глава 31. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 31.1. Вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу


Комментарий к статье 31.1


1. Вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу означает то, что с этого момента оно подлежит исполнению (см. комментарий к ст. 31.2).

2. Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления, если указанное постановление не было обжаловано (см. комментарий к ст. ст. 30.1 и 30.2) или опротестовано (см. комментарий к ст. 30.10).

Согласно ч. 1 ст. 30.3 Кодекса жалоба на постановление по делу может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (см. комментарий к ст. 29.11). Однако в случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен (см. комментарий к ст. 30.3).

3. Постановление по делу вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе или протесту, если указанное решение не было обжаловано (см. комментарий к ст. 30.9) или опротестовано (см. комментарий к ст. 30.10). Разумеется, что при этом исключаются случаи, когда вынесенным решением по жалобе или протесту отменяется обжалованное или опротестованное постановление (см. комментарий к ст. 30.7).

Срок для обжалования решения по жалобе или протесту устанавливается точно так же, как и для обжалования постановления по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 30.9).

4. Постановление по делу вступает в законную силу немедленно после вынесения решения по жалобе или протесту, которое не подлежит обжалованию (см. комментарий к ст. 30.9). Естественно, что при этом также исключаются случаи, когда вынесенным решением отменяется обжалованное или опротестованное постановление (см. комментарий к ст. 30.7).


Статья 31.2. Обязательность постановления по делу об административном правонарушении


Комментарий к статье 31.2


1. Постановление по делу об административном правонарушении должно быть исполнено. В противном случае невозможно решить задачи законодательства об административных правонарушениях, в число которых входят как непосредственно защита объектов правоохраны от противоправных посягательств в виде административных правонарушений, так и предупреждение правонарушений (см. комментарий к ст. 1.2).

2. Гарантией обеспечения исполнения вынесенного постановления является то, что оно обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Такое указание необходимо в силу того, что в осуществлении исполнительного производства принимают участие различные категории лиц. Так, постановление об административном аресте исполняется сотрудниками органов внутренних дел (см. комментарий к ст. 32.8).