Файл: ЗК_комм_Чубуков_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2778

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно ФЗ от 21.07.1997 "О безопасности гидротехнических сооружений" <1> обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752.


обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;

представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений;

непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;

осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;

необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;

достаточное финансирование мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений;

ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Органы надзора за безопасностью гидротехнических сооружений могут запрещать или ограничивать деятельность физических и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию водохозяйственных объектов либо ведущих хозяйственную или иную деятельность в руслах рек и на прилегающих к ним территориях ниже и выше плотины, если такая деятельность может оказывать неблагоприятное воздействие на безопасность гидротехнических сооружений.

Предупреждение и ликвидация последствий вредного воздействия вод в виде разрушения гидротехнических сооружений осуществляются в соответствии с ВК РФ.

Об оборотоспособности водных объектов см. ст. 22, порядке предоставления водных объектов в пользование - ст. 91, ограничении прав пользования водными объектами - ст. 63, ограничении, приостановлении или запрещении использования водных объектов - ст. 89 ВК РФ.

3. Такой вид деятельности в отношении водных объектов, как их использование для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, является приоритетным. Для многих регионов России обеспечение населения питьевой водой - одна из важнейших проблем, решение которой необходимо для сохранения здоровья, улучшения условий деятельности и повышения уровня жизни населения.

Основным источником питьевого водоснабжения является речной сток, другим - подземные воды. Качество вод поверхностных водных объектов России в большинстве случаев не отвечает нормативным требованиям и оценивается как неудовлетворительное почти для всех видов водопользования. Используемые для водоснабжения населения подземные воды имеют лучшее качество и в основном отвечают требованиям ГОСТа "Вода питьевая".


Основные направления программных мероприятий и механизмы их реализации, необходимые для эффективного решения проблемы обеспечения населения Российской Федерации питьевой водой, были определены в Концепции Федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" <1>.

--------------------------------

<1> Утверждена Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N 292 "О Концепции Федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения".


Согласно ст. 133 ВК РФ для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты. Пригодность поверхностных и подземных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определяется федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора.

Отнесение водного объекта к источникам питьевого водоснабжения должно осуществляться с учетом его надежности и возможности организации зон и округов санитарной охраны в порядке, предусмотренном Правительством РФ.

Использование подземных водных объектов, пригодных для питьевого водоснабжения, для иных целей не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ВК РФ (ст. 137 предусмотрена возможность использования таких объектов для промышленности и энергетики).

На территории, где отсутствуют поверхностные водные объекты, которые могут быть использованы для хозяйственных и других целей, и имеются достаточные запасы подземных вод, пригодных для питьевого водоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда и с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр могут в исключительных случаях разрешать использование этих вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением.

Порядок использования водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения регулируется водным законодательством Российской Федерации.

При установлении на водных объектах зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения минимальные размеры водоохранных зон и режим хозяйственной деятельности в них определяются санитарными правилами и нормами.

Так, Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" <1> определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.


--------------------------------

<1> Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10.


Определение границ зон санитарной охраны и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения <1>.

--------------------------------

<1> См. например: Санитарные правила "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы. СанПиН 2.1.4.1075-01", введенные в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 32.


4. Согласно ст. 3 Кодекса, отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулирует земельное законодательство. Упоминание в комментируемом пункте ст. 102 и водного законодательства свидетельствует о том, что в данном случае применима норма п. 2 ст. 3 Кодекса, в соответствии с которой к земельным отношениям применяются перечисленные в ней отрасли законодательства, в том числе водное, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Следует, однако, заметить, что в п. 4 ст. 102 речь идет об определении порядка использования и охраны земель водного фонда именно Кодексом, а не другими актами земельного законодательства. Такая формулировка создает в правоприменительной практике определенные трудности.

Целям, содержанию охраны земель, а также вопросам использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, посвящена гл. II Кодекса (см. ст. ст. 12 - 14 и комментарии к ним), контролю за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель - гл. XII (см. ст. ст. 71 - 73 и комментарии к ним).

Статья 9 Кодекса к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относит разработку и реализацию федеральных программ использования и охраны земель, утверждение которых отнесено к компетенции Правительства РФ, а реализация возлагается на федеральные и региональные органы исполнительной власти. Разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации, отнесена Кодексом (ст. 10) к полномочиям субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 11 Кодекса, местные программы использования и охраны земель разрабатываются и реализуются органами местного самоуправления <1>.

--------------------------------

<1> См. также: ФЗ от 10.07.2001 N 92-ФЗ "О специальных экологических программах реабилитации загрязненных участков территории".


Как уже было отмечено, в регулировании отношений, возникающих в связи с использованием и охраной земель водного фонда, приоритетное значение имеют нормы Кодекса. Водному законодательству отводится роль, связанная с восполнением пробелов в земельном законодательстве, регулирующем указанные отношения. Дело в том, что водное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов (водные отношения). Отношения по поводу земель, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов. Отношения по поводу обособленных водных объектов (замкнутых водоемов) регулируются водным законодательством в той мере, в какой данные отношения не урегулированы гражданским и земельным законодательством.


Водное законодательство Российской Федерации состоит из ВК РФ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации.


Статья 103. Земли запаса


Комментарий к статье 103


1. Статья устанавливает уточненное понятие земель запаса. Прежде ЗК 1991 г. к землям запаса относил все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду. Имелись в виду земли, не предоставленные в правообладание гражданам и юридическим лицам, поскольку они в действительности имели собственника в лице российского государства.

Комментируемая статья к землям запаса относит земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения, формируемого по правилам ст. 80 Кодекса.

Уточненное понятие дает основание подразделять земли запаса прежде всего на государственные и муниципальные. Государственные земли запаса, в свою очередь, можно и нужно подразделять на земли федерального запаса и земли запаса субъектов Федерации. Такое подразделение объясняется фактом реального существования земель запаса на территориях, находящихся в ведении Российской Федерации, субъектов Федерации и даже на поселенческих территориях, отнесенных к ведению муниципальных образований.

Понятие земель запаса, сформулированное в ст. 103 Кодекса, содержит двусмысленную оговорку: "за исключением земель фонда перераспределения, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса". И становится не вполне ясно, откуда исключается фонд перераспределения - из земель запаса или из земель, не предоставленных гражданам и юридическим лицам.

Согласно ст. 80 Кодекса фонд перераспределения земель формируется из земель сельскохозяйственного назначения, поступивших в этот фонд:

при добровольном отказе от земельного участка;

если нет наследников на земельный участок;

при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных законом.

Регулирование фонда перераспределения в самостоятельной статье Кодекса и исчерпывающий перечень оснований для его формирования только из земель сельскохозяйственного назначения свидетельствуют о самостоятельности фонда перераспределения земель как правовой категории, которую не следует отождествлять с землями запаса. Этот фонд имеет автономный правовой режим, определяющий, в частности, правила его использования.

В отличие от фонда перераспределения, который может использоваться только для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (ст. 78 Кодекса), использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.


Значительное количество земель запаса сосредоточено в отдаленных, мало освоенных районах Российской Федерации (на Дальнем Востоке, в Сибири и др.). Кроме того, земли запаса имеются также во всех районах европейской части России. Для использования они могут переводиться во все предусмотренные земельным законодательством категории в целях развития разных отраслей экономики и предоставляться гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством.

Как правило, земли запаса - это территории земельной поверхности, в силу каких-либо обстоятельств не использующиеся в хозяйственной деятельности. Нахождение в запасе - это "время ожидания своего часа", которое наступит, когда обществу для его многоцелевых нужд станут необходимы свободные земли. Территориальное размещение земель запаса является переменной категорией. Площадь земель запаса в силу различных оснований периодически уменьшается либо иногда возрастает.

Будучи временно невостребованными для хозяйственной деятельности либо гражданского оборота, земли запаса не могут считаться ничейными, бросовыми либо бесхозяйными. У них имеется собственник - российское государство в целом либо отдельный субъект Федерации или муниципальное образование. Это означает, что данные земли граждане и юридические лица не могут занимать без надлежащих правовых оснований, то есть самоуправно.

Между тем на практике земли запаса нередко используются временно, случайными пользователями, например гражданами, проживающими на соответствующей территории. Местные органы обычно мирятся с этим, поскольку земельные участки не используются под капитальные сооружения. Огороды же, которые на них традиционно располагаются, не создают у местных органов каких-либо хозяйственных проблем. Если земельный участок потребуется для государственных или муниципальных нужд, то он занимается без возмещения затрат нелегальным пользователям.

Фактическое занятие и использование земель по законодательству признается административным правонарушением и не может рассматриваться как основание для правообладания земельным участком. Нарушители, помимо привлечения к установленным видам юридической ответственности, не приобретают право на возмещение затрат, произведенных в результате самовольного использования земель запаса (п. 2 ст. 76 Кодекса).

Земли запаса, являясь государственной или муниципальной собственностью, подлежат государственному земельному учету. Сведения о них заносятся в кадастровую документацию. С заявлением об их учете должны обращаться в государственные или муниципальные органы, в ведении которых находятся названные земли.

При таком обращении необходимо учитывать предписания ФЗ от 17.07.2001 "О разграничении государственной собственности на землю" <1>. Он предусматривает, что земли запаса могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.