Файл: ЗК_комм_Сухова_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2810

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Любое строение или сооружение, созданное на территории объекта культурного наследия с нарушением действующего законодательства, признается самовольной постройкой и подлежит сносу в установленном порядке.

Закрепляется также, что земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.


Статья 100. Особо ценные земли


Комментарий к статье 100


Комментируемая статья выделяет также самостоятельный вид земель особо охраняемых территорий и объектов - особо ценные земли, на которых расположены природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие собой научную, историко-культурную ценность.

Таким образом, вопрос об отнесении земель к особо ценным землям решается на основании того, будет ли признан природный объект или объект культурного наследия объектом, имеющим научную, историко-культурную ценность. Соответствующие решения вправе принять органы власти любого уровня (федеральные органы государственной власти, органы государственной власти РФ и органы местного самоуправления), если это не будет противоречить федеральным законам.

Особенность правового режима этих земель заключается в том, что на лиц, использующих земельные участки, на которых находятся такие объекты, возлагается обязанность их сохранения. Поэтому сведения об особо ценных землях указываются в документах государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на недвижимое имущество.


Глава XVIII. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА, ЗЕМЛИ

ВОДНОГО ФОНДА И ЗЕМЛИ ЗАПАСА


Статья 101. Земли лесного фонда


Комментарий к статье 101


В соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи все земли лесного фонда делятся на две основные группы - лесные земли и нелесные земли. Закрепление в законодательстве такой структуры земель лесного фонда обусловлено разным целевым назначением двух указанных видов земель. Лесные земли предназначены для выращивания лесов, рационального и эффективного их использования и воспроизводства. Для этих же целей используются и те участки лесного фонда, которые не покрыты лесной растительностью (вырубки, гари и т.п.). Они также предназначены для лесовосстановления, поэтому относятся к лесным землям.

Нелесные земли - это земли, которые не заняты лесами и не предназначены для их выращивания. Целевое назначение этих земель состоит в обслуживании нужд лесного хозяйства - устройство просек, дорог и т.д.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.


Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется, помимо комментируемого Кодекса, также лесным законодательством, в частности Лесным кодексом РФ от 4 декабря 2006 г.

В ст. 7 ЛК РФ содержится определение понятия лесного участка, под которым понимается земельный участок, границы которого определяются в процессе осуществления лесоустройства в соответствии со ст. ст. 67, 69 ЛК РФ и проведения государственного кадастрового учета лесных участков в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 ЛК РФ).

Следует отметить, что правовой режим земель лесного фонда неоднороден. Существенные различия в нем возникают в зависимости от того, к какой категории отнесены леса по целевому назначению.

Согласно ст. 10 ЛК РФ все леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на:

1) защитные леса;

2) эксплуатационные леса;

3) резервные леса.

К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов:

1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

2) леса, расположенные в водоохранных зонах;

3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, а именно леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; зеленые зоны, лесопарки; городские леса; леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

4) ценные леса (государственные защитные лесные полосы; противоэрозионные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; леса, имеющие научное или историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения; ленточные боры).

В защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Статья 14 ЛК РФ запрещает создание в защитных лесах лесоперерабатывающей инфраструктуры (объекты переработки заготовленной древесины, биоэнергетические объекты и другое). В защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (ч. 4 ст. 17 ЛК РФ).


К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В них осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов. Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам.


Статья 102. Земли водного фонда


Комментарий к статье 102


1. Согласно п. 1 комментируемой статьи к землям водного фонда относятся, во-первых, земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах. Под водным объектом новый Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. понимает природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (п. 4 ст. 1). Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. В свою очередь, береговая линия (граница водного объекта) определяется для:

1) моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива;

2) реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;

3) пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды;

4) болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине.

К поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.

Во-вторых, к землям водного фонда относятся земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. Под гидротехническими сооружениями понимают плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов (ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений").


К иным сооружениям относятся все сооружения, связанные с использованием, восстановлением и охраной водных объектов и их водных ресурсов.

2. Водные объекты подвержены различным изменениям, которые могут выражаться, например, в обмелении рек либо в их расширении. Так, изменение русел рек достаточно часто вызывается природными причинами, одной из главных, например, можно назвать паводки. Не всегда лес благотворно влияет на состояние водоемов, регулирует дождевые потоки. Например, произрастая непосредственно у воды, деревья могут стать разрушителями берега. Упавшие в воду деревья могут запрудить реку, стать причиной разливов, изменения русел рек и ручьев. Стихийные бедствия также могут привести к различным изменениям водного объекта. Однако специалистами отмечается, что настоящей причиной природных катаклизмов является неразумное использование земельных ресурсов, уничтожение лесов и осушение болот.

Прекращение существования водного объекта либо другие его существенные изменения могут привести к утрате необходимости использования прилегающих к нему земель в прежних целях. В связи с этим законодатель допускает в таких случаях перевести земли в другую категорию, но при обязательном наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (ст. 12 Закона о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую).

3. Пункт 3 комментируемой статьи допускает резервирование земель в целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

4. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется как Земельным кодексом РФ, так и Водным кодексом РФ. Действуют также ряд федеральных законов, регулирующих особенности правового режима земель водного фонда на трансграничных площадях, в частности: Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе РФ" (с изм. от 10 февраля 1999 г., 8 августа 2001 г., 22 апреля, 30 июня, 11 ноября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., от 9 мая 2005 г.) <205>; Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне РФ" (с изм. от 8 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 22 апреля, 30 июня, 11 ноября 2003 г., 18 июля 2005 г.) <206>. Также к землям водного фонда применяются ведомственные нормативные правовые акты. Например, Санитарными правилами и нормами "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" устанавливается порядок создания таких зон, а также определяется правовой режим земель, на которых они установлены.

--------------------------------

<205> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694.

<206> СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273.


Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.


Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.

Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения.

На водопроводах с подрусловым водозабором ЗСО следует организовывать как для поверхностного источника водоснабжения.

На водопроводах с искусственным пополнением подземных вод ЗСО организуется как для поверхностного источника (относительно водозабора для инфильтрационных бассейнов), так и для подземного источника (для защиты инфильтрационных бассейнов и эксплуатационных скважин).

Принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений. При выборе источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для отдельного объекта возможность организации ЗСО должна определяться на стадии выбора площадки для строительства водозабора.

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

Текстовая часть должна содержать: а) характеристику санитарного состояния источников водоснабжения; б) анализы качества воды в объеме, предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами; в) гидрологические данные (основные параметры и их динамика во времени) - при поверхностном источнике водоснабжения или гидрогеологические данные - при подземном источнике; г) данные, характеризующие взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема при наличии гидравлической связи между ними; д) данные о перспективах строительства в районе расположения источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, в том числе жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов; е) определение границ первого, второго и третьего поясов ЗСО с соответствующим обоснованием и перечень мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных организаций, индивидуальных предпринимателей, с определением источников финансирования; ж) правила и режим хозяйственного использования территорий, входящих в зону санитарной охраны всех поясов.