Файл: ЗК_комм_Сухова_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2774

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.

Особенностью правового режима земель природных парков является зонирование их территории. На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Так, выделяются природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

Закон об ООПТ содержит запрет на осуществление на территориях природных парков деятельности, влекущей за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах природных парков также могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса. Заказники могут быть федерального и регионального значения. Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении специально уполномоченных на то Правительством РФ государственных органов РФ и финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников. Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации.

Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ на основании представления органов исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. Органы исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с органами местного самоуправления образуют государственные природные заказники регионального значения.

На землях заказника установлен "заказ" - ограниченный запрет. В заказниках постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, противоречащая целям создания государственных природных заказников или причиняющая вред его природным комплексам и компонентам. Собственники, пользователи земельных участков на его землях обязаны соблюдать установленный заказной режим.


Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Содержание режима особой охраны территорий памятников природы состоит в следующем. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Допустимые виды использования каждого памятника природы устанавливаются в зависимости от его характера и состояния и указываются в паспорте памятника. Режимом охраны памятника для допустимых видов его использования могут быть предусмотрены сезонные и иные ограничения. Разрешения на использование конкретного памятника природы в тех или иных целях выдаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, осуществляющими контроль за соблюдением установленного режима охраны памятников природы.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. При этом расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.

К землям дендрологических парков и ботанических садов относятся земельные участки, предоставленные одноименным государственным учреждениям для создания и размещения коллекций флоры. В дендрологических парках и ботанических садах ведется работа в области ботаники, растениеводства, селекции, декоративного садоводства и ландшафтной архитектуры.

Земли, представленные дендрологическим паркам и ботаническим садам, предназначаются только для выполнения их прямых задач и передаются им в бессрочное (постоянное) пользование. Для выполнения поставленных задач территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на функциональные зоны, в том числе: экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов; научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений; административную.

Находясь в дендрологических парках и ботанических садах, посетители должны соблюдать установленные в них правила посещения: не заходить на куртины, где расположены экспозиции растений, не рвать цветы, не повреждать кустарники и деревья, не загрязнять территорию.


Таким образом, основная особенность правового режима земель особо охраняемых природных территорий состоит в том, что на данных землях запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов РФ.

В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. Статьей 10 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод данных земель в другую категорию допускается только в том случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.

Утрата ценного значения землями особо охраняемых территорий и объектов может быть вызвана различными объективными причинами. Примером может служить уничтожение особо охраняемого природного комплекса или объекта катаклизмом (землетрясением, наводнением, селевым потоком). Необходимо заметить, что факт утраты землей ценного значения и невозможность вследствие этого использовать ее по целевому назначению должен быть подтвержден заключением государственной экологической экспертизы.


Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов


Комментарий к статье 96


Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.

Под лечебно-оздоровительной местностью понимается территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. Курорт - это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (ст. 1 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" <198>).

--------------------------------

<198> СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713; 2004. N 35. Ст. 3607.


В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение.


Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством РФ по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ; регионального значения - органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти; местного значения - в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется путем установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

Под округом санитарной (горно-санитарной) охраны понимается особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).

Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством РФ, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации.

В соответствии со статьей 16 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" в составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.


Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями, во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.

Контроль и надзор за обеспечением санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Согласно пункту 3 комментируемой статьи земельные участки, на которых устанавливаются зоны, за исключением первой, у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются и не выкупаются, но в их пределах вводится особый режим использования земель с тем, чтобы ограничить или запретить те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.


Статья 97. Земли природоохранного назначения


Комментарий к статье 97


Согласно п. 1 комментируемой статьи к землям природоохранного назначения относятся земли:

1) запретных и нерестоохранных полос;

2) занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий);

3) иные земли, выполняющие природоохранные функции.

Правительство РФ или органы исполнительной власти субъектов РФ вправе в качестве отдельной категории особо охраняемых водных объектов признать места нереста ценных видов рыб. Земли в составе указанных особо охраняемых водных объектов могут быть изъяты полностью или частично, постоянно или временно из хозяйственной деятельности на основании решений уполномоченных органов исполнительной власти.

Запретными лесными полосами признаются леса, выполняющие водоохранно-защитные функции, расположенные по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, примыкающие непосредственно к руслу реки или берегу водоема. К запретным полосам лесов, защищающим нерестилища ценных промысловых рыб, относятся леса, расположенные по берегам водных объектов, являющихся местами нереста ценных промысловых рыб. Ограничения хозяйственной деятельности на землях, занятых этими лесами, касаются в основном заготовки древесины.

К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов: леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; ценные леса (ст. 102 Лесного кодекса РФ от 4 декабря 2006 г.).