Файл: ЗК_комм_Волков_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3827

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поскольку принудительное прекращение прав на земельные участки связано, как правило, либо с ненадлежащим использованием земельного участка, либо с изъятием его для государственных и муниципальных нужд, то Земельный кодекс подробно регламентирует процедуру прекращения прав в этих двух случаях. В ситуации же, которую регламентирует комментируемая статья, имеет место особый случай, который по сути своей ближе к изъятию земельного участка для государственных и муниципальных нужд, но не является им, поскольку земельный участок уже находится в государственной собственности. Поэтому применяется порядок, предусмотренный ст. 53 ЗК РФ.

В соответствии с данной статьей в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления подается заявление об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с приложением установленных документов, в том числе документа, подтверждающего согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Уполномоченный орган в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, копия которого в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.

Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается с момента принятия указанного решения, а если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в данном Реестре, уполномоченный орган в недельный срок со дня принятия решения обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также сообщить об отказе от права на земельный участок в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка и в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, в недельный срок со дня принятия решения.

8. Если предыдущий пункт посвящен порядку прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, о которых идет речь в комментируемой статье, то п. 8 регулирует порядок прекращения права аренды таких участков. Статья 46 ЗК РФ, определяющая основания прекращения аренды земельного участка, предусматривает, что право аренды может быть прекращено и в иных кроме перечисленных в данной статье случаях, предусмотренных федеральными законами.

В комментируемом пункте указано, что аренда может быть прекращена по инициативе органов государственной власти субъектов РФ в порядке, предусмотренном ЗК РФ. Эта норма представляется не совсем ясной, поскольку, во-первых, договор аренды досрочно прекращается по инициативе либо арендодателя, либо арендатора, каковыми органы государственной власти субъектов РФ в данном случае не являются, а во-вторых, ЗК РФ не содержит норм, регламентирующих порядок расторжения договора аренды, такой порядок установлен гражданским законодательством.


В соответствии со ст. 452 ГК РФ соглашение о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

9. Пункт 9 комментируемой статьи устанавливает, с какого момента, при вынесении соответствующего решения, прекращается право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения, включаемыми в состав населенных пунктов.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав. Поэтому в комментируемом пункте указано, что, если право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрация прекращения этого права не производится.

Государственная регистрация прав, как гласит п. 1 ст. 16 названного Федерального закона, проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

В данном случае, в соответствии с комментируемым Федеральным законом, государственная регистрация производится по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

10. Порядок предоставления земельных участков федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям взамен участков, права на которые прекращены в соответствии с настоящей статьей, установлен, в исключение из общего правила, применительно к порядку, предусмотренному для граждан.

Предоставление гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентировано ст. 34 ЗК РФ. Комментируемый пункт закрепляет особенность применения данного порядка по отношению к рассматриваемым им земельным участкам: решение о предоставлении участков принимает всегда орган государственной власти субъекта РФ.


Федеральное государственное унитарное предприятие или федеральное государственное учреждение, заинтересованное в предоставлении земельного участка, подает заявление в орган государственной власти субъекта РФ, указав в нем цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного статьей заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Орган государственной власти субъекта РФ в двухнедельный срок должен принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка с приложением проекта его границ.

Поскольку в рассматриваемом случае прекращалось право пользования земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, предоставляться должны также земельные участки из названной категории земель.

11. Как уже отмечалось, предусмотренные комментируемой статьей полномочия передаются органам государственной власти субъектов РФ на срок полтора года с даты принятия решения о включении земельных участков для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства в границы населенных пунктов. Если же до истечения этого срока органами государственной власти субъектов РФ принято решение о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, заключены договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования земельными участками, то указанное ограничение срока не применяется. Отсюда можно сделать вывод, что в этом случае полномочия субъектов РФ по управлению и распоряжению данными земельными участками становятся бессрочными, за исключением тех случаев, когда земельные участки передаются в частную собственность.

Следует заметить, что в тексте комментируемой статьи не оговорена судьба земельных участков, в отношении которых срок полномочий субъекта РФ истек, а решение об их предоставлении на том или ином праве гражданину или юридическому лицу не принято.


Статья 4


Комментарий к статье 4


В связи со вступлением в действие Земельного кодекса Российской Федерации утратившими силу были признаны кроме предыдущего Земельного кодекса и Закона о введении его в действие законы и постановления Верховного Совета России, регулировавшие порядок проведения земельной реформы. Однако в основном земельная реформа начала 90-х гг. XX в. осуществлялась путем издания нормативных правовых актов Президентом РФ и Правительством РФ. Указанные нормативные акты были отменены Указом Президента РФ от 25 февраля 2003 г. N 250 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2002 г. N 919 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, регулирующих земельные отношения".



Статья 5


Комментарий к статье 5


На территории Российской Федерации до сих пор действуют отдельные нормативные акты Союза ССР (например, только с 1 января 2008 г. утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.) В соответствии с комментируемой статьей содержащиеся в них нормы земельного права не применяются. Необходимо отметить, что в статье речь идет лишь о законодательных актах, т.е. подзаконные нормативные акты могут применяться. Так, до последнего времени использовался утвержденный Минздравом СССР 19 ноября 1991 г. Перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно допустимых количеств (ОДК) химических веществ в почве, фактически утративший силу в связи с изданием Гигиенических нормативов "Ориентировочно допустимые концентрации (ОДК) химических веществ в почве. ГН 2.1.7.2042-06", введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 января 2006 г. N 2.


Статья 6


Комментарий к статье 6


Необходимо отметить, что земельное законодательство в последние годы достаточно активно обновляется, и к настоящему времени осталось лишь несколько действующих указов Президента РФ в области земельных отношений, принятых до нового Земельного кодекса, и все они содержат только статьи об отмене предыдущих нормативных актов. Из принятых до октября 2001 г. и действующих постановлений Правительства РФ можно назвать Постановления от 15 марта 1997 г. N 319 "О порядке определения нормативной цены земли", от 26 сентября 1997 г. N 1223 (ред. от 21 августа 2000 г.) "Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах" <1> и др. К ним применима норма настоящей статьи.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 40. Ст. 4592.


При рассмотрении судебных дел по земельным спорам следует всегда выяснять, какой нормативный акт действовал на момент возникновения спора и насколько он применим с учетом действующего Земельного кодекса. Примером может служить следующее дело <1>.

--------------------------------

<1> См.: Валуйский А. Обзор практики рассмотрения федеральными арбитражными судами округов споров, связанных с приватизацией земли (август 2004 г. - август 2005 г., ч. ч. 1, 2). П. 23. Подготовлен для СПС "КонсультантПлюс".


Общество с ограниченной ответственностью (ООО) обратилось в арбитражный суд с иском к комитету по управлению имуществом муниципального образования об устранении разногласий в договоре купли-продажи земельного участка в части установления выкупной цены, а также об обязании комитета заключить договор в редакции покупателя.

ООО является собственником производственной базы, для пользования которой постановлением главы администрации был передан обществу в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок. На основании п. 1 ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ и федеральными законами. ООО таким правом воспользовалось и обратилось в администрацию муниципального образования с заявлением о предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка.


ООО обратилось с заявлением о приватизации земельного участка 17 декабря 2002 г. В момент обращения действовала ставка земельного налога, к которой применялся коэффициент 2 по отношению к ставке налога, действовавшей в предшествующем 2001 г. (этот коэффициент был введен Федеральным законом от 14 декабря 2001 г. N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога"). Однако с 1 января 2002 г. действовали уже иные ставки земельного налога, которые были увеличены в 1,8 раза по отношению к ставкам земельного налога, действовавшим в 2002 г. (ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации"). Таким образом, для истца было важно, чтобы при расчетах применялась та ставка налога, которая действовала на момент подачи заявления о приватизации земельного участка.

Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ к заявлению прикладывается кадастровая карта (план) земельного участка, подлежащего приватизации. В отсутствие кадастровой карты заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением об изготовлении дежурной кадастровой карты (плана), которая должна быть изготовлена в месячный срок (п. 7 ст. 36 ЗК РФ).

Кроме того, согласно п. 2 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 августа 2002 г. N 576, юридические лица при предоставлении им земельных участков представляют помимо документов, предусмотренных Земельным кодексом РФ, документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица, а также (при нахождении на участке зданий, строений или сооружений) документы, подтверждающие размер площади здания, строения и сооружения и государственную регистрацию прав на них.

Таким образом в соответствии с действовавшим на дату подачи заявки на приватизацию законодательством истец должен был представить вместе с заявкой (заявлением) достаточно обширный перечень документов, подтверждающих его юридический статус, а также права на здания и сооружения, расположенные на земельном участке.

Истцом к заявлению о приватизации земельного участка кадастровая карта (план) не была приложена. А поскольку, согласно п. 1 ст. 37 ЗК РФ, объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, а также учитывая положения п. 5 ст. 36 ЗК РФ (требующего прикладывать к заявлению кадастровую карту), суд пришел к выводу, что заявку на приватизацию земельного участка следует считать поступившей с момента представления полного комплекта необходимых документов. Документы о регистрации юридического лица, документы, подтверждающие право собственности на объекты недвижимости, и кадастровая карта (план) были представлены в орган местного самоуправления только 28 мая 2003 г. Решение о продаже участка было принято администрацией в этот же день. Соответственно, суд пришел к выводу, что должна применяться ставка земельного налога, действовавшая в 2003 г. (с коэффициентом 1,8 по отношению к ставке налога, действовавшей в 2002 г.).