ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3831
Скачиваний: 1
Реализация принципа сохранения особо ценных земель и территорий обеспечивается не только ст. ст. 27, 30, 31, 32, 79, 94, 101 ЗК РФ, но и Федеральным законом от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях" <1> (см. комментарий к гл. XVII).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.
7. Платность использования земли выражается в уплате налога или арендной платы (ст. 65 ЗК РФ).
Под одним общим названием "платность использования земли" Земельный кодекс понимает земельный налог и арендную плату за землю. Между тем правовая природа той и другой платы за землю имеет существенные различия. Земельный налог есть властное предписание государства. От налога может освободить землепользователя только компетентный государственный орган, и то только на основании закона. Арендная плата - предмет свободной договоренности сторон, заключающих договор аренды земельного участка. Средства от арендной платы поступают арендодателю в соответствии с условиями договора. Земельный налог идет в государственный бюджет в тех суммах, которые установлены законом о плате за землю. С изменениями, внесенными в часть вторую Налогового кодекса РФ (НК РФ), земельный налог устанавливается его гл. 31.
8. Весь земельный фонд Российской Федерации разделяется по основному целевому назначению на семь категорий, имеющих свой правовой режим использования, с учетом зонирования и разрешенного использования. Отнесение земель к категориям и перевод их из одной в другую производятся компетентными органами власти и определяются ст. 8 ЗК РФ, но никак не самими пользователями земли.
9. Данный принцип устанавливает, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований определяется федеральными законами. При этом основания и порядок разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований определяются ст. ст. 16 - 19 ЗК РФ, а также Федеральным законом о введении в действие ЗК РФ.
10. Невозможно, как известно, без учета природных, социальных, экономических и иных факторов, влияющих на правовой режим земель, организовать рациональное использование и охрану земель. Фактические показатели состояния земель и их правовой режим непременно учитываются при землеустроительном проектировании, установлении зонирования земель. Именно в связи с этим подп. 10 п. 1 ст. 1 Кодекса провозглашает принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
11. Принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком, находит отражение во многих статьях Земельного кодекса и других нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Этот принцип четко выражен в ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, в которой установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но вместе с тем в общественных интересах ст. 36 вводит ограничения хозяйственной свободы пользователей земли, которые состоят в том, чтобы ими не наносился ущерб окружающей среде и не нарушались права и законные интересы иных лиц. Кроме того, Земельный кодекс обеспечивает сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Так, при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд, с одной стороны, удовлетворяются потребности государства и муниципальных образований в земле, с другой - гарантируется защита имущественных прав граждан в форме денежных компенсаций или предоставления другого равноценного земельного участка взамен изъятого (ст. ст. 60 - 63).
При регулировании земельных отношений применяется, как сказано в подп. 11, принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.
Принцип разграничения действия норм гражданского и норм земельного законодательства при регулировании земельных отношений состоит в том, что гражданское законодательство устанавливает общие нормы регулирования имущественных отношений, в том числе и земельных, а земельное законодательство - специальные нормы регулирования земельных отношений. Поэтому если есть специальная норма, содержащаяся в Земельном кодексе или в каком-либо другом нормативном правовом акте, решающая какой-то вопрос земельного права, то общая норма гражданского законодательства не может применяться.
Перечень принципов не является исчерпывающим, как отмечено в п. 2 ст. 1. Сравнительный анализ содержания других статей Земельного кодекса позволяет сформулировать ряд принципов земельного права, так или иначе нашедших также отражение в других актах земельного законодательства и в юридической литературе по этому вопросу <1>.
--------------------------------
<1> См.: Волков Г.А. Принципы земельного права России. М.: Городец, 2005. С. 65; Жариков Ю.Г. Земельное право России. М.: Кнорус, 2006. С. 13.
Независимо от своих полномочий собственника земли государство как орган власти проводит ряд принципов земельной политики, обеспечивающих рациональное использование и охрану земель. В числе этих принципов можно назвать:
1) принятие на государственный счет и осуществление работ по изучению и картографированию земель, их госрегистрации, земле- и лесоустройству;
2) ведение государственного земельного кадастра и мониторинга;
3) создание служб со специальными функциями по оперативному управлению в области рационального использования и охраны земель (почв) и надзору за всеми пользователями земли;
4) плановость в использовании земель. Этот принцип выражается в мероприятиях троякого назначения:
а) изучение "спроса" на землю и ее распределение между претендентами;
б) резервирование земель для государственных и муниципальных нужд будущих пользователей - с ограничением права застройки или иных трансформаций земель, налагаемым на личных пользователей. Такое резервирование закрепляется в специальных документах типа генерального плана города (поселка), проекта (схемы) планировки и застройки населенного пункта и др. Резервирование позволяет избежать излишних потерь, неизбежных в случае земельных перепланировок;
в) обеспечение комплексного использования полезных свойств земли. Например, сельское и лесное хозяйство ведутся так, чтобы причинять наименьший ущерб животному миру. Все виды хозяйственной деятельности на земле должны регулироваться так, чтобы свести к минимуму загрязнение поверхностных и подземных вод, обеспечить возможность для законопослушных граждан использовать незастроенные земли в качестве рекреационных территорий.
Все эти направления государственной земельной политики находят закрепление в законодательстве, в земельном праве в первую очередь, что имеет важное практическое значение.
В юридической литературе формулируются (и вполне, на наш взгляд, обоснованно) принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения. Они отражены в ст. 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения":
сохранение целевого использования земельных участков;
установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица;
преимущественное право субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;
преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина - члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности;
установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50% <1>.
--------------------------------
<1> Комментарий к Земельному кодексу РФ / Отв. ред. С.И. Сай и С.А. Боголюбов (автор раздела - Е.Л. Минина). СПб.: Изд. дом "Питер", 2008. С. 19, 20.
Статья 2. Земельное законодательство
Комментарий к статье 2
1. Земельное законодательство как самостоятельная отрасль российского законодательства имеет определенную систему. Основой ее является Конституция Российской Федерации, которая в ст. 72 установила совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ в области регулирования земельных отношений. Таким образом, земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу РФ.
Поскольку вопросы владения, пользования и распоряжения земельными и другими природными ресурсами, как предусмотрено ст. 72 Конституции, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, субъекты Федерации могут, не ожидая издания федерального закона, издавать свои собственные земельные законы. Поэтому субъекты РФ часто, восполняя пробелы федерального законодательства, действуют в порядке так называемого опережающего правотворчества, т.е. принимают законодательные и иные нормативные правовые акты по вопросам, по которым федеральный закон еще не разработан или находится в стадии разработки.
Но если в дальнейшем будет издан по этим же вопросам федеральный закон, то закон субъекта Федерации приводится в соответствие с федеральным законом. Иными словами, в случае противоречия между федеральным законом и иным нормативным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ст. 76 Конституции).
К вопросам, решаемым при совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, ст. 72 Конституции РФ относит: регулирование отношений владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; режим особо охраняемых природных территорий; охрану памятников истории и культуры. В совместном ведении находятся также вопросы разграничения государственной собственности, в том числе на природные ресурсы.
Решение других вопросов в области рационального использования и охраны природных ресурсов Конституция РФ передает на усмотрение субъектов Российской Федерации. Поэтому в ст. 73 Конституции записано: "Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти".
Следующим важным актом в системе нормативных правовых актов Российской Федерации в области регулирования земельных отношений, отношений природопользования и охраны окружающей среды являются указы Президента Российской Федерации. Особенность их обусловлена высоким положением Президента как главы государства, что провозглашено в ст. 80 Конституции РФ. На основании Конституции Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. В соответствии с высоким статусом в государственном устройстве страны Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти по важнейшим вопросам политики, экономики и экологического и продовольственного благополучия населения страны.
Президент РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Нормативные правовые акты Президента не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (т.е. они являются подзаконными актами).
По конкретным, текущим и перспективным проблемам земельного и экологического права Президентом были приняты Указы: от 1 апреля 1996 г. "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию"; от 4 февраля 1994 г. "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" и др.
Президент издал также ряд указов, имеющих важное значение для успешного проведения земельной реформы. В их числе можно выделить Указы от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю"; от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" и др.
Выполнив свою организующую роль в деле проведения в стране земельной реформы, они утратили силу в соответствии с Указом Президента РФ от 25 февраля 2003 г. N 250 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 9. Ст. 851.
2. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" <1> Правительство РФ издает акты, имеющие нормативный характер, - в форме постановлений; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, - в форме распоряжений Правительства РФ.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.
Постановления, в отличие от распоряжений, носят общий характер, являясь нормативными актами. Распоряжения обычно принимаются по частным, конкретным вопросам и потому являются правовыми актами индивидуального значения, т.е. не имеющими нормативного характера.
Правительство решает практически все те вопросы, которые необходимы для успешного исполнения федеральных законов и указов Президента РФ об организации рационального использования и охраны земель и других природных ресурсов, осуществлении мер по обеспечению законности, соблюдению прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению всеми, кому они адресованы.
В форме положений или правил издаются сложные по содержанию и структуре нормативные акты. Например, Постановлениями Правительства РФ: от 2 октября 2002 г. N 830 <1> утверждено Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота; от 28 ноября 2002 г. N 846 - Положение об осуществлении государственного мониторинга земель; от 11 августа 2003 г. N 486 - Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети. Когда для решения тех или иных вопросов не требуется издания положения или правил, принимаются обычные постановления Правительства, например от 23 февраля 1994 г. N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 8. Ст. 505.
<2> САПП РФ. 1994. N 10. Ст. 779.
3. Подзаконные правовые акты субъектов РФ издаются на основании и во исполнение законов РФ, указов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства, других исполнительных органов РФ, а также законов субъектов РФ.