Файл: ЗК_комм_Болтанова_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1870

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9. Положения п. 8 комментируемой статьи устанавливают, что при отчуждении земельного участка собственники государственных и муниципальных земель обязаны соблюдать право преимущественной покупки, принадлежащее арендатору данного земельного участка. В соответствии со ст. 250 ГК арендатор земельного участка имеет преимущественное право покупки продаваемого земельного участка по цене, за которую он продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на отчуждение земельного участка, обязан письменно уведомить арендатора о намерении продать земельный участок с указанием условий такой продажи. Продавец вправе продать земельный участок третьему лицу, если арендатор откажется от покупки или не приобретет земельный участок в течение месяца.

В случае нарушения права преимущественной покупки арендатор может в течение трех месяцев требовать перевода на него прав и обязанностей покупателя (п. 3 ст. 250 ГК). Трехмесячный срок является пресекательным, поэтому исковые требования, заявленные с пропуском указанного срока, подлежат отклонению (п. 20 информационного письма Президиума ВАС РФ от 28.04.1997 N 13 "Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" // Вестник ВАС РФ. 1997. N 7).

Настоящие правила не распространяются на случаи, когда продажа земельного участка производится физическому или юридическому лицу, которые имеют в собственности здания, сооружения, расположенные на этом земельном участке. Такие лица имеют исключительное право аренды или покупки земельного участка под объектами недвижимости, что исключает право арендатора на приобретение земельного участка (см. п. 1 ст. 36 ЗК и комментарий к нему).

10. Положения п. 9 комментируемой статьи содержат дополнительные гарантии для стабильного использования государственного, муниципального земельного участка на условиях долгосрочного договора аренды (сроком более пяти лет) и меры дополнительного ограждения прав арендаторов от возможного произвола органов власти или органов местного самоуправления.

В отличие от п. 5 комментируемой статьи в данной норме речь идет об уведомлении не арендодателя, а собственника земельного участка - государственного или муниципального образования в лице уполномоченных органов (см. также комментарий к п. 5).

Если в договоре аренды государственного или муниципального земельного участка, заключенном до введения в действие ЗК, содержится условие о порядке получения арендатором согласия арендодателя на передачу земельного участка в субаренду или распоряжение правом аренды иным способом, стороны должны руководствоваться данным условием договора, а не положением п. 9 комментируемой статьи (см. ст. 422 ГК).


При досрочном расторжении договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя только на основании решения суда при существенном нарушении условий договора арендатором необходимо учитывать следующее. В отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, которые предусмотрены ст. 46 ЗК и ст. ст. 450, 619 ГК, п. 9 комментируемой статьи устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка: арендодатель должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора. Обстоятельства, указанные в ст. 619 ГК, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка. Не может служить основанием для удовлетворения требования арендодателя о досрочном расторжении договора аренды земельного участка сам факт существенного нарушения договора, если такое нарушение (его последствия) устранено арендатором в разумный срок.

11. Норма п. 10 комментируемой статьи принята в целях установления дополнительных гарантий непрерывного использования земельных участков и обеспечения интересов несовершеннолетних. Предельным максимальным сроком договора аренды, заключаемого законным представителем, является дата наступления совершеннолетия собственника земельного участка (достижение 18 лет). При заключении договора аренды на срок, превышающий указанное ограничение, такой договор считается заключенным до достижения совершеннолетия собственника земельного участка.

При применении п. 8 комментируемой статьи необходимо учитывать, что возникновение дееспособности не всегда связывается с достижением возраста совершеннолетия гражданина, поэтому его следует распространять только на отношения с участием несовершеннолетних, не являющихся дееспособными. При таком подходе из сферы действия данной нормы следует исключать отношения с участием несовершеннолетних, которые признаются полностью дееспособными в силу предусмотренных в законе юридических фактов (заключение в установленном порядке брака и эмансипация) и могут самостоятельно распоряжаться принадлежащим им имуществом. Также наступление указанных в законе фактов и приобретение несовершеннолетним дееспособности в полном объеме являются основаниями для прекращения заключенного законными представителями договора аренды земельного участка.

В настоящем пункте имеются в виду родители, усыновители, попечители, опекуны, осуществляющие права в отношении имущества несовершеннолетних (см. ст. ст. 26, 28, 31 - 41 ГК).


12. Положения п. 11 находятся в противоречии с п. 2 комментируемой статьи, содержащим императивное требование о запрете на передачу в аренду земельных участков, изъятых из оборота. Между тем именно комментируемый пункт в большей степени соответствует иным нормам земельного законодательства (см., например, п. 4 ст. 27 и п. п. 4, 5 ст. 93 ЗК, Правила передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.03.2006 N 176).


Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)


Комментарий к статье 23


1. Сервитут - право ограниченного пользования земельным участком. Сервитут является вещным правом и одним из видов ограничений (обременений), под которыми понимаются существующие условия, запрещения, установленные законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке, стесняющие правообладателя при реализации права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимости (ст. 1 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимость").

В зависимости от оснований возникновения и целей установления сервитуты делятся на публичные и частные. Основы регулирования частных сервитутов содержатся в гражданском законодательстве, публичных сервитутов - в земельном законодательстве. Публичные и частные сервитуты различаются между собой по порядку и основаниям установления, по кругу лиц, в интересах которых устанавливается сервитут, а также по содержанию сервитутных отношений (см. также комментарий к п. 2 настоящей статьи).

Частный сервитут устанавливается по соглашению сторон или на основании судебного решения, когда такое соглашение не было достигнуто. При обращении в суд с требованием об установлении сервитута необходимо доказать:

- невозможность пользования принадлежащим истцу имуществом без установления сервитута либо наличие иных нужд собственника недвижимого имущества (в частности, потребность в нормальной эксплуатации объекта недвижимости), которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.11.2005 N А17-382/14-2004; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.12.2007 по делу N А33-2625/07; Постановление ФАС Московского округа от 04.02.2008 N КГ-А41/14866-07 (СПС "КонсультантПлюс"));

- факт того, что истцом принимались меры к достижению соглашения об установлении сервитута (см., например, Постановление ФАС Центрального округа от 14.03.2005 N А64-2042/04-12; Постановление ФАС Уральского округа от 15.06.2006 N Ф09-5008/06-С3 (СПС "КонсультантПлюс")).

Объем осуществления полномочий обладателя сервитута может быть определен соглашением сторон либо решением суда об установлении сервитута. Для исключения дальнейших споров в резолютивной части решения суда об установлении сервитута рекомендуется указывать цель установления сервитута (для прохода к индивидуальному жилому дому, для обеспечения ремонта теплосетей и т.п.), полномочия лица, в пользу которого установлен сервитут (право прохода, проезда, проведения ремонтных работ и т.п.), и пределы либо объем их осуществления (право пешего прохода в определенные дни, право проезда на автотранспорте установленной массой и пр.).


Соглашение об установлении сервитута заключается между собственником земельного участка (сервитутообладателем) и лицом, требующим установления сервитута (сервитуарием). К числу последних относятся собственники недвижимого имущества, пожизненные наследуемые владельцы или постоянные пользователи земельных участков (ст. 274 ГК). С 31 декабря 2008 г. перечень этих лиц стал открытым. В соответствии со ст. 274 Федеральными законами могут быть предусмотрены и иные лица, имеющие право требовать установления сервитута. Например, Государственной компании "Российские автомобильные дороги", которой выделены земельные участки в аренду, предоставлено право заключать соглашения об установлении сервитутов с организациями, осуществляющими установку и (или) эксплуатацию рекламных конструкций, информационных щитов и указателей, прокладку и переустройство инженерных коммуникаций, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и (или) эксплуатацию объектов дорожного сервиса, подъездов к автомобильным дорогам Государственной компании, съездов с автомобильных дорог Государственной компании и примыканий объектов дорожного сервиса. Особый субъектный состав предусмотрен и при установлении сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов (см. ст. 15.2 ФЗ от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6071).

Договор об установлении сервитута может иметь самостоятельный характер (например, договор об установлении права прохода через участок), или соглашение о возникновении сервитута может входить в качестве составной части в иной договор (например, договор об аренде административного здания включает условие о размере, границах земельного участка, предоставляемого на праве ограниченного пользования для прохода к зданию).

Сервитут характеризуется наличием служебного, зависимого земельного участка и господствующего земельного участка, принадлежащих разным собственникам. Частный сервитут распространяется на соседний земельный участок (в частности, имеющий общую границу), а в отдельных случаях - и на другой участок, имеющий определенные полезные свойства, для пользования которыми и устанавливается сервитут. Он может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопровода, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также для других нужд собственника недвижимости (земельного участка или другой недвижимости).

Сервитуту как вещному праву присуще право следования. Переход прав на земельный участок, который обременен сервитутом, не влечет за собой прекращения этого сервитута, он сохраняется. Сервитут неотделим от земельного участка, который он обременяет. Сервитут может перейти к другому лицу только путем передачи недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут был установлен. Такое положение объясняется природой сервитута, который устанавливается не в интересах конкретного лица, а в пользу конкретного земельного участка или иного объекта недвижимости.


2. Впервые в современном законодательстве сервитут был предусмотрен Основными положениями государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденными Указом Президента РФ от 22.07.1994 N 1535 (СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1478). Этим нормативным актом устанавливались случаи возникновения публичных сервитутов в отношении застроенных и продаваемых при приватизации земельных участков.

Комментируемая норма определяет цели, для которых может быть установлен публичный сервитут: обеспечение интересов России или субъектов РФ, местного самоуправления или местного населения. Основанием установления сервитута является нормативный правовой акт, под которым понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Пунктом 2 комментируемой статьи не предусматривается такое основание установления сервитута, как решение суда. Как справедливо было указано по одному из дел, публичный сервитут не может быть установлен в судебном порядке, так как он в силу прямого указания специальных норм ЗК возникает на основании закона или иного нормативного правового акта (см. Постановление ФАС Московского округа от 30.08.2002 по делу N КГ-А40/4955-02 (СПС "КонсультантПлюс")).

Для реализации принципа участия граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю (подп. 4 п. 1 ст. 1 ЗК), и обеспечения принятия уполномоченными органами законного и обоснованного решения установление публичного сервитута допускается только после проведения общественных слушаний. Порядок проведения таких слушаний может устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. Для выявления мнения общественности, во всяком случае, требуются информирование через средства массовой информации о планируемом установлении сервитута и указание на способы, которыми может быть выражено мнение заинтересованных лиц. Отсутствие порядка проведения таких слушаний не освобождает орган, устанавливающий публичный сервитут, от получения каким-либо образом мнения общественности по данному вопросу.

Результаты общественных слушаний не являются обязательными для органа, принимающего решение об установлении сервитута, а лишь служат ориентиром в принятии соответствующего решения. В то же время представляется неправильной позиция некоторых судов, которые считают, что "непроведение общественных слушаний не может служить основанием для признания нормативного акта не соответствующим закону, поскольку указанная норма права предусматривает согласительный характер таких слушаний и предписывает лишь учитывать их результаты, а не устанавливать публичный сервитут по результатам общественных слушаний" (Постановление ФАС Уральского округа от 25.11.2004 N Ф09-3898/04-ГК (СПС "КонсультантПлюс")). Законодатель не ставит в зависимость от волеизъявления органа власти или органа местного самоуправления проведение общественных слушаний, а закрепляет, что их проведение является обязательным условием принятия нормативного правового акта об установлении сервитута. Поэтому невыполнение данного условия свидетельствует о принятии нормативного правового акта с нарушением процедуры, установленной в ЗК. В силу ч. 2 ст. 195 АПК, ч. 2 ст. 253 ГПК нормативный правовой акт о публичном сервитуте, принятый без проведения общественных слушаний, должен быть признан не соответствующим другому нормативному правовому акту - большей юридической силы - и недействующим.