Файл: ЗК_комм_Болтанова_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1847

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На землях лесного фонда ст. 21 ЛК предусматривается использование водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, которые в последующем подлежат консервации или ликвидации в соответствии с ВК. В охранных и санитарно- защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов, допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан. В лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных ст. 17 ЛК, а выборочные рубки лесных насаждений в таких лесах проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Земельные участки у собственников земель и иных правообладателей в защитных зонах не изымаются, сохраняется свобода распоряжении ими, но существует обязанность соблюдения установленного режима использования этих зон и защитных полос (запрещено создавать свалки мусора, автомашин, скотомогильники, кладбища, размещать СНТ, ОНТ и др.), за нарушение которого установлена административная ответственность. На защитных полосах лицами, имеющими лицензии на водопользование, могут размещаться объекты водоснабжения, но для них также сохраняются требования по соблюдению водоохранного режима.

Государственный контроль за соблюдением режима использования осуществляется различными структурами органов исполнительной власти субъектов РФ.

2. Правовой режим территорий традиционного порядка природопользования и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, как особо охраняемых природных территорий, обеспечивается ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Границы территорий и уровень значимости их определяются решениями Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В силу необходимости сохранения самобытности малочисленных народов и общин, для обеспечения традиционного образа, связанного с кочевьем, охотой, рыбным промыслом, сохранения биологического разнообразия популяций растений и животных, а также целостности объектов историко-культурного наследия, земельные участки и участки акваторий моря в пределах границ территорий традиционного природопользования предоставляются указанной категории граждан в безвозмездное пользование. Малочисленные народы, а также лица, постоянно проживающие на указанной территории, безвозмездно для личных нужд могут использовать также полезные ископаемые, находящиеся на этих территориях, если это не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования.



Статья 98. Земли рекреационного назначения


Комментарий к статье 98


1. Понятие рекреационных земель (от лат. recreatio - восстановление) дается через перечень объектов (учреждений и организаций) с целевым назначением восстановления здоровья граждан, для организационной деятельности которых отводятся земельные участки. Вопросы, регулирующие использование и охрану этих земель, содержатся в ФЗ от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5491); ФЗ от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242); ФЗ от 22.07.2005 "Об особых экономических зонах в Российской Федерации (СЗ РФ. 2005. N 30. Ст. 3127) и многих других правовых актах. Нормы эти содержат не только перечень прав и пути реализации прав граждан на отдых, спорт, путешествия, но и обязанности граждан по ответственному отношению к охране окружающей среды, использованию природных богатств, культурного наследия, а также запрет на использование земли в связи с деятельностью, не ориентированной на оздоровление граждан.

2. Земельные участки под объектами недвижимости, предназначенными для обеспечения оздоровительных мероприятий, т.е. для рекреационных нужд (оздоровления с помощью туризма, лечения, отдыха, занятия физической культурой и спортом), у правообладателей не изымаются, а существующая необходимость в использовании учебно-туристических троп и трасс на землях различного статуса владения осуществляется на основе публичного и частного сервитутов. Понятие сервитута дано в ст. ст. 274 - 277 ГК, общие положения которого применяются при пользовании сервитутом в целях рекреации. Режим использования земельных участков зависит от выбранного объекта для реализации поставленных задач: это могут быть туристические тропы, а может быть пансионат на берегу моря. Поэтому в ряде случаев требуются уточнения, которые содержатся в специальных законах, например, в ст. ст. 64 - 66 ВК - в отношении водных объектов (пляжей, прудов, озер, водохранилищ и т.д.), в ст. ст. 82, 102 ЛК - в отношении земель лесного фонда (лесопарковых зон, скверов, садов) и др.


Статья 99. Земли историко-культурного назначения


Комментарий к статье 99


1. Перечень категорий объектов исторического, культурного наследия российского и мирового значения, размещаемых на землях, для них специально предназначенных, дан в п. 1 комментируемой статьи. Использование в иных целях либо изменение целевого назначения таких земель не допускается. Перечень не конкретизирует объекты, и это позволяет Министерству культуры Российской Федерации и Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры, их органам по согласованию с органами власти, органами местного самоуправления объявлять конкретные объекты памятниками истории и культуры и иными достопримечательными местами. К таковым могут быть отнесены комплексы памятников, представляющие определенную ценность (научную, художественную, культурную и т.д.), территории природных ландшафтов и садово-паркового искусства, заповедники, места расположения народных художественных промыслов, археологические раскопки и т.д. Режим использования и охрана этих земель осуществляются на основании правил и положений о каждом из них, как, например, ФЗ от 06.01.1999 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" (СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 234); Закона РФ "О недрах"; ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".


2. При застройке населенных пунктов любого значения в генпланах поселений должны предусматриваться охранные зоны объектов культурного наследия (см. ст. 10 ГрК, СНиП 2.07.01-89). Земельные участки рассматриваемой категории у правообладателей не изымаются, но порядок использования отдельных участков может быть ограничен. Так, исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления при возникновении угрозы существования памятника, захламлении заповедных мест и др. вправе частично или полностью запрещать движение транспортных средств по дорогам, пролегающим через охранные зоны памятников истории и культуры. Хозяйственные и строительные работы в охранных зонах могут вестись только с согласия указанных органов, а при угрозе памятникам или необходимости исследования и консервации - запрещаться вообще. Предприятия, учреждения, организации и граждане, которым предоставлены в пользование указанные объекты, несут ответственность за сохранность таких памятников истории и культуры.


Статья 100. Особо ценные земли


Комментарий к статье 100


1. Суть выделения понятия "особо ценные земли" из категории земель историко-культурного назначения заключается в том, что на них имеются особо ценные природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие собой редкие, неординарные, имеющие особую научную ценность, либо они могут использоваться для исследований научного, исторического, литературного, иного культурного характера. Сохранение таких объектов (типичных и редких ландшафтов, комплексов растительных и животных организмов и др.) необходимо для будущих поколений. Особо ценные земли могут иметь и сельскохозяйственное назначение (подробнее см. ст. 79 ЗК). Ряд существенных полномочий по распоряжению такими землями в части использования и охраны земель, охраны окружающей среды, памятников истории и культуры, усиления муниципального экологического контроля передан органам местного самоуправления.

2. Сохранность особо ценных земель осуществляется как путем установления особого правового режима для участников правоотношений (землепользователей, землевладельцев и арендаторов), на которых возлагаются обязанности по их сохранению, так и возможными ограничениями в использовании (например, запрет хозяйственной деятельности, если она влечет уничтожение природных объектов, имеющих особое природоохранительное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, в силу чего находящихся под особой охраной (п. 2 ст. 59 ФЗ "Об охране окружающей среды")). Правообладатели земель в случае обнаружения в процессе использования археологических и других объектов обязаны приостанавливать дальнейшее ведение работ и сообщать о находке в органы местного самоуправления или уполномоченные государственные органы, которые должны принимать соответствующие меры к отнесению этих объектов к особо ценным. Особо охраняемые объекты могут изыматься из хозяйственного использования без согласования с правообладателями.



Глава XVIII. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА, ЗЕМЛИ

ВОДНОГО ФОНДА И ЗЕМЛИ ЗАПАСА


Статья 101. Земли лесного фонда


Комментарий к статье 101


1. Лес - это экологическая система и природный ресурс, выполняющие средообразующие, водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции.

Лесной фонд занимает более 60% площади всех земель РФ, больше половины земель лесного фонда составляют лесные земли. Лесные и нелесные земли имеют различное целевое назначение. Лесные земли используются для выращивания, воспроизводства лесов. Нелесные земли предназначены для обслуживания нужд лесного хозяйства, в их состав включаются сельскохозяйственные земли, а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда.

Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный кадастр. Участки лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (картах лесов).

Земли лесного фонда согласно ст. 3 ФЗ от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5279) находятся в федеральной собственности. В то же время ЗК исходит из возможности нахождения земельных участков из состава земель лесного фонда не только в федеральной собственности, но и в собственности субъектов РФ и муниципальных образований (см. п. 5 ст. 27). Возможно, в ЗК имеются в виду лесные участки в составе земель иных категорий (не земель лесного фонда), формы собственности на которые и определяются в соответствии с земельным законодательством (ст. 8 ЛК). При таком подходе нормы лесного и земельного законодательства будут соответствовать друг другу. Например, ЛК регулируется порядок предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (гл. 6).

2. Лесное законодательство регулирует лесные отношения и находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Оно состоит из ЛК, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ.

Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также ЗК, если иное не установлено ЛК, другими федеральными законами.

Согласно положениям ЛК леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий: населенных пунктов, обороны и безопасности, особо охраняемых природных территорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.


Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов.

Допускается использование резервных лесов без проведения рубок лесных насаждений. Проведение рубок в таких лесах допускается после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам, за исключением случаев проведения рубок при выполнении работ по геологическому изучению недр и заготовке гражданами древесины для собственных нужд.

Отнесение лесов к ценным, к эксплуатационным, резервным, выделение особо защитных участков леса, а также установление их границ относятся к полномочиям органов государственной власти РФ в области лесных отношений.

Поскольку основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки, то земли лесного фонда состоят из земель лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются и на иных землях. Количество лесничеств и лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, проводится лесоустройство. Оно включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных, защитных, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных, защитных, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

На землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.