Файл: ЗК_комм_Болтанова_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1940

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целях обеспечения безопасности населения и безопасной эксплуатации железнодорожных путей и других объектов данной системы в местах, подверженных оползням, обвалам, размывам, селям и другим негативным природным и погодным воздействиям, в местах движения скоростных поездов устанавливаются охранные зоны, правовой режим которых определяется Правительством РФ.

Не влекущее за собой переход права собственности распоряжение (за исключением залога) имуществом, указанным в комментируемом пункте, осуществляется единым хозяйствующим субъектом самостоятельно. В пределах полосы отвода свободные земельные участки могут передаваться физическим и юридическим лицам по договорам в срочное пользование с условием соблюдения безопасности движения транспорта для сельскохозяйственных целей, устройства складов, погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов, объектов наружной рекламы. Арендная плата за пользование земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, не должна превышать установленную законодательством РФ ставку земельного налога на земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог.

Судебная практика по спорам о праве собственности на земельный участок пришла к выводу, что для определения принадлежности участка следует выяснить, внесен ли он в уставный капитал ОАО "РЖД" в соответствии со сводным передаточным актом от 30.09.2003, утвержденным Минимуществом России, Федеральной энергетической комиссией, МПС России, за кем зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок регистрационной службой, а также учесть положения п. 3 ст. 20 ЗК и п. 9 ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 6501/07 (СПС "КонсультантПлюс")).

3. Земли автомобильного транспорта имеют целевое назначение. Общую характеристику правового режима земель автомобильного транспорта дает п. 3 комментируемой статьи. В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения автомобильных дорог; 2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; 3) установления полос отвода автомобильных дорог. Порядок установления границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Правилами установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 N 233 (СЗ РФ. 2007. N 17. Ст. 2049). Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог.


Под полосой отвода для федеральных автомобильных дорог понимается совокупность земельных участков, предоставленных для размещения конструктивных элементов и инженерных сооружений такой автомобильной дороги, объектов дорожных хозяйств (размещения зданий, сооружений, наземных и подземных станций и устройств, автовокзалов и автостанций, защитных и декоративных лесонасаждений и других объектов, предназначенных для обслуживания этих дорог). Формирование этих участков земли осуществляется в соответствии со схемами расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.

В пределах границы полосы отвода федеральной автомобильной дороги, которая определяется с учетом норм, утвержденных Минтрансом России, запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением объектов дорожной службы, ГИБДД и дорожного сервиса (иные автомобильные, а также железные дороги, линии связи и электропередач, объекты трубопроводного и железнодорожного транспорта и др.), которые по той или иной причине невозможно вынести за пределы полосы. Запрещается также проведение геологоразведочных, топографических, горных, изыскательских работ, распашка земли, уничтожение лесонасаждений, выемка грунта, установка рекламных щитов, не имеющих отношение к безопасности дорожного движения.

Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном ЗК порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Приобретение и прекращение прав на земельные участки, образующие полосу отвода федеральной автомобильной дороги, отнесение указанных земельных участков к соответствующей категории земель осуществляются в порядке, установленном ГК и ЗК. Земельные участки федеральной автомобильной дороги являются государственной собственностью, подлежат учету в государственном земельном кадастре недвижимости по заявлению федерального государственного учреждения - застройщика либо лица, в чьем оперативном управлении он закреплен. Передача автомобильных дорог и дорожных объектов для эксплуатации на платной основе юридическим лицам осуществляется в соответствии с нормами ЗК и ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4. Земли морского и внутреннего водного транспорта имеют целевое назначение, регулируются КВВТ. Понятие земель водного транспорта дается через содержание объектов, предназначенных для использования и обслуживания морского и внутреннего водного транспорта: внутренние водные пути (естественные или искусственно созданные, обозначенные навигационными знаками); речной порт (комплекс сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта); причал, обустроенный для общего пользования в целях деятельности, связанной с перевозками; пункт отстоя (место, оборудованное в целях ремонта, технического осмотра судов и барж и других объектов).


Объекты, находящиеся на территории порта, в виде недвижимости, сооружений, оборудования, причалы, разводные и подъемные мосты, ремонтные мастерские и т.д. могут находиться в любой собственности, но на них возлагается и обязанность по обслуживанию, обеспечению использования в соответствии с требованиями государственных стандартов безопасности судоходства. Собственник вправе производить отчуждение либо сдачу в аренду имущества в соответствии с нормами ГК.

Внутренние водные пути сообщения, перечень которых утверждается Правительством РФ, находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства юридическими и физическими лицами.

Особое значение имеет береговая полоса. Береговая полоса, составляющая 20 метров земли в ширину от края воды в глубь берега, может использоваться организациями внутреннего водного транспорта для работ, связанных с судоходством, а особые условия пользования ею устанавливаются Правительством РФ. Отвод земельных участков, выделение участков акватории внутренних водных путей, строительство зданий и сооружений, хозяйственная и иная деятельность осуществляются в соответствии с требованиями ЗК и КВВТ с условием согласования с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте. Использование объектов, не связанных с обеспечением безопасности судоходства, не допускается.

5. В п. 5 комментируемой статьи обозначены объекты воздушного транспорта, для которых предоставляются земельные участки. Это земли аэропортов, аэродромов, взлетно-посадочных полос, терминалов и других наземных объектов, обеспечивающих нормальное функционирование единой системы организации воздушного движения - воздушного транспорта. Указанные земли ограничены в обороте, и их предоставление в частную собственность возможно лишь в случаях, предусмотренных федеральными законами. Правовой режим земель воздушного транспорта регулируется нормами земельного законодательства, Воздушного кодекса РФ, а также законами субъектов РФ.

Отвод земельных участков для аэродромов, возведение строений, сооружений и других наземных объектов для каждого аэродрома согласовывается как с местными, так и федеральными органами исполнительной власти, со штабом военного округа и производится с учетом санитарных и иных норм. В целях исключения возможного вредного воздействия на здоровье людей и на деятельность организаций выполнения полетов устанавливается зона ограничения жилищного, культурно-бытового и промышленного строительства. В целях безопасного взлета и посадок воздушного судна в районе аэродромов запрещается размещение животноводческих ферм, птицефабрик, строительство жилых домов и других объектов ближе 30 км - в полосах воздушных подходов и ближе 15 км - вне воздушных подходов. Организация любых объектов в районе аэродрома, деятельность которых может привести к ухудшению безопасности использования воздушного транспорта по любым параметрам (помех видимости, высоты сооружений, радиопомех, электромагнитных излучений, огнеопасности и др.), должна согласовываться с начальником наземных служб аэродрома.


6. Режим земель трубопроводного транспорта регулируется помимо п. 6 комментируемой статьи также ФЗ от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1667); ФЗ от 21.07.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588) и другими нормативными правовыми актами. Нормы указанных актов определяют порядок передачи земельных участков для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения организациям - собственникам систем газоснабжения, определяют права и обязанности эксплуатирующих организаций в целях обеспечения нормальной транспортировки нефти, природного и сжиженного углеводородного газа, бензина, жидкого аммиака.

В целях обеспечения безопасности устанавливаются охранные зоны. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются в порядке, установленном СНиПами, Правилами охраны магистральных трубопроводов (Постановление Госгортехнадзора России от 24.04.1992 N 9 (СПС "КонсультантПлюс")), других нормативных актов и являются обязательными для всех юридических и физических лиц, производящих работы в местах прокладки магистральных трубопроводов. Ширина устанавливаемой охранной зоны вдоль трассы трубопроводов, подводных переходов, вокруг емкостей для хранения и иных объектов зависит от вида транспортируемого или содержащегося нефтепродукта.

Земельные участки в охранных зонах не изымаются у правообладателей и используются ими по назначению с соблюдением указанных Правил. Правообладатели земельных участков не вправе чинить препятствия в выполнении работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации негативных последствий, возникших в результате форс-мажорных обстоятельств. В целях безопасности любые действия в охранных зонах без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещены.

Находящиеся в государственной или муниципальной собственности земли, предоставленные для нужд организаций транспорта в зонах формирования международных транспортных коридоров, ограничены в обороте (см. комментарий к ст. 27). В целях развития транспортной инфраструктуры земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут резервироваться.


Статья 91. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики


Комментарий к статье 91


1. Субъектам, осуществляющим деятельность в области связи, радиовещания, телевидения и информатики, земельные участки предоставляются на общих основаниях. Особенности правового режима этих земель определены ФЗ "О связи"; ФЗ от 17.07.1999 "О почтовой связи" (СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3697), в которых содержатся требования по эксплуатации информационных сетей и землям, предназначаемым для их обслуживания.

2. Перечень целей использования земельных участков объектами инфраструктур связи приведен в п. 2 ст. 90 ЗК. Земельные участки, занятые линиями связи, обеспечивающие защиту и охрану Государственной границы РФ, находятся в федеральной собственности и изъяты из оборота. Остальные земли под этими объектами ограничены в обороте (см. ст. 27 ЗК), находятся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться в постоянное или срочное пользование или аренду физическим и юридическим лицам в соответствии с нормами отвода земель для осуществления соответствующих видов деятельности, в размерах, определяемых градостроительной и проектной документацией.


Вдоль линий связи устанавливаются охранные зоны, размеры и порядок использования которых установлен Правилами охраны линий и сооружений связи в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 N 578 (СЗ РФ. 1995. N 25. Ст. 2396). Ряд нормативных актов, как, например, ФЗ "О почтовой связи", Правила определения размеров участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети (подробнее см. комментарий к п. 3 ст. 89 ЗК) и др., конкретизируют размеры площади земельного участка, предоставляемые для соответствующего вида деятельности организаций связи, субъектов-пользователей, порядок использования, а также его ограничения.


Статья 92. Земли для обеспечения космической деятельности


Комментарий к статье 92


Правовой режим объектов земельных участков, предназначенных для обеспечения космической деятельности, регулируется гл. V ЗК, ФЗ от 20.08.1993 N 5663-1 "О космической деятельности" (СЗ РФ. 1996. N 50. Ст. 5609) и другими нормативными правовыми актами. Перечень объектов космической инфраструктуры, указанный в п. 2 комментируемой статьи, повторяет ст. 18 ФЗ "О космической деятельности". Эти объекты являются федеральной собственностью, эксплуатируются государственными организациями.

Земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности под этими объектами, ограничены в обороте (подробнее см. комментарий к ст. 27 ЗК). Ущерб, причиненный правообладателям земельных участков от космической деятельности, объектами космической инфраструктуры (например, эпизодического падения отделяющихся частей ракет), возмещается в порядке, определяемом ст. 62 ЗК и Правилами возмещения ущерба (подробнее см. комментарий к ст. 62).


Статья 93. Земли обороны и безопасности


Комментарий к статье 93


1. В п. 1 комментируемой статьи дан перечень субъектов, деятельность которых направлена на оборону или защиту и охрану Государственной границы РФ, информационной безопасности, которым предоставляются земельные участки для осуществления их деятельности и выполнения поставленных задач. Основания возникновения прав и отвод земельных участков для нужд обороны и безопасности осуществляется и регулируется в соответствии с ЗК (см. гл. III - V) и ФЗ "Об обороне", Закон "О Государственной границе Российской Федерации", Законом РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" и другими нормативными правовыми актами.

2. Пункт 2 комментируемой статьи перечисляет объекты, обеспечивающие оборону и защиту страны, для обустройства и содержания которых могут быть предоставлены земельные участки. Все земли обороны и безопасности находятся в федеральной собственности, изъяты из оборота либо ограничены в обороте (см. комментарий к ст. 27 ЗК). Для нужд Вооруженных Сил и других воинских формирований земли, находящиеся в собственности субъектов РФ, органов местного самоуправления либо в частной собственности, аренде, могут быть изъяты в порядке, определяемом Правительством РФ. В целях временного использования, земельные участки не изымаются, а используются на основании срочных договоров о землепользовании, договоров аренды с условием последующего приведения их в состояние, пригодное для использования по основному назначению.