Файл: ЗК_комм_Болтанова_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1859

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Решение вопросов и регулирование мероприятий по инвентаризации мест и объектов добычи, по транспортировке, переработке, использованию, сбору, хранению и захоронению радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения на территории РФ регламентируются в указанной области также Постановлением Правительства РФ от 12.11.1992 N 869 "О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ" (Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 20. Ст. 1669) и Инструкцией, разработанной на его основе.

3. В п. 3 комментируемой статьи устанавливается принцип полного возмещения убытков по правилам ст. 57 лицами, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель. В размер возмещения включаются потери, образовавшиеся в связи с досрочным прекращением использования земель, убытки по обязательствам перед третьими лицами, упущенная выгода, затраты по восстановлению качества земель. Помимо этого виновные лица компенсируют затраты на дезактивацию этих земель и затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, а в случае перевода загрязненных земель в земли запаса для консервации возмещают правообладателям земельных участков их стоимость. Правила возмещения убытков правообладателям земельных участков утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 262 (СЗ РФ. 2003. N 19. Ст. 1843).


Глава III. СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ


Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц


Комментарий к статье 15


1. Субъектами частной собственности могут быть физические и юридические лица. Право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю закреплено в ч. 1 ст. 36 Конституции, расположенной в гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина", положения которой не могут быть изменены Федеральным Собранием, для их пересмотра необходим созыв Конституционного Собрания. Таким образом, установлена дополнительная гарантия обеспечения стабильности права частной собственности.

Правовое содержание понятия "объединение граждан" раскрыто в п. 2 Постановления КС РФ от 24.10.1996 N 17-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 г. "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах" (СЗ РФ. 1996. N 45. Ст. 5202). КС РФ признал, что объединения граждан - это юридические лица, которые созданы гражданами для совместной реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции) и право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции).

Собственность на земельные участки может быть индивидуальной (собственность гражданина и юридического лица) либо общей. Общая собственность на земельные участки - это собственность двух или нескольких лиц на земельные участки. Земельный участок может принадлежать лицам на праве общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (общая долевая собственность) или без ее определения (совместная собственность).


Общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц неделимого земельного участка. Общая собственность на делимый земельный участок возникает в случаях, предусмотренных законом или договором. Например, в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные, входящие в состав такого дома, объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 1. Ст. 15).

Общая собственность на земельные участки является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование общей совместной собственности на этот участок. Согласно действующему законодательству установлена совместная собственность: в отношении земель крестьянского (фермерского) хозяйства, если соглашением между членами хозяйства не установлено иного; в отношении общего имущества супругов (в том числе земельных участков), если иной правовой режим не установлен брачным договором (ст. ст. 33 - 34 СК); в садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих товариществах на имущество общего пользования, приобретенное таким товариществом за счет целевых взносов; на земельный участок садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, предоставленный за плату в совместную собственность членов такого объединения (п. 2 ст. 4, п. 2 ст. 14 ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" // СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1801).

Размер долей участников общей долевой собственности считается равным, если иное не предусмотрено законом или соглашением всех ее участников.

Субъектами права общей собственности могут быть не только физические и юридические лица, но и публичные образования. Наличие двух и более сособственников на один участок определяет закрепление в законодательстве особых правил по реализации правомочий собственника.

Комментируемая статья отсылает к гражданскому законодательству, устанавливающему основания приобретения права собственности. В п. 1 ст. 8 ГК содержится общее положение о том, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Перечень таких оснований содержится в п. 1 ст. 8 ГК, некоторые из них могут рассматриваться как юридические факты, с которыми федеральный закон связывает возникновение права собственности на земельные участки.

Наиболее распространенными основаниями возникновения права собственности на земельные участки являются сделки и административные правовые акты (решения компетентных органов о предоставлении в собственность земельных участков), также право собственности на земельные участки может возникать из судебного решения, в силу приобретательной давности и др.


2. В п. 2 комментируемой статьи установлена общая норма, которая в дальнейшем находит закрепление и развитие в иных положениях ЗК (см. п. 2 ст. 27, п. 4 ст. 28 и др.). Равный доступ граждан и юридических лиц к приобретению в собственность земельных участков связан с таким принципом гражданского законодательства и права, как равенство участников гражданских отношений (п. 1 ст. 1 ГК).

В то же время данное правило не носит безусловного характера. В законодательстве могут быть установлены исключения для различных субъектов, категорий земель, целевого назначения земельных участков. Например, земельные участки для личного подсобного хозяйства, крестьянского фермерского хозяйства могут предоставляться только гражданам (ст. ст. 2, 3 ФЗ от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" // СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2881; ст. 1 ФЗ от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" // СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 2249; см. также: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.01.2004 N Ф08-5411/2003, Постановление ФАС Московского округа от 06.09.2007 N КГ-А41/8963-07 (СПС "КонсультантПлюс")), сельскохозяйственные угодья в собственность не предоставляются иностранным лицам и некоторым иным субъектам (ст. 3 ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель).

Из содержания комментируемой статьи также следует вывод о том, что уполномоченные государственные и муниципальные органы, принимая решения по заявлениям заинтересованных лиц о предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, должны каждый раз устанавливать наличие или отсутствие обстоятельств, препятствующих предоставлению данным лицам того или иного земельного участка. Запрет на передачу в частную собственность может содержаться не только в самом ЗК, но и в иных федеральных законах (см. п. п. 4, 5 ст. 27 ЗК, п. 8 ст. 28 ФЗ "О приватизации государственного имущества" и др.).

3. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает "национальный режим" для иностранных лиц и лиц без гражданства, т.е. в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам. Федеральный законодатель вводит некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым устанавливая изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю. В п. 3 комментируемой статьи содержится лишь одно из существующих в федеральном законодательстве ограничений прав иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц в отношениях собственности на земельные участки.


Указанное правовое регулирование имеет целью обеспечить суверенные права Российской Федерации на все ее природные богатства и ресурсы, защитить интересы российской экономики в переходный период, гарантировать российским гражданам и юридическим лицам относительно равные условия конкуренции с иностранным капиталом и тем самым - реализацию ими конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК до установления Президентом РФ перечня приграничных территорий предоставление земельных участков, расположенных на всех приграничных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам не допускается. В России 36 субъектов имеют общие сухопутные границы с Государственной границей России, и их общая площадь составляет более 70% всей российской территории. В 2000 - 2001 гг. был разработан и обсуждался проект Закона "О приграничных территориях в Российской Федерации", который так и не был принят.

В ст. 3 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 17. Ст. 594) определяется состав приграничной территории: пограничная зона, российская часть вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пункты пропуска через Государственную границу РФ, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе РФ, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов.

Отдельные приграничные территории определены нормативными правовыми актами РФ или устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ. Например, Правительством РФ было подписано распоряжение от 24.11.2005 N 2026-р, которым одобрен проект Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о порядке пересечения российско-казахстанской государственной границы жителями приграничных территорий России и Казахстана (СЗ РФ. 2005. N 48. Ст. 5112; 2006. N 41. Ст. 4268). Данное Соглашение содержит перечень приграничных территорий и определяет их как административно-территориальные единицы, непосредственно примыкающие к российско-казахстанской государственной границе.

Поскольку в законодательстве отсутствует легальное определение приграничных территорий, в юридической литературе по этому вопросу сложились разные точки зрения. Приграничной территорией следует признать земли в пределах административно-территориальных образований, непосредственно примыкающие к Государственной границе РФ.


Положения п. 3 ст. 15 ЗК были предметом рассмотрения КС РФ, который признал данные нормы соответствующими Конституции РФ (см. Постановление КС от 23.04.2004 N 8-П "По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы" // СЗ РФ. 2004. N 18. Ст. 1833).


Статья 16. Государственная собственность на землю


Комментарий к статье 16


1. Положения настоящей статьи дублируют норму п. 2 ст. 214 ГК и устанавливают презумпцию принадлежности земли к объектам государственной собственности, если отсутствуют какие-либо доказательства ее принадлежности к собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Значение этой нормы в том, что земельный участок не может считаться не имеющим собственника (бесхозяйным).

В соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права этой собственности для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Поэтому при разрешении споров, связанных с государственной регистрацией перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрацией обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, следует учитывать, что указанная государственная регистрация осуществляется без государственной регистрации в ЕГРП ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 11).

Согласно ст. 214 ГК государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам (собственность субъекта Федерации).

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности или собственности субъектов РФ, осуществляются соответственно Российской Федерацией и ее субъектами. От имени этих субъектов правомочия собственника осуществляют государственные органы в соответствии с их компетенцией. Например, на уровне Российской Федерации права собственника реализуют Правительство РФ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК).

Федеральный закон о введении в действие ЗК устанавливает особые правила по распоряжению отдельными федеральными земельными участками. Так, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по управлению и распоряжению отдельными земельными участками, за исключением земельных участков, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ до 1 мая 2007 г. Эти правила действуют в отношении земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и не предоставленных в пользование или во владение гражданам либо юридическим лицам, а также предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям в случае принятия в период с 1 мая 2007 г. по 1 ноября 2008 г. решений об их включении в границы населенных пунктов (для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства).