ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3807
Скачиваний: 1
- при причинении вреда жизни и здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается;
- суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.
Возмещение вреда производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, причиненного окружающей среде, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Суммы ущерба возмещаются потерпевшей стороне для принятия мер по восстановлению потерь. Причинителями вреда могут признаваться и изыскательские, проектные, строительные организации, с которых также может производиться взыскание.
2. Возмещение вреда в натуре означает возложение на ответчика с согласия сторон обязанности восстановления земель и иных природных ресурсов и объектов за счет его сил и средств.
Так, Постановлением ФАС Московского округа от 15 июня 2005 г. N КГ-А40/5041-05 указано, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
По другому делу (Постановление ФАС Московского округа от 29 декабря 2005 г. N КГ-А40/12867-05-П) было признано, что суд правомерно удовлетворил исковые требования об обязании освободить земельный участок, снести расположенные на нем сооружения и передать в освобожденном виде истцу, так как установлено, что сторонами земельные правоотношения не оформлены, а ненормативным актом органа местного самоуправления отменен ранее изданный ненормативный акт о предоставлении спорного земельного участка ответчику.
Постановлением ФАС Московского округа от 2 декабря 2004 г., 25 ноября 2004 г. N КГ-А40/10964-04 дело об обязании освободить земельный участок, снести расположенные на нем сооружения и передать в освобожденном виде истцу передано на новое рассмотрение, так как судом принято решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, не исследованы доказательства наличия прав ответчика на спорный земельный участок.
Возмещается вред, причиненный земельному участку и иному имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан.
Слабым звеном в механизме возмещения вреда в настоящее время является установление причинной связи между действиями или бездействием причинителя вреда и наступившими природными последствиями: для принятия обоснованного судебного решения необходимы весомые доказательства этой связи и наличия правонарушения.
Предусмотренное в ФЗ "Об охране окружающей среды" возмещение нанесенного ущерба охватывается более общим гражданско-правовым институтом прекращения права собственности, предусматриваемым в гл. 13 ГК.
Принудительное изъятие природного объекта, например, включает:
- отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК);
- реквизицию - изъятие по решению государственного органа в порядке и на условиях, которые установлены законом, с выплатой стоимости; оценка возмещаемого может быть оспорена в суде (ст. 242 ГК);
- конфискацию - безвозмездное изъятие по решению суда или в административном порядке за совершение правонарушения в случаях, предусмотренных законом (ст. 243 ГК; уместно также упомянуть, что в ст. 241 ГК предусматривается выкуп домашних животных (согласно ст. 1 ФЗ "О животном мире" они не объекты животного мира) при ненадлежащем обращении с ними).
3. Юридические лица и граждане, виновные в земельных правонарушениях, не только возмещают в полном объеме причиненный ущерб и освобождают самовольно занятые и подвергнутые порче земельные участки, но и приводят их в пригодное для использования состояние. Общепризнанным принципом является то, что в случае разночтений между законом, устанавливающим общие правила (ГК), и законом, устанавливающим специальные правила (ЗК, ВК, ЛК, ФЗ "О животном мире"), применительно к конкретным природоресурсным отношениям действует правило специального закона, а к имущественным отношениям - требования ГК, если в ЗК, ВК, ЛК и др. не установлено иное <1>.
--------------------------------
<1> См.: Гражданское право: Курс лекций / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2001; Анисимова С.И. Возмещение в арбитражном порядке вреда, причиненного экологическим правонарушением: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Оренбург, 2000.
ФАС Восточно-Сибирского округа принял Постановление, из которого следует, что Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к ЗАО "А" о взыскании ущерба, причиненного окружающей природной среде (загрязнение земель нефтепродуктами).
Из материалов дела усматривается, что на 407-м км автодороги Ленск - Удачный водитель принадлежащей ответчику автомашины совершил аварийное опрокидывание автоцистерны с дизельным топливом. В результате произошел сброс дизельного топлива на прилегающую к автодороге местность. По согласованию с органами охраны природы, ответчиком с загрязненного участка было вывезено 180 кубометров загрязненного нефтепродуктами грунта. Вывезенный грунт был подвергнут обжигу в карьере, расположенном на 412-м км автодороги Ленск - Удачный. После обжига содержание нефтепродуктов в грунте, размещенном в карьере, превысило фоновую концентрацию в 366 раз.
Деятельность ЗАО "А" связана с повышенной опасностью для окружающей среды. Истец правомерно, с учетом допущенного ответчиком экологического правонарушения, обратился с иском о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде. Арбитражным судом установлены противоправность поведения причинителя вреда, наличие имущественного экологического ущерба, наличие прямой причинной связи между поведением причинителя и ущербом, а также вина причинителя вреда.
При исчислении размера ущерба, по мнению суда округа, истец правильно применил методику, установленную Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632.
В соответствии с Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Минприроды России по согласованию с Минфином России и Минэкономики России в январе 1993 г., при загрязнении окружающей природной среды в результате аварии по вине природопользователя до разработки соответствующих инструкций плата взимается как за сверхлимитное загрязнение, поэтому расчет составлен истцом верно.
Ссылки на Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами, утвержденный 18 ноября 1993 г. министром охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, правомерны.
ФАС Уральского округа (Постановление по делу N Ф09-645/03-ГК) установил, что в результате аварии произошел взрыв и пожар на эксплуатируемом ответчиком магистральном газопроводе в урочище "Жировня", что повлекло за собой уничтожение плодородного слоя почвы и посева многолетних трав на площади 10,1 га. Из имеющихся в деле документов следует, что размер затрат, необходимых для восстановления пашни фонда перераспределения земель Кишертского района, исчислен в сумме 1060500 руб., размер затрат по восстановлению посевов многолетних трав - в сумме 66357 руб.
При ухудшении качества земель в результате влияния деятельности предприятий, организаций, учреждений и граждан размеры убытков и потерь устанавливаются землеустроительным проектом.
Вопреки доводам заявителя, выводы суда первой инстанции не противоречат принципу разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель (ст. 1 ЗК). Порядок возмещения убытков, причиненных ухудшением качества земель, предусмотрен земельным законодательством.
Ссылка заявителя на п. 1 ст. 1064 ГК также не может быть принята, поскольку отношения по возмещению вреда, причиненного ухудшением качества земель, регулируются земельным законодательством. Исходя из вышеизложенного решение Арбитражного суда Пермской области об отказе в удовлетворении исковых требований является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Глава XIV. ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
Комментарий к статье 77
1. Комментируемая статья определяет земли сельскохозяйственного назначения через их основное целевое назначение - использование для нужд сельского хозяйства, которое в данном случае понимается достаточно широко. Это прежде всего производство продукции растениеводства и животноводства, причем не только путем ведения товарного сельскохозяйственного производства, но и в личных подсобных хозяйствах граждан, садоводческих и огороднических объединениях, а также размещение всего, что для ведения сельскохозяйственного производства необходимо: построек, подъездных путей, защитных лесонасаждений и т.п.
Другой упомянутый в данной статье признак сельскохозяйственных земель - нахождение за чертой поселений - не является, собственно, характерным только для данной категории земель, поскольку в соответствии со ст. 83 ЗК границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий, а под чертой поселений в комментируемой статье имеются в виду, скорее всего, именно границы населенных пунктов. По крайней мере больше нигде в законодательстве термин "черта поселений" в настоящее время не используется, да и само понятие "поселение" претерпело изменения и понимается так, как оно определяется ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления (городское поселение - это город или поселок, а сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов).
Тем не менее важно отделять земли сельскохозяйственного назначения от земель иных категорий, используемых в сельскохозяйственных целях.
Так, в соответствии с ЛК (ст. 38) лесные участки могут предоставляться гражданам и юридическим лицам для ведения сельского хозяйства - сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности; на таких лесных участках допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек.
В составе земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами могут быть выделены территориальные зоны сельскохозяйственного использования - это чаще всего индивидуальные жилые дома с участками личных подсобных хозяйств, коллективные огороды, земельные участки находящихся в черте города, поселка, сельского населенного пункта сельскохозяйственных организаций.
На такие земельные участки распространяется правовой режим той категории земель, к которой они принадлежат.
2. Основную и наиболее ценную часть земель сельскохозяйственного назначения составляют сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи и земли, занятые многолетними насаждениями), на которых, собственно, и произрастает продукция аграрного производства. Это лучшие, продуктивные земли, поэтому законодательством установлен особый режим их предоставления, использования и изъятия (см. комментарий к ст. 79 ЗК).
Однако, как уже отмечалось, в составе земель сельскохозяйственного назначения есть участки, занятые хозяйственными постройками аграрных предприятий, дорогами, а также так называемыми неудобьями (оврагами, балками, болотами, гарями).
Кроме того, на сельскохозяйственных землях могут находиться водоемы и лесопосадки. При этом согласно ст. 8 ВК только такие водные объекты, как пруд и обводненный карьер, находясь в границах земельного участка (в том числе и из земель сельскохозяйственного назначения), принадлежат на праве собственности тому же субъекту, которому принадлежит данный земельный участок (все остальные водные объекты находятся в федеральной собственности). Пруд, обводненный карьер могут отчуждаться только вместе с земельным участком.
Лесной кодекс не дает определения лесов и лесных насаждений; им установлено, однако, что леса могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. Таким образом, на участках земель сельскохозяйственного назначения могут находиться леса; при этом согласно ЛК (ч. 2 ст. 6) использование, охрана, защита, воспроизводство таких лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. То есть в данном случае приоритетным является ведение сельскохозяйственного производства, а леса исполняют главным образом функцию защиты земель от неблагоприятного воздействия посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной растительности.
Земли сельскохозяйственного назначения - особая категория земельного фонда, поскольку в нее входят наиболее ценные продуктивные земли.
Законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных с охраной таких земель, порядком предоставления и изъятия участков из данной категории земель, осуществлением с ними сделок купли-продажи и т.д. При этом ЗК закрепляет лишь основные черты правового статуса земель сельскохозяйственного назначения, более подробно он урегулирован другими федеральными законами, основным из которых является ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Он регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения; устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения; определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность. Под оборотом сельскохозяйственных земель данный Закон понимает сделки, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки (доли в праве общей собственности на земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения.
Однако ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" распространяется не на все земельные участки из данной категории земель. Не регулируется этим Законом оборот земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также занятых зданиями, строениями и сооружениями.
Отношения, связанные с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, регулируют также следующие Федеральные законы: от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" <1>, от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (в ред. от 26 июня 2007 г.) <2>, от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".