Файл: ЖК_комм_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3569

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Лицо, заключившее с собственниками помещений возмездный договор об оказании услуг по содержанию дома и (или) о выполнении работ по его ремонту, в зависимости от предмета договора должно квалифицироваться как подрядчик или исполнитель услуг. В то же время реализация способа непосредственного управления многоквартирным домом не исключает возможность привлечения профессионального управляющего, но уже не в статусе управляющей организации (признаком управляющей организации является заключение ею договора управления многоквартирным домом в соответствии со ст. 162 ЖК), а в статусе исполнителя самостоятельных услуг управления (в частности, услуг по оценке состояния дома, планированию содержания дома, оценке условий договоров с подрядчиками и ресурсоснабжающими организациями, контролю за выполнением условий таких договоров).

4. К отношениям по вышеназванным договорам применяются правила о договорах возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК) и о договорах бытового подряда (§ 2 гл. 37 ГК), а также обязательные требования и технические регламенты, санитарные и технические нормы и правила, устанавливаемые на федеральном уровне (п. 6 ст. 2, п. 12 ч. 1 ст. 4, п. п. 2 и 17 ст. 12, п. 8 ст. 13, п. 9 ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст. 17, ч. 1 ст. 156 ЖК и др.), а также Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 (ч. 3 ст. 39 ЖК).

5. Часть 2 комментируемой статьи регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг. Договоры по поводу холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электро- и газоснабжения (в т.ч. поставки газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в т.ч. поставки твердого топлива при наличии печного отопления) должны заключаться самостоятельно каждым собственником помещения от своего имени и за свой счет.

В соответствии со ст. 426 ГК РФ договоры электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также договоры продажи газа в баллонах и твердого топлива являются публичными договорами. Такие договоры должны заключаться коммерческими организациями с любым обратившимся к ресурсоснабжающей организации собственником помещения, проживающим в многоквартирном доме, на общем собрании собственников помещений в котором в установленном ЖК РФ порядке выбран способ непосредственного управления домом.

К отношениям по договорам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также договорам продажи газа в баллонах и твердого топлива применяются Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 (ч. 1 ст. 157 ЖК).

6. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать в рамках способа непосредственного управления многоквартирным домом несколько путей реализации своего решения.

Во-первых, все текущие вопросы управления могут решаться на общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме.


Во-вторых, собственники помещений в многоквартирном доме могут распределить между собой текущие обязанности по управлению своим домом с обязательным принятием окончательных решений в рамках процедур проведения общих собраний собственников помещений, установленных гл. 6 ЖК РФ (ст. ст. 44 - 48).

В-третьих, названные собственники могут в соответствии с ч. 3 ст. 164 ЖК РФ выбрать одно управомоченное лицо из своего числа или пригласить иное лицо (не из числа собственников), которое вправе действовать в отношениях с третьими лицами от имени собственников помещений в многоквартирном доме.

7. При выборе в качестве управомоченного лица одного из собственников помещений в многоквартирном доме его полномочия будут основываться на решении общего собрания, отраженном в протоколе. Выдача такому лицу доверенности не требуется.

8. В случае привлечения собственниками помещений в многоквартирном доме управомоченного лица, не являющегося собственником помещения в этом доме, все или большинство собственников помещений в доме вправе выдать такому управомоченному лицу доверенность в простой письменной форме. Выдача такому стороннему лицу доверенности "от лица общего собрания" ЖК РФ не предусмотрена.

9. Лицо, которому собственники помещений в многоквартирном доме выдали письменную доверенность, не может считаться управляющим. Если собственники помещений хотят помимо выдачи доверенности уполномоченному лицу заключить с ним возмездные договоры, предметом которых будет выполнение обязательств, предусмотренных ст. 162 ЖК РФ, то для этого необходимо изменение способа управления многоквартирным домом. Для этого собственники помещений в многоквартирном доме вправе в любое время выбрать на общем собрании предусмотренный п. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления управляющей организацией (управляющим). Заключаемые после этого договоры должны соответствовать требованиям ЖК РФ к договорам управления, а само это лицо должно считаться управляющим.


Статья 165. Создание органами местного самоуправления условий для управления многоквартирными домами


Комментарий к статье 165


1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает меры, осуществляемые органами местного самоуправления в целях создания благоприятных условий для управления многоквартирными домами собственниками помещений.

Обеспечение равных условий для деятельности управляющих организаций независимо от их организационно-правовых форм (п. 1 ч. 1 комментируемой статьи) касается не только обеспечения при выборе управляющей организации равных возможностей как для частных организаций, так и для управляющих организаций, созданных в форме муниципальных или государственных предприятий и учреждений или созданных в результате их реорганизации хозяйственных обществ. Такие управляющие организации ("службы заказчика") ранее назначались управлять "жилищным фондом" административным решением органов местного самоуправления или органами государственной власти субъектов Российской Федерации без проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах. На практике еще встречаются случаи создания административных барьеров для новых управляющих организаций.


2. К мерам по обеспечению равных условий для деятельности управляющих организаций необходимо отнести предоставление на равных условиях в пользование нежилых офисных, производственных и складских помещений любым субъектам в сфере управления жильем. Такие действия будут соответствовать положениям антимонопольного законодательства (ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"). Закрепление таких помещений за муниципальными унитарными предприятиями (государственными унитарными предприятиями) на праве хозяйственного ведения или за государственными или муниципальными учреждениями на праве оперативного управления ущемляет интересы организаций частной формы собственности, создает дискриминационные условия их участия в открытых конкурсах по выбору управляющих организаций, ограничивает, а порой и устраняет конкуренцию.

3. Согласно п. 2 ч. 1 комментируемой статьи органы местного самоуправления вправе предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья и потребительским жилищным и специализированным кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов. Это могут быть как безвозмездная передача бюджетных средств, так и предоставление бюджетных кредитов и иные способы финансирования, предусмотренные бюджетным законодательством РФ. Действие комментируемой нормы координирует с положениями ФЗ от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

4. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов. Оплата муниципалитетом (как собственником части помещений) расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома должна производиться в объеме, согласованном всеми собственниками помещений в доме, в порядке, установленном ЖК РФ.

5. В целях демонополизации сферы управления многоквартирными домами органы местного самоуправления должны содействовать повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, и организации обучения лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность (п. 3 ч. 1 комментируемой статьи). Особенно это требование касается подготовки должностных лиц органов управления товариществ собственников жилья и жилищных кооперативов, а также подготовки профессиональных специалистов по управлению многоквартирными домами. В ходе реализации в муниципальных образованиях ФЗ от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ за короткий срок было создано много товариществ собственников жилья: в городах с населением более 100 тыс. человек рост составил с 6% в многоквартирных домах в 2007 г. до 14% на конец 2008 г. Для того чтобы эти товарищества не прекратили свою деятельность после окончания проведения капитального ремонта управляемых ими многоквартирных домов, органы местного самоуправления должны оказывать им методическую и организационную поддержку.


6. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи органы местного самоуправления и управляющие организации по запросам граждан обязаны предоставлять им информацию об установленных ценах на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов и жилых помещений в них, об объемах, перечне и параметрах качества выполняемых работ и оказываемых услуг, а также о ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги. Выполнение указанной обязанности не связывается законодателем с тем, установлены ли такие цены и тарифы в результате регулирования органами государственной власти или органами местного самоуправления или они являются рыночными и установлены по согласованию сторон договоров.

В случае применения регулируемых цен и тарифов, в частности на коммунальные услуги, такую информацию целесообразно запрашивать в органе местного самоуправления, а в случае применения цен и тарифов, установленных по согласованию сторон, - в управляющей организации, товариществе собственников жилья или в жилищном кооперативе.

Установление ЖК РФ такой обязанности должно способствовать защите гражданами своих прав потребителей, оно также позволит сравнивать предложения различных управляющих организаций, действующих в поселении, и обеспечит оптимальный выбор способа управления многоквартирным домом.


29 декабря 2004 года N 189-ФЗ




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


(в ред. Федеральных законов от 26.12.2005 N 184-ФЗ,

от 30.06.2006 N 93-ФЗ, от 29.12.2006 N 251-ФЗ,

от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 08.05.2009 N 93-ФЗ,

от 01.02.2010 N 4-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ

от 28.05.2010 N 12-П)


Комментарий к Водному закону


1. Современная законотворческая практика пошла по пути принятия специальных "вводных" законов применительно к кодифицированным законодательным актам (исключение составляет лишь Семейный кодекс РФ). Предметом "вводных" законов являются переходные положения, касающиеся введения в действие как всего Кодекса, так и его отдельных положений. Кроме того, данным актом отменяются либо признаются недействующими акты в связи с введением в действие самого Кодекса.

Вышеизложенное в полной мере распространяется и на кодификацию жилищного права - Жилищный кодекс РФ, и на Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон).

2. Любые процедуры, имеющие правовое значение, должны быть четкими, понятными и базироваться на законодательных актах. Не является исключением и федеральный законотворческий процесс, который основывается на Конституции РФ, устанавливается регламентами Государственной Думы, Совета Федерации и в некоторой части Регламентом Правительства РФ.

Нормы, посвященные отдельным стадиям процесса, установлены в Федеральных законах от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" <1>, от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" <2> и некоторых других.


--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801.

<2> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.


В силу ст. 6 ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Зачастую в тексте закона говорится о вступлении его в силу с момента опубликования, иногда указывается иная дата.

3. В ст. 1 комментируемого Закона указывается дата - 1 марта 2005 г. - день введения в действие ЖК РФ. Отменяемые в связи с этим законодательные акты (ст. 2), содержащие нормы жилищного права, делятся на две категории: первые отменяются с той же даты, т.е. с 1 марта 2005 г., вторые - с 1 марта 2013 г., при этом вторая категория актов связана с окончанием приватизации жилищного фонда.

4. Что касается приватизации жилищного фонда, то следует отметить, что этот процесс в Российской Федерации продолжается уже около 20 лет и завершается 28 февраля 2013 г. Важно, что прекращение приватизации жилищного фонда происходит не с момента публикации в официальном источнике: гражданам предлагается достаточно продолжительный период времени для того, чтобы принять решение, приватизировать жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, или остаться проживать в качестве нанимателя.

Более того, законодатель предусмотрел возможность и соответственно право для граждан, которые приватизировали жилые помещения, передать жилье в государственную или муниципальную собственность и заключить договор социального найма. В соответствии со ст. 20 Закона граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, до 1 марта 2013 г. вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях.

5. Нельзя не отметить, что государство периодически меняет позицию по поводу завершения приватизации жилищного фонда.

5.1. Первоначально в законодательстве о приватизации указывалось на "переходный период" (ст. 10 Закона РФ от 4 апреля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", п. 4 Постановления Верховного Совета РСФСР "О введении в действие Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР").