Файл: ГрК_комм_Филатова_2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2099

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- обязанность главы местной администрации установить порядок расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц (или незначительного вреда) на иных объектах;

- установление максимальных хронологических критериев проведения трех видов мероприятий по установлению причин нарушения законодательства, в результате которого был причинен вред жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц;

- определение трех обязательных выводов заключения об итогах мероприятий по установлению причин нарушения законодательства;

- правило опубликования заключения об итогах мероприятий по установлению причин нарушения законодательства, в результате которого был причинен вред жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц;

- право участия наблюдателей в мероприятиях по установлению причин нарушения законодательства с определением субъектов наблюдения;

- право наблюдателей судебного оспаривания заключения об итогах мероприятий по установлению причин нарушения законодательства, в результате которого был причинен вред жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц.

Положениями ч. 1 комментируемой статьи установлен десятидневный срок создания технической комиссии для установления причин такого нарушения и определения лиц, допустивших такое нарушение независимо от вида правонарушения (о трех категориях нарушений требований комментируемого Кодекса и соответствующих видах технических комиссий см. ч. ч. 2 - 4 настоящей статьи).

Следует добавить, что в соответствии с нормами ч. 3 ст. 53 Кодекса установлена обязанность лица, осуществляющего строительство, извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

2. Рассматриваемые нормы определяют обязанность Правительства РФ установить порядок расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц на объектах использования атомной энергии, опасных производственных объектах, иных особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, объектах, сведения о которых составляют государственную тайну, объектах обороны и безопасности (нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности первого вида).

Особенностью таких нарушений первого вида является отсылочная норма о специальном месте события нарушения, которое обусловлено исчерпывающим списком п. 5.1 ст. 6 Кодекса, а также специальными нормами расследования такого вида нарушения, регламентируемыми Правилами установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2006 г. N 702), которые применяются в случаях, когда отношения, связанные с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территорий, архитектурно-строительном проектировании (включая инженерные изыскания), строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства, не урегулированы:


- ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ;

- ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений";

- ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Причины нарушения комментируемого Кодекса устанавливаются техническими комиссиями, образуемыми двумя федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора:

1) Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором) - в отношении объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов;

2) Министерством обороны РФ - в отношении объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ (подробнее см. Приказ Минобороны РФ от 26 февраля 2008 г. N 86 "О порядке образования и работы технических комиссий по установлению причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации").

3. В правилах комментируемой части законодатель установил обязанность высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ установить порядок расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц на установленных объектах (при нарушении требований законодательства о градостроительной деятельности второго вида).

При нарушении требований комментируемого законодательства, повлекшего причинение вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц на объектах, которые не входят в исчерпывающий список п. 5.1 ст. 6 Кодекса, но имеют специальные признаки, установление его причин осуществляется в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

К специальным признакам объектов в комментируемой части о нарушениях норм Кодекса второго вида относится их использование в расширенном перечне сфер предназначения: здравоохранения; образования; культуры; отдыха; спорта; иных социальных и коммунально-бытовых сферах; транспортной инфраструктуры; торговли; общественного питания; в деловой сфере; административной; финансовой; религиозной; жилищной (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства).

Например, Постановлением администрации Тверской области от 13 сентября 2007 г. N 261-па утверждены Правила установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности на территории Тверской области, аналогичные правила действуют и на территории Саратовской области (см. Постановление Правительства Саратовской области от 16 декабря 2008 г. N 484-П "Об утверждении Положения о порядке установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности"), а также на территории других субъектов РФ.


4. Комментируемая часть включает обязанность главы местной администрации установить порядок расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц (или незначительного вреда) на иных объектах.

Таким образом, остальные случаи причинения вреда при нарушении требований комментируемого Кодекса на объектах, не обозначенных в исчерпывающем перечне ч. 4 ст. 6.6 Кодекса и расширенном перечне ч. 3 настоящей статьи (при нарушении требований законодательства о градостроительной деятельности третьего вида), расследуются согласно порядку, установленному решением главы местной администрации.

Например, согласно Постановлению администрации муниципального образования "Город Саратов" от 16 июня 2010 г. N 1523 "Об утверждении Положения о порядке установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности" по результатам работы технической комиссией составляется заключение, содержащее выводы:

- о причинах нарушения законодательства, размере причиненного вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц (в случае, когда такой вред был причинен);

- об обстоятельствах, указывающих на виновность лиц;

- о необходимых мерах по восстановлению благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Заключение технической комиссии утверждается ее председателем и в течение пяти дней после утверждения:

- направляется лицу, допустившему нарушение законодательства о градостроительной деятельности, для устранения выявленных нарушений;

- лицу, пострадавшему в результате таких нарушений;

- подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации и может быть размещено на официальном сайте администрации в сети Интернет.

Один экземпляр заключения хранится в деле о рассмотрении нарушений законодательства о градостроительной деятельности в комитете по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов". В случае если нарушения законодательства о градостроительной деятельности допущены в процессе строительства (реконструкции, капитального ремонта) и эксплуатации объектов, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, экземпляр заключения направляется в органы государственного строительного надзора.

5. Правила ч. 5 комментируемой статьи определяют максимальный срок проведения расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности (установления причин, указанных в ч. ч. 2 - 4 настоящей статьи нарушений законодательства), который не должен превышать согласно трем видам нарушений соответственно пять месяцев, три месяца, два месяца.


6. Положениями ч. 6 комментируемой статьи законодатель обозначил исчерпывающий перечень трех обязательных выводов заключения об итогах мероприятий по установлению причин нарушения законодательства, к которым отнесено определение:

1) причин нарушения законодательства, в результате которого был причинен вред жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, и его размеров;

2) обстоятельств, указывающих на виновность лиц;

3) необходимых мер по восстановлению благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Например, согласно заключению Технической комиссии по установлению причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности по объекту "Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями" от 16 января 2009 г. <36>:

--------------------------------

<36> URL: http://arch.rkomi.ru/left/about/gosstroi/zakl


- причинами, в результате которых был причинен вред жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических лиц, стали отсутствие обследования перекрытия 4 этажа перед началом работ, а также организации прохода по чердаку и местам складирования материалов;

- выводами Технической комиссии указано разработать проектную документацию по восстановлению обрушенного перекрытия, обследовать утеплитель и балки перекрытия, их крепление между собой с привлечением проектной организации.

7. Рассматриваемые нормы определяют правило опубликования заключения об итогах мероприятий по установлению причин нарушения законодательства, в результате которого был причинен вред жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц.

С учетом требований наличия официальных сайтов, которые призваны обеспечить допуск к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, такое опубликование целесообразно осуществлять на соответствующих ресурсах сети Интернет.

8. В правилах комментируемой части законодатель установил право участия наблюдателей в мероприятиях по установлению причин нарушения законодательства с определением категорий таких субъектов наблюдения.

Как установлено законодателем, в ходе проведения расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения норм комментируемого Кодекса в качестве наблюдателей могут принимать участие заинтересованные лица, которыми в рассматриваемой части определены:

- застройщик, заказчик;

- лицо, выполняющее инженерные изыскания;

- лицо, осуществляющее подготовку проектной документации;

- лицо, осуществляющее строительство;

- представители указанных лиц;

- представители специализированной экспертной организации в области проектирования и строительства;

- представители граждан и их объединений.

Следует отметить, что буквальное толкование комментируемой нормы не позволяет считать пострадавшего гражданина возможным наблюдателем, заменив его соответствующим представителем.


9. Комментируемая часть включает право наблюдателей на судебное оспаривание заключения об итогах мероприятий по установлению причин нарушения законодательства, в результате которого был причинен вред жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц.


Глава 9. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ГОРОДАХ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ МОСКВЕ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ


Статья 63. Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге


Комментарий к статье 63


1. С учетом особого статуса городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, положениями комментируемой статьи законодатель обозначил особенности осуществления градостроительной деятельности в этих субъектах РФ, которыми обозначены:

- осуществление семи полномочий органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности согласно ч. 3 ст. 8 Кодекса органами государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если законами этих субъектов РФ полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения в соответствии со ст. 79 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления";

- специальный порядок утверждения документов территориального планирования этих субъектов РФ, их согласования и проведения публичных слушаний по их проектам;

- специальный порядок согласования проекта генерального плана города Москвы;

- право наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга отдельными полномочиями в области градостроительной деятельности соответствующими законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Следует отметить, что в соответствии с положениями ст. ст. 4.1 и 4.2 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ:

- до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 г., включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- Российская Федерация передает в порядке, установленном ст. 6.1 комментируемого Кодекса, органам государственной власти субъекта РФ - города федерального значения Москвы на срок до 1 января 2013 г. осуществление полномочий по организации и проведению государственной экспертизы проектной документации уникальных объектов капитального строительства, которые указаны в ч. 2 ст. 48.1 Кодекса и строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территории города федерального значения Москвы, и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации таких объектов;