Файл: ГрК_комм_Филатова_2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2097

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- статья 283 "Разглашение государственной тайны";

- статья 285.3 "Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений".

2. Говоря об административной ответственности за нарушения требований комментируемого Кодекса, следует указать на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 г. N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях", согласно п. 6 которого при рассмотрении дел, связанных с привлечением лиц к административной ответственности за осуществление работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства без разрешения на строительство в тех случаях, когда получение соответствующего разрешения является обязательным, суды должны исходить из следующего:

- субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство;

- согласно ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ привлечению к административной ответственности подлежат лица, осуществляющие эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство. При рассмотрении таких дел судам необходимо исходить из того, что субъектом данного административного правонарушения является лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию объекта капитального строительства;

- в том случае, если эксплуатация объекта капитального строительства осуществляется несколькими лицами одновременно, к административной ответственности может быть привлечено каждое из таких лиц, а не только то лицо, которое начало эксплуатировать соответствующий объект первым.


Статья 59. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц при осуществлении территориального планирования и градостроительного зонирования


Комментарий к статье 59


В соответствии с комментируемым правилом (ч. 2) утверждение документов территориального планирования муниципальных образований, правил землепользования и застройки, документации по планировке территорий муниципальных образований, использование которых повлекло причинение вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, обусловливает его возмещение в полном объеме.


Об основах правового регулирования порядка утверждения схем территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территорий см. положения ст. ст. 11, 15, 20, 24, 32, 45 и 46 комментируемого Кодекса.

Следует отметить, что ч. ч. 1 и 3 изъяты из содержания комментируемой статьи согласно п. 38 ст. 1 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ в связи с тем, что порядок осуществления государственной экспертизы документов территориального планирования утратил силу с целью реализации мероприятий по оптимизации процедур территориального планирования, в том числе изъятием из Кодекса норм (в ст. 6.1 и ст. 29) о государственной экспертизе проектов документов территориального планирования, и обеспечения утверждения документов территориального планирования в установленный ст. 7 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ срок.


Статья 60. Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства


Комментарий к статье 60


1. Общее определение вреда, порядок возмещения которого регламентирован нормами ст. 60 Кодекса, обозначено в нормах ч. 1 ст. 55.5 Кодекса и включает причинение вреда:

- жизни или здоровью физических лиц;

- имуществу физических или юридических лиц;

- государственному или муниципальному имуществу;

- окружающей среде;

- жизни или здоровью животных и растений;

- объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ.

Положениями ч. 1 комментируемой статьи законодатель обозначил правовые основы возмещения вреда, причиненного при осуществлении в порядке ст. 55.3 Кодекса трех видов работ саморегулируемых организаций в сфере градостроительной деятельности, которые включают:

- условия субсидиарной ответственности за возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям;

- условия субсидиарной ответственности за возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по подготовке проектной документации;

- условия субсидиарной ответственности за возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства;

- условия субсидиарной ответственности за возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при исключении сведений о саморегулируемой организации, выдавшей свидетельство о допуске к работам из государственного реестра саморегулируемых организаций;

- порядок возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии у лица, выполнившего такие работы, договора страхования гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков таких работ;


- особенности субсидиарной ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства РФ, субъекта РФ или организации, которая провела негосударственную экспертизу инженерных изысканий.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи особенностью субсидиарной ответственности за возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, обозначено возмещение вреда саморегулируемой организацией в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации (см. ст. 55.16 Кодекса) в отношении лица, которое на момент выполнения таких работ имело свидетельство о допуске к ним, выданное этой саморегулируемой организацией.

2. Рассматриваемые нормы определяют условия субсидиарной ответственности за возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по подготовке проектной документации, которые включают возмещение вреда саморегулируемой организацией в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации (см. ст. 55.16 Кодекса) в отношении лица, которое на момент выполнения таких работ имело свидетельство о допуске к ним, выданное этой саморегулируемой организацией.

3. В правилах комментируемой части законодатель установил условия субсидиарной ответственности за возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, которыми установлено возмещение вреда саморегулируемой организацией в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации (см. ст. 55.16 Кодекса) в отношении лица, которое на момент выполнения таких работ имело свидетельство о допуске к ним, выданное этой саморегулируемой организацией.

В ч. 3.1 рассматриваемой статьи обозначены условия субсидиарной ответственности за возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при исключении сведений о саморегулируемой организации, выдавшей свидетельство о допуске к работам из государственного реестра саморегулируемых организаций.

Как установил законодатель, согласно нормам ч. 8 ст. 55.16 и п. 6 ч. 8 ст. 55.20 Кодекса, утеря статуса саморегулируемой организации обусловливает возможность наступления субсидиарной ответственности Национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида в пределах средств компенсационного фонда указанной саморегулируемой организации, зачисленных на счет такого Национального объединения.

4. Комментируемая часть включает порядок возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии у лица, выполнившего такие работы, договора страхования гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков таких работ.


С учетом того, что первые пункты ч. ч. 1 - 3 комментируемой статьи (о солидарной ответственности) утратили силу в соответствии с нормами ФЗ от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ, становится спорным применение правил рассматриваемой статьи. Однако действие комментируемых норм допускает возможное наступление солидарной субсидиарной ответственности РФ, субъекта РФ, организации, которая провела негосударственную экспертизу проектной документации, саморегулируемой организации, выдавшей свидетельство о допуске к таким работам, при наличии двух установленных условий (о недостатке средств, полученных по договору страхования ответственности, и отказе виновного удовлетворить требование о возмещении вреда).

5. В соответствии с рассматриваемыми положениями обозначены особенности субсидиарной ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства РФ, субъекта РФ или организации, которая провела негосударственную экспертизу инженерных изысканий.

Как установил законодатель, субсидиарную ответственность за причинение вреда вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства наряду с саморегулируемыми организациями несут РФ, субъект РФ или организация, которая провела негосударственную экспертизу инженерных изысканий при наличии определенных условий.

Установленные ч. 5 комментируемой статьи такие условия обусловлены причинной связью причинения вреда с несоответствием требованиям технических регламентов и (или) проектной документации результатов инженерных изысканий, проектной документации, построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства и (или) работ, выполненных в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства. При этом необходимым условием является наличие соответствующих положительных заключений экспертизы или положительного заключения органа государственного строительного надзора (Ростехнадзора).

При анализе правовых норм о возмещении вреда следует указать на содержание Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина". Так, в п. 23 этого Постановления указывается, что владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или умысла самого потерпевшего (п. 1 ст. 1079 ГК РФ). Под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (п. 1 ст. 202, п. 3 ст. 401 ГК РФ). Под умыслом потерпевшего понимается такое его противоправное поведение, при котором потерпевший не только предвидит, но и желает либо сознательно допускает наступление вредного результата (например суицид). При отсутствии вины владельца источника повышенной опасности, при наличии грубой неосторожности лица, жизни или здоровью которого причинен вред, суд не вправе полностью освободить владельца источника повышенной опасности от ответственности (кроме случаев, когда вред причинен вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего). В этом случае размер возмещения вреда, за исключением расходов, предусмотренных абз. 3 п. 2 ст. 1083 ГК РФ, подлежит уменьшению.



Статья 61. Компенсация вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу физических лиц


Комментарий к статье 61


1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил право органов государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления принимать решения о компенсации определенным категориям физических лиц причиненного им вреда при осуществлении градостроительной деятельности или эксплуатации объектов капитального строительства вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Данная норма реализует общее правило ст. 1064 ГК РФ об установлении законом обязанности выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда в случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с положениями ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Отметим, что классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регламентирована положениями Постановления Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

2. Нормы ч. 2 рассматриваемой статьи указывают на дополнительный характер правил ч. 1 и определяют обязанность виновного лица нести установленную согласно ст. 58 Кодекса ответственность.


Статья 62. Расследование случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности


Комментарий к статье 62


1. Правилами комментируемой статьи законодатель обозначил особенности правового механизма расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения норм комментируемого Кодекса, которыми представляются:

- создание технической комиссии для установления причин такого нарушения и определения лиц, допустивших такое нарушение;

- обязанность Правительства РФ установить порядок расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц на объектах использования атомной энергии, опасных производственных объектах, иных особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, объектах, сведения о которых составляют государственную тайну, объектах обороны и безопасности;

- обязанность высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ установить порядок расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц на установленных объектах;