Файл: ГрК_комм_Филатова_2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2174

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- учет при застройке населенных пунктов принципов формирования их архитектурного облика, а также принципов сохранения исторического облика старых населенных пунктов;

- решение следующих приоритетных задач:

1) формирование эффективных рынков земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией;

2) обеспечение участков массового жилищного строительства инженерной, коммуникационной и социальной инфраструктурой, вовлечение в проекты жилищного строительства неиспользуемых или используемых неэффективно государственных и муниципальных земельных участков, в том числе с помощью Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (см. Федеральный закон от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства");

3) развитие конкуренции между частными коммерческими и некоммерческими застройщиками и подрядчиками, в том числе путем применения антимонопольных мер;

4) совершенствование стандартизации и технического регулирования в сфере строительства и эксплуатации зданий, сооружений жилого фонда и осуществление государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов;

5) содействие внедрению инновационных технологий в сфере жилищного строительства и коммунального хозяйства, развитию отечественного производства строительных материалов, изделий и конструкций;

6) содействие реализации проектов комплексной реконструкции исторических центров городов в целях улучшения жилой застройки;

7) стимулирование малоэтажной застройки.

Одним из целевых индикаторов повышения доступности жилья в Концепции обозначено увеличение к 2020 г. объема ввода жилья до 140 - 150 млн. кв. м на базе комплексного освоения территорий и развития застроенных территорий в целях жилищного строительства на основе утвержденной градостроительной документации.

Следует добавить, что согласно Постановлению Правительства РФ от 22 августа 2008 г. N 632 "О правительственной комиссии по развитию жилищного строительства" развитие территорий предполагает собой развитие:

- объектов инженерной инфраструктуры (в том числе объектов инфраструктуры связи);

- объектов социальной, транспортной инфраструктур;

- объектов производства строительных материалов, изделий, конструкций для жилищного строительства, содействие созданию промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов для формирования благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества;

- безопасных и благоприятных условий проживания для всех категорий граждан.

2. Согласно положениям комментируемого Кодекса территориальное планирование, как вид деятельности по развитию территорий, реализует первый и второй основной принцип законодательства о градостроительной деятельности (см. п. п. 1 и 2 ст. 2 Кодекса) и включает:


- установление функциональных зон;

- определение планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Отметим, что порядок подготовки и согласования проектов схем (документов) территориального планирования субъектов РФ (муниципальных образований) регламентирован:

- Положением о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов РФ и проектов документов территориального планирования муниципальных образований (утв. Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2007 г. N 178);

- Положением о подготовке и согласовании проекта схемы территориального планирования РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 марта 2008 г. N 198);

- Методическими рекомендациями по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов (утв. Приказом Минрегиона России от 26 мая 2011 г. N 244).

Следует указать на существенные изменения правового института территориального планирования, которые внесены в комментируемый Кодекс положениями Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования". Нормы указанного Закона устанавливают действие с 1 сентября 2011 г. новых правил Кодекса, согласно которым:

- изменилось определение территориального планирования;

- вновь введены термины объектов федерального, регионального и местного значения;

- обновлен перечень сфер, в которых разрабатываются схемы территориального планирования (федеральный транспорт, автодороги федерального значения, оборона и безопасность государства, энергетика, высшее профессиональное образование, здравоохранение), схемы в других сферах могут разрабатываться на основании актов Президента РФ или Правительства РФ;

- федеральные, региональные органы власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить свободный доступ к проектам документов территориального планирования и материалам обоснования таких проектов в специальной информационной системе территориального планирования, создаваемой в порядке ст. 57.1 Кодекса;

- конкретизированы требования к подготовке документов территориального планирования (о содержании документов территориального планирования, компетенции государственных органов власти и органов местного самоуправления по их разработке, процедуре согласования и утверждения); установлены сроки действия схем территориального планирования (схемы территориального планирования размещения линейных объектов утверждаются как минимум на 20 лет, в иных случаях - на 10 лет; генеральные планы поселений, городских округов утверждаются как минимум на 20 лет);

- актуализирован порядок проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов населенных пунктов (при изменении генерального плана в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков или объектов капитального строительства);


- упрощен порядок согласования проектов документов территориального планирования (исключены нормы о государственной экспертизе);

- регламентировано право юридических и физических лиц осуществлять за свой счет подготовку документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального, регионального и местного значения;

- определены мероприятия переходных положений в связи с существенным обновлением правил территориального планирования, а также необходимые изменения в нормы законодательства других отраслей.

3. Устойчивое развитие территорий представляет собой главную цель и основное содержание градостроительной деятельности. Комментируемое определение, по мнению автора, не раскрывает признаки устойчивости (стабильности) развития, поэтому особенностями неизменного (устойчивого) развития территории следует принимать обозначенную законодателем совокупность мер по:

- обеспечению безопасности и благоприятных условий жизни человека;

- ограничению вреда, наносимого окружающей среде;

- обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов;

- реализации актуальных и перспективных интересов человечества.

Обеспечение устойчивого развития территорий определено законодателем первым основным принципом правовой сферы градостроительства, который основан на территориальном планировании и градостроительном зонировании.

При этом устойчивое развитие территорий согласно нормам Кодекса обеспечивается:

- территориальным планированием (ч. 1 ст. 9);

- совместной подготовкой проектов документов территориального планирования федеральными, региональными органами исполнительной власти и муниципалитетами (ч. 1 ст. 27);

- разработкой правил землепользования и застройки (п. 1 ч. 1 ст. 30);

- подготовкой документации по планировке территорий (ч. 1 ст. 41).

4. Нормы комментируемого определения включают расширенный перечень зон с особыми условиями использования территорий. Особыми условиями представляются специфическое (целевое) назначение земли и (или) место нахождения таких зон, которые определяют категории такой зоны использования территорий:

- охранные зоны с особыми условиями использования территорий;

- санитарно-защитные зоны;

- зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;

- водоохранные зоны;

- зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

- зоны охраняемых объектов;

- иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ.

Охранной зоной являются территория (земельный участок) и акватория, прилегающие к охраняемым объектам и специальным трассам проезда и предназначенные для обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов или поддержания необходимых условий их эксплуатации, в границах которых согласно законодательству государств устанавливаются особые условия использования территории (водных объектов). Такое определение дано в ст. 1 Модельного закона о государственной охране (принят в г. Санкт-Петербурге 16 ноября 2006 г. Постановлением N 27-6 на 27-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ).


Положениями ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") определено, что планировка (застройка) городских и сельских поселений должна предусматривать создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. Поэтому при осуществлении градостроительной деятельности (при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон и т.д.) должны соблюдаться санитарные правила.

Санитарно-защитная зона, как обозначено в решении Верховного Суда РФ от 7 декабря 2010 г. N ГКПИ10-1288, устанавливается в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. При этом по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона представляет собой защитный барьер, обеспечивающий уровень безопасности населения при эксплуатации объекта сельскохозяйственного назначения в штатном режиме (подробнее см. п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74).

Так, например, можно указать на санитарно-защитную зону имущественного комплекса ЗАО "Птицефабрика Синявинская имени 60-летия Союза ССР" на территории Кировского района Ленинградской области, которая установлена от границы промплощадки предприятия размером: в восточном направлении - 950 м, в остальных направлениях - 1000 м, в целях предотвращения угрозы возникновения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) (см. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2010 г. N 172 "Об установлении размера санитарно-защитной зоны имущественного комплекса ЗАО "Птицефабрика Синявинская имени 60-летия Союза ССР" на территории Кировского района Ленинградской области").

Согласно ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об объектах культурного наследия") зоны охраны объектов культурного наследия устанавливаются в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории и включают: охранную зону, зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зону охраняемого природного ландшафта. При этом регламентирование порядка разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон осуществляется согласно требованиям Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 г. N 315).


Следует добавить, что согласно положениям Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 95 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) учреждаются государственные природные заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, природные и дендрологические парки, ботанические сады, где запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая территория. При этом в ряде субъектов РФ в порядке совместного ведения (см. п. п. "д" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ) РФ и субъектов РФ действуют региональные законы об особо охраняемых природных территориях и объектах.

Основы правового регулирования водоохранных зон регламентированы положениями ряда документов, в том числе:

- ст. 64 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ);

- ст. 104 Лесного кодекса РФ о правовом режиме лесов в водоохранных зонах;

- Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 11 ноября 2010 г. по делу N А31-2736/2010.

Основной целью организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в соответствии с положениями СП 2.1.4.2625-10 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2010 г. N 45) является охрана от загрязнения и истощения источников централизованного питьевого водоснабжения, а также водопроводных сооружений и окружающей их территории, влияющей на санитарный режим источника водоснабжения. Согласно ч. 5 ст. 18 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Также отметим, что обеспечение соблюдения особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в порядке п. 2 ч. 1 ст. 36 ВК РФ, обозначено задачей государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

Регламентирование порядка определения границ зон охраняемых объектов, как одного из видов зон с особыми условиями использования территорий, и согласования градостроительных регламентов для таких зон с целью обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов осуществляется положениями Постановления Правительства РФ от 20 июня 2006 г. N 384 "Об утверждении Правил определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон".

Как установлено законодателем, иные зоны с особыми условиями использования территорий могут быть определены положениями законодательства России, в качестве примера можно привести: