Файл: ГрК_комм_Королев_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2509

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;

границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в федеральной собственности, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения.

Утверждение схемы территориального планирования Российской Федерации также подлежит опубликованию. Комментируемая статья не устанавливает срок, в течение которого после утверждения опубликование должно быть осуществлено.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" в ч. 5 и 7 комментируемой статьи были внесены изменения. В настоящее время Градостроительный кодекс обязывает размещать проекты схем территориального планирования Российской Федерации и схемы территориального планирования Российской Федерации на официальном сайте Правительства Российской Федерации в сети Интернет (адрес сайта - www.government.ru).

6. Часть 8 комментируемой статьи устанавливает необходимость направления схем территориального планирования Российской Федерации в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления муниципальных образований, применительно к территориям которых подготовлены указанные схемы, в течение трех дней со дня их утверждения Правительством РФ.

7. Часть 9 комментируемой статьи закрепляет право заинтересованных лиц (правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства), если они полагают, что их права и законные интересы в результате утверждения схем территориального планирования Российской Федерации нарушаются или могут быть нарушены, оспаривать указанные схемы в суде.

8. По предложению органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, заинтересованных физических и юридических лиц в схемы территориального планирования Российской Федерации могут быть внесены изменения в порядке, установленном для подготовки и утверждения схем территориального планирования Российской Федерации.

9. Согласно ч. 12 комментируемой статьи Правительство РФ наделяется полномочиями определять состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования Российской Федерации, а также порядок внесения изменений в такие схемы.

Правительство РФ от 13 ноября 2006 г. Постановлением N 680 утвердило Положение о составе схем территориального планирования Российской Федерации.

В соответствии с ним схема территориального планирования Российской Федерации является документом территориального планирования, представляющим собой совокупность материалов в текстовой и графической форме, содержащих сведения, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации.


Схемы территориального планирования являются основанием для принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления решений при планировании мероприятий по социально-экономическому развитию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных нужд и о переводе земель из одной категории в другую.

Схема территориального планирования может состоять из:

а) схемы территориального планирования в отношении одной из областей, указанных в части 1 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

б) схемы территориального планирования в отношении двух и более областей, указанных в части 1 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

в) двух и более схем территориального планирования в отношении одной из областей, указанных в ч. 1 ст. 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

г) двух и более схем территориального планирования в отношении двух и более областей, указанных в ч. 1 ст. 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Документирование сведений, содержащихся в материалах, входящих в состав схемы территориального планирования, осуществляется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии записей на бумажном и электронном носителях приоритет имеют записи на бумажном носителе.

Обращение со сведениями, составляющими государственную тайну, при подготовке, согласовании, утверждении схемы территориального планирования, а также реализации мероприятий, входящих в ее состав, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

В целях разработки и утверждения схемы территориального планирования осуществляется подготовка в текстовой и графической форме материалов, предусмотренных ч. 8 ст. 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Разработка схемы территориального планирования и материалов, указанных в предыдущем абзаце, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных для реализации мероприятий по территориальному планированию Российской Федерации, а также за счет средств внебюджетных источников.

В состав схемы территориального планирования входят следующие материалы:

положение о территориальном планировании, изложенное в текстовой форме;

карты (схемы), которые представлены в графической форме и могут быть дополнены текстовым описанием.

Положение о территориальном планировании состоит из 2 разделов:

раздел 1 включает в себя описание целей и задач территориального планирования применительно к конкретной схеме территориального планирования;

раздел 2 включает в себя перечни мероприятий по территориальному планированию, обеспечивающих устойчивое развитие территорий. В перечнях указываются наименование каждого мероприятия, его описание (содержание), последовательность выполнения мероприятия, срок его выполнения и исполнитель.


Графическая часть схемы территориального планирования может быть представлена в виде одной или нескольких карт (схем), одного или нескольких их фрагментов.

В зависимости от целей и задач, указанных в положении о территориальном планировании применительно к конкретной схеме территориального планирования, при подготовке карт (схем), их фрагментов могут быть использованы следующие масштабы:

масштаб 1:2500000 - для карт всей территории Российской Федерации;

масштабы 1:1000000, 1:500000 - для карт части территории Российской Федерации;

масштабы 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500 - для фрагментов карт (схем).

При разработке схемы территориального планирования состав ее графической части и масштабы, подлежащие использованию при разработке карт (схем) и (или) их фрагментов, определяются при решении вопроса о подготовке указанной схемы, исходя из необходимости отображения границ функциональных зон и границ земельных участков, определенных ч. 6 ст. 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На картах (схемах) отображаются объекты капитального строительства федерального значения, установленные ч. 3 ст. 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Информационное наполнение карт (схем), входящих в состав схемы территориального планирования, должно отвечать требованиям нормативных документов, предъявляемым к картографическим материалам.

Входящие в состав схемы территориального планирования карты (схемы), отображаемые на электронных носителях, формируются на базе слоев цифровой картографической основы.


Статья 12. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации


Комментарий к статье 12


1. Комментируемая статья устанавливает порядок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации. Проект схемы территориального планирования Российской Федерации подлежит согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по установленным комментируемым Кодексом вопросам. Рассмотрим их более детально.

1. Изменение границ земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2006 г.) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.


2. Изменение границ земель особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Особо охраняемые природные территории относятся к землям особо охраняемых территорий, установленных ст. 94 Земельного кодекса РФ.

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в ред. от 4 декабря 2006 г.) определяет особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Указанный Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

Необходимо отметить, что во многих субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области особо охраняемых природных территорий. В качестве примера можно привести следующие нормативные правовые акты:


Закон г. Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" (в ред. от 18 января 2006 г.);

Закон Московской области от 23 июля 2003 г. N 96/2003-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в ред. от 11 января 2007 г.);

Областной закон Ленинградской области от 24 февраля 2004 г. N 13-ОЗ "О региональной целевой программе "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области на период до 2010 года" (в ред. от 18 мая 2006 г.);

Закон Республики Алтай от 4 ноября 1994 г. N 6-15 "Об особо охраняемых природных территориях и объектах Республики Алтай" (в ред. от 18 октября 2005 г.);

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 ноября 2004 г. N 69-ЗАО "Об особо охраняемых природных территориях Ямало-Ненецкого автономного округа".

3. Изменение границ земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами.

В соответствии со ст. 30.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. от 18 декабря 2006 г.) государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.

Правительство РФ 30 июня 2006 г. приняло Постановление N 404, которым утвердило Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.

К таким документам относятся:

1. Заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок.