Файл: ГК_4_комм_Трахтенгерц_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. При поступлении указанного в статье решения суда федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вносит соответствующую запись в Государственный реестр товарных знаков и публикует сведения о том, что правовая охрана данного коллективного знака прекращена. При этом какого-либо решения в дополнение к судебному не принимается.

3. В соответствии со ст. 1486 ГК решение о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием принимается палатой по патентным спорам и является результатом рассмотрения заявления заинтересованного лица, утверждающего, что данный товарный знак не используется в течение 3 лет в отношении товаров, для которых он зарегистрирован.

4. Следует отметить, что этот Регламент касается процедуры рассмотрения заявлений и возражений не только в палате по патентным спорам, но и в самом федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Среди них - возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку, если действия правообладателя, связанные с государственной регистрацией товарного знака, в установленном порядке признаны злоупотреблением правом либо недобросовестной конкуренцией; заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака и знака обслуживания в случае ликвидации юридического лица - обладателя исключительного права на товарный знак или прекращении предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя - правообладателя; отказ (заявление) от права на товарный знак; заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае его превращения в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.

В федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявление или возражение рассматривается по существу коллегиальным составом в количестве не менее трех экспертов (специалистов) без участия заявителя (лица, подавшего возражение или заявление) в срок, не превышающий 3 месяцев со дня принятия к рассмотрению. При этом анализируются все представленные в заявлении (или возражении) сведения и доводы. По результатам рассмотрения подготавливается проект мотивированного решения об удовлетворении заявления или об отказе в его удовлетворении. Мотивированное решение после оформления в письменном виде вместе с материалами заявки передается на подпись руководителю федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Дата подписания решения является датой его принятия в соответствии с п. 1 ст. 1508 ГК. Решение направляется лицу, подавшему заявление или возражение.

Сведения о принятом решении незамедлительно вносятся в Государственный реестр товарных знаков и публикуются в официальном бюллетене. Действие правовой охраны товарного знака считается прекратившимся со дня внесения соответствующих сведений в Государственный реестр.


5. Рассмотрению вопроса о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае прекращения юридического лица - правообладателя или прекращения предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя - правообладателя и принятию соответствующего решения предшествует подача заинтересованным лицом заявления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. К заявлению прилагается документ, подтверждающий факт прекращения предпринимательской деятельности физического лица или ликвидации юридического лица, а также документ об уплате соответствующей пошлины. Процедура рассмотрения аналогична описанной в п. 4 настоящего комментария.

6. Прекращение правовой охраны товарного знака по основанию, предусмотренному подп. 5 п. 1 комментируемой статьи, является довольно редким случаем. В случае незаинтересованности правообладателя в своем товарном знаке он чаще всего не продлевает срок его действия, и правовая охрана товарного знака прекращается в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 1514. В случае же если возникает необходимость прекращения правовой охраны товарного знака, правообладатель направляет в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности соответствующее заявление. Процедура рассмотрения также аналогична описанной в п. 4 настоящего комментария.

В удовлетворении заявления может быть отказано, например, в случае его подачи лицом, не имеющим такого права. Запись о досрочном прекращении правовой охраны вносится в Государственный реестр товарных знаков; соответствующая информация публикуется.

7. Правовая охрана товарного знака в связи с его превращением в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление, прекращается достаточно редко, хотя нельзя отрицать, что такие случаи происходят. Прекращение правовой охраны осуществляется по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, принятому на основании заявления заинтересованного лица, причем к такому заявлению должны прилагаться соответствующие материалы, свидетельствующие о том, что товарный знак превратился в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида. О подобном превращении могут свидетельствовать: применение обозначения в качестве наименования одного товара, производимого различными производителями, а также использование этого обозначения в качестве названия товара специалистами соответствующих производств, работниками торговли и потребителями. Процедура рассмотрения - та же, что описана в п. 4 настоящего комментария.

8. Положения п. 2 комментируемой статьи свидетельствуют о том, что правовая охрана общеизвестного товарного знака может быть прекращена по основаниям, предусмотренным для "обычных" товарных знаков; однако при этом в указанном пункте содержится отдельное основание для прекращения правовой охраны общеизвестного товарного знака. Таким основанием является утрата общеизвестным товарным знаком признаков, установленных п. 1 ст. 1508 (см. комментарий).


9. В ряде статей (1483, 1488) ГК, в частности, посвященных основаниям для отказа в регистрации товарных знаков, в регистрации договоров об отчуждении исключительного права на товарный знак, указывается, что регистрация товарного знака, а также распоряжение правом на него не должны вводить потребителя в заблуждение. В этой связи в регистрации товарных знаков, а также договоров, которые могут ввести в заблуждение, отказывается. Подобный подход применяется и к товарным знакам, которые были переданы другому правообладателю без заключения договора. Так, по иску заинтересованного лица и принятому на его основании судебному решению правовая охрана указанных товарных знаков может быть прекращена досрочно, если эта передача вводит потребителей в заблуждение относительно товара или его изготовителя.

10. Прекращение правовой охраны товарного знака означает прекращение исключительного права на этот товарный знак, т.е. правообладатель утрачивает право монопольно использовать товарный знак, запрещать его использование третьим лицам, а также распоряжаться принадлежащим ему товарным знаком.


7. Защита права на товарный знак


Статья 1515. Ответственность за незаконное использование товарного знака


Комментарий к статье 1515


1. В соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК использование средства индивидуализации без согласия правообладателя является незаконным. В свою очередь, незаконное использование товарного знака влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом и другими законами.

2. При определении незаконности использования товарного знака, помимо признаков незаконного использования, во внимание должна приниматься цель использования товарного знака. Под этой целью понимается введение в гражданский оборот товаров, маркированных товарным знаком или обозначением, сходным с ним до степени смешения.

3. Комментируемая статья подробно раскрывает специальные, гражданско-правовые способы защиты исключительного права на товарный знак, не указывая при этом на возможность применения административной и уголовной ответственности. Таким образом, исходя из способов защиты, указанных в п. 1 ст. 11 ГК, к нарушителю исключительного права на товарный знак может быть предъявлено: 1) требование о признании исключительного права; 2) требование о пресечении действий, нарушающих исключительное право на товарный знак или создающих угрозу его нарушения; 3) требование возмещения убытков, возникших в результате неправомерного использования товарного знака, причинившего ущерб правообладателю.

Исходя из положений п. 3 ст. 1252 ГК, правообладатель освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.

4. Пунктом 4 комментируемой статьи для правообладателя установлено право требования от нарушителя выплаты компенсации вместо возмещения убытков. При этом следует иметь в виду, что компенсация взыскивается только при доказанности факта правонарушения. Кроме того, выплата компенсации может быть, на основании абз. 3 п. 3 ст. 1252 ГК, истребована за каждый случай неправомерного использования товарного знака либо за допущенное правонарушение в целом.


5. В отличие от ранее действовавшего Закона о товарных знаках, п. 2 комментируемой статьи устанавливает, что изъятая из оборота контрафактная продукция подлежит уничтожению за счет правонарушителя без какой-либо компенсации. Имеется лишь одно исключение из этого правила, обусловленное общественными интересами.

6. При рассмотрении вопроса о незаконном использовании товарного знака следует иметь в виду положение п. 2 ст. 1252 ГК о применении обеспечительных мер (мер по обеспечению иска) в отношении материальных носителей, оборудования и материалов, которые, как предполагается, использовались при нарушении исключительного права.

7. К нарушителю исключительного права на товарный знак, исходя из положений подп. 5 п. 1 ст. 1252 ГК, может быть предъявлено требование о публикации решения суда о допущенном нарушении.

8. Кодексом, в отличие от ранее действовавшего Закона о товарных знаках, установлена особая мера ответственности для случаев неоднократного или грубого нарушения исключительного права на товарный знак (ст. 1253) - суд может, при наличии требования прокурора, принять решение о ликвидации юридического лица-нарушителя или о прекращении деятельности гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

9. В пункте 5 рассматриваемой статьи содержится установление, корреспондирующее со ст. 1485 ГК, в соответствии с которой правообладатель имеет право проставлять рядом со своим товарным знаком особое обозначение, информирующее третьих лиц о том, что принадлежащий ему товарный знак является объектом правовой охраны. Однако использование такой предупредительной маркировки по отношению к не зарегистрированному в Российской Федерации товарному знаку нарушает законодательство и влечет соответствующую ответственность. В связи с этим представляется необходимым отметить, что ст. 1515 не использует термин "знак охраны". В свою очередь, ст. 1485 ГК не использует термин "предупредительная маркировка".


§ 3. Право на наименование места происхождения товара


1. Основные положения


Статья 1516. Наименование места происхождения товара


Комментарий к статье 1516


1. Предоставление в Российской Федерации правовой охраны наименованиям мест происхождения товаров основано на участии России в Парижской конвенции. Хотя СССР участвовал в Парижской конвенции с 1965 г., специальные нормы об охране наименований мест происхождения товаров появились в отечественном законодательстве лишь с принятием и введением в действие Закона о товарных знаках.

Правовая охрана наименований мест происхождения товаров в международном гражданском обороте регламентирована, кроме Парижской конвенции, еще двумя универсальными международными договорами:

Мадридским соглашением о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах 1891 г. <1> (Мадридским соглашением);


--------------------------------

<1> Мадридское соглашение о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах принято в Мадриде 14 апреля 1891 г. и подвергалось пересмотру 2 июня 1911 г. в Вашингтоне, 6 ноября 1925 г. в Гааге, 2 июня 1934 г. в Лондоне и 31 октября 1958 г. в Лиссабоне. 14 июля 1967 г. в Стокгольме Мадридское соглашение было дополнено Дополнительным актом.


Лиссабонским соглашением об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации 1958 г. (Лиссабонским соглашением).

Россия в этих двух международных договорах не участвует. Тем не менее многие их положения, в особенности правила Лиссабонского соглашения, оказали заметное влияние на содержание ряда норм в прошлом Закона о товарных знаках, а затем - § 3 гл. 76 ГК.

Не являясь членом Всемирной торговой организации (ВТО), Россия не участвует и в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности 1994 г. (Соглашении ТРИПС). Однако положения этого Соглашения, относящиеся к правовой охране наименований мест происхождения товаров, тоже в значительной мере (хотя и не полностью) учтены в Гражданском кодексе.

В основе норм § 3 гл. 76 лежат соответствующие нормы Закона о товарных знаках. В Гражданский кодекс они вошли в большинстве случаев лишь с редакционными изменениями и расположены в Кодексе в иной системе, чем в прежнем Законе.

2. В пунктах 1 и 2 ст. 1516 дословно воспроизведен текст соответствующих пунктов ст. 30 Закона о товарных знаках, за исключением последней фразы п. 1 ст. 1516, которой нет в прежнем Законе. Кроме того, в ГК сказано, что подлежащее правовой охране наименование места происхождения товара может быть не только "современным или историческим", но также "официальным или неофициальным, полным или сокращенным".

Статья 1516 является основополагающей для всего комплекса норм ГК о наименовании места происхождения товара, т.к. в ней (1) подробно определено содержание этого понятия как особого вида интеллектуальной собственности, которому предоставляется правовая охрана, (2) установлено, что эта правовая охрана осуществляется путем признания исключительного права на наименование места происхождения товара и (3) указан субъект, за которым такое право признается - производитель товара.

3. Юридическое понятие наименования места происхождения товара как подлежащего правовой охране средства индивидуализации этого товара складывается из пяти неразрывно связанных между собой элементов. Ими являются:

использование в названии товара наименования определенного географического объекта (см. ниже, п. 4);

производство товара в границах того географического объекта, наименование которого используется в названии товара (см. ниже, п. 5);

особые свойства товара, отличающие его от других разновидностей такого товара (если они производятся также в иных местах) либо делающие его уникальным (если такие товары в других местах не производятся) (см. ниже, п. 6):