ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 4202
Скачиваний: 1
--------------------------------
<1> Годовой отчет. 2006 год. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). М., 2007.
<2> Орлова В.В. Правовая охрана общеизвестных товарных знаков в Российской Федерации. М.: ИНИЦ "Патент", 2007.
2. Парижская конвенция не содержит определения общеизвестного товарного знака. Оно не содержалось ни в ранее действовавшем Законе о товарных знаках, ни в новых нормах Гражданского кодекса. Пунктом 1 комментируемой статьи устанавливаются лишь условия, позволяющие считать товарный знак общеизвестным. В этом пункте статьи содержится также перечень обозначений, которые могут быть признаны общеизвестными на территории Российской Федерации. Среди них: товарные знаки, охраняемые на территории Российской Федерации в результате их регистрации; товарные знаки, охраняемые в Российской Федерации в силу международных договоров (т.е. товарные знаки, охрана которых получена в соответствии с процедурой, предусмотренной Мадридским соглашением и Протоколом к нему); обозначения, используемые в качестве товарных знаков, но не имеющие правовой охраны на территории Российской Федерации (в частности, обозначения, на которые поданы заявки по национальной процедуре или для которых испрашивается охрана в соответствии с положениями Мадридского соглашения или Протокола к нему, но решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности еще нет).
3. Основные условия:
интенсивное использование обозначения;
широкая известность обозначения в Российской Федерации среди соответствующих потребителей;
широкая известность обозначения в отношении товаров лица, считающего свой товарный знак общеизвестным.
4. Комментируемая статья не раскрывает обозначенные условия. Основываясь на практике федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, их можно рассматривать следующим образом. Интенсивность использования, безусловно, оценивается исходя из конкретной ситуации, вида товарного знака, товаров и объема рекламной кампании, скорости освоения рынка и иных факторов. При этом надо отметить, что интенсивность использования хотя и будет оцениваться с точки зрения территории Российской Федерации, во внимание будет также приниматься использование обозначения и за пределами страны. Широкая известность обозначения также является довольно сложным параметром, о котором можно судить по результатам опроса общественного мнения, сведениям о том, где и как упоминался товарный знак, и т.д.
5. Требования к заявлению о признании товарного знака общеизвестным в Российской Федерации в настоящее время содержатся в Правилах подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, Правилах признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, утвержденных Приказом Роспатента от 17.03.2000 N 38.
Заявление оформляется в произвольной форме на русском языке. В нем, в частности, должно быть указано, с какой даты заявитель считает свой товарный знак общеизвестным на территории Российской Федерации; товары и (или) услуги, в отношении которых заявитель считает свой товарный знак общеизвестным, номер свидетельства на товарный знак или международной регистрации знака. В заявлении также указываются: фамилия, имя и отчество (если оно имеется) индивидуального предпринимателя или наименование юридического лица, подавшего заявление; место жительства индивидуального предпринимателя или место нахождения юридического лица, включая официальное наименование страны, а также номер телефона, электронной почти, факса (если они имеются). К заявлению должны быть приложены: документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере; образец обозначения, для которого испрашивается признание общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, описание к нему, выполненные в соответствии с установленными требованиями - в двух экземплярах (если такое обозначение не было зарегистрировано ранее); материалы, содержащие фактические данные, подтверждающие, по мнению заявителя, общеизвестность товарного знака.
Для подтверждения интенсивного использования товарного знака, в частности, на территории Российской Федерации, могут быть указаны: дата начала использования товарного знака, перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров, маркированных товарным знаком; объем реализации этих товаров; способы использования товарного знака; среднегодовое количество потребителей товара; положение изготовителя на рынке в определенном секторе экономики и т.п.; страны, в которых товарный знак приобрел широкую известность; затраты на рекламу товарного знака (например, годовые финансовые отчеты); стоимость (ценность) товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах; результаты опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака, проведенного специализированной независимой организацией.
6. Правило комментируемой статьи, содержащее запрет на признание товарного знака общеизвестным, если он стал широко известен после даты приоритета тождественного или сходного до степени смешения товарного знака, охраняемого в отношении однородных товаров, представляется немаловажным. Подобный подход направлен на предотвращение конфликтов, которые могут возникнуть, если во внимание не принимаются исключительные права третьих лиц.
7. Общеизвестному товарному знаку предоставляется правовая охрана, предусмотренная для "обычных" товарных знаков, т.е. правообладатель имеет право использовать товарный знак, запрещать его использование третьим лицам, а также осуществлять иные правомочия собственника. Однако при этом необходимо иметь в виду, что в ряде случаев (см. п. 9 комментария к статье) общеизвестным товарным знакам предоставляется более широкая правовая охрана.
8. Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно. Вместе с тем она может быть прекращена по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом (см. комментарий к ст. ст. 1512 - 1514).
9. Следуя положениям ст. 16 Соглашения ТРИПС, предусматривается, что правовая охрана общеизвестных товарных знаков распространяется и на товары, неоднородные с товарами, в отношении которых товарный знак признан общеизвестным. Однако данное установление применяется при соблюдении следующих условий: доказано наличие у потребителя ассоциативной связи между обладателем исключительного права товарами и неоднородными товарами, маркируемыми сходным или тождественным товарным знаком третьего лица; доказана возможность ущемления интересов правообладателя общеизвестного товарного знака.
Статья 1509. Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку
Комментарий к статье 1509
1. В соответствии со ст. 6 bis Парижской конвенции признание знака общеизвестным осуществляется специально уполномоченным (компетентным) национальным органом страны - участницы Конвенции. В России таким органом является федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент).
2. Комментируемая статья не содержит детального порядка рассмотрения заявлений и предоставления правовой охраны таким товарным знакам. В рамках ранее действовавшего Закона о товарных знаках эти вопросы регламентировались Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам и Правилами признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации (Правила подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденные Приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56 <1>, зарегистрированным в Минюсте России 08.05.2003 рег. N 4520; Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, утвержденные Приказом Роспатента от 17.03.2000 N 38 <2>, зарегистрированным в Минюсте России 18.05.2000, рег. N 2231). Эти документы будут действовать на основании ст. 4 Вводного закона к ч. 4 ГК до вступления в силу Административного регламента ТЗ.
--------------------------------
<1> БНА РФ. 2003. N 31.
<2> БНА РФ. 2000. N 23.
3. Основанием для начала административной процедуры является поступление в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявления о признании товарного знака или обозначения общеизвестным в Российской Федерации в порядке, предусмотренном Административным регламентом ТЗ. Поступившее заявление рассматривается в месячный срок на предмет определения его соответствия установленным требованиям. Затем оно рассматривается по существу коллегиальным составом в количестве не менее трех экспертов без участия заявителя в срок, не превышающий 3 месяцев со дня его принятия к рассмотрению.
По результатам рассмотрения по существу подготавливается проект мотивированного решения об удовлетворении заявления или об отказе в его удовлетворении. Датой принятия решения, предусмотренного п. 1 ст. 1508 ГК, служит дата его подписания руководителем федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Решение направляется лицу, подавшему заявление. Товарный знак, признанный общеизвестным, вносится в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков.
4. В Перечне общеизвестных товарных знаков указываются:
регистрационный номер общеизвестного товарного знака;
общеизвестный товарный знак в виде словесного, изобразительного или комбинированного обозначения в заявленном цвете и цветовом сочетании или указание, относящееся к виду знака (звуковой, световой, объемный и т.п.), и его характеристика;
сведения о правообладателе: полное наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, его место нахождения или место жительства с указанием двубуквенного кода страны согласно стандарту ВОИС ST. 3;
перечень товаров и (или) услуг, сгруппированных по классам Международной классификации товаров и услуг, в отношении которых товарный знак признан общеизвестным;
дата вступления в силу решения о признании товарного знака общеизвестным;
дата, с которой товарный знак признан общеизвестным;
дата внесения товарного знака в Перечень;
дата публикации сведений об общеизвестном товарном знаке;
адрес для переписки;
иные сведения, относящиеся к признанию товарного знака общеизвестным, в случае их наличия (в частности, указание неохраняемых элементов, цвета или цветового сочетания; номер и дата предшествующей регистрации; указание на то, что общеизвестный товарный знак является коллективным, с приведением сведений о лицах, имеющих право использования коллективного знака).
В случае признания общеизвестным уже зарегистрированного товарного знака такие же сведения, за исключением сведений о владельце исключительного права на общеизвестный товарный знак, вносятся в Государственный реестр товарных знаков (см. комментарий к ст. 1505).
5. На знак, признанный общеизвестным, выдается свидетельство. Срок его выдачи - месяц со дня внесения в Перечень общеизвестных товарных знаков. Однако его форма имеет ряд отличий от формы свидетельства на "обычный" товарный знак. В частности, в нем указывается дата, с которой товарный знак признан общеизвестным, и отсутствует указание на дату, до которой действует правовая охрана общеизвестного товарного знака.
Свидетельство на общеизвестный в Российской Федерации товарный знак выдается (направляется) в том же порядке, который предусмотрен для выдачи свидетельства на товарный знак (см. комментарий к ст. 1504).
6. Сведения, относящиеся к общеизвестному товарному знаку, публикуются в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Незамедлительность публикации также основана на Соглашении ТРИПС.
7. Основаниями для внесения изменений и дополнений в сведения Перечня общеизвестных товарных знаков являются удовлетворенные заявления, ходатайства правообладателя, решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, вступившие в законную силу решения суда.
8. Заявления, поданные в Палату по патентным спорам Роспатента, по которым до передачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности для рассмотрения не были приняты решения, рассматриваются с учетом требований к заявлениям о признании товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, установленных на дату подачи заявления.
5. Особенности правовой охраны коллективного знака
Статья 1510. Право на коллективный знак
Комментарий к статье 1510
1. Наряду с "обычными" "индивидуальными" товарными знаками Гражданским кодексом предусматривается возможность регистрации коллективных знаков, чье отличие заключается в особом субъекте права на знак, а также в режиме его использования.
2. В качестве коллективного знака может быть зарегистрировано любое обозначение, соответствующе требованиям ст. ст. 1477, 1482, а также ст. 1483 ГК.
3. В пункте 1 статьи содержится специальное установление, касающееся субъекта права на коллективный знак, подчеркивающее отличие коллективного знака от "обычного". Субъектом права на коллективный знак называется объединение лиц (юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей), создание и деятельность которого не противоречат законодательству государства, в котором оно создано.
Таким образом, имеется в виду, что объединение должно быть юридическим лицом, а не простым соединением изготовителей товаров, т.е. лицом, которое может функционировать в гражданском обороте. При этом такими объединениями не признаются акционерные общества и товарищества, созданные несколькими предприятиями.
4. Важно также отметить, что товары и услуги, производимые или реализуемые лицами, входящими в объединение, должны обладать едиными качественными или иными характеристиками. Описание таких характеристик является обязательным условием, включаемым в Устав товарного знака (ст. 1511 ГК).
5. Еще одна особенность правового режима коллективных знаков -отсутствие возможности их отчуждения, а также невозможность предоставления лицензий на их использование третьим лицам. Иными словами, имеются определенные ограничения исключительного права на коллективный знак по сравнению с "обычным" товарным знаком.
Статья 1511. Государственная регистрация коллективного знака