ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 4236
Скачиваний: 1
В пункте 1 ст. 1268 указывается, что обнародование осуществляется путем опубликования произведения (содержание которого раскрыто в абз. 2), его публичного показа, сообщение в эфир или по кабелю либо иным способом. Отсюда следует несколько выводов.
Во-первых, автор не только принимает решение о самом обнародовании, но и определяет способ, которым произведение становится доступным для всеобщего сведения. Если автор дал согласие обнародовать произведение путем его опубликования и заключил соответствующий договор с издательством (причем только на выпуск произведения в виде печатного издания определенным тиражом), то он сохраняет за собой право на обнародование другими способами, например путем доведения его до всеобщего сведения через Интернет, или не обнародовать произведение вообще никаким другим способом.
Во-вторых, перечисленные способы - те же, которые указаны в ст. 1270 ГК. В этом заключается особая связь права на обнародование с исключительным правом, состоящая в том, что реализация права на обнародование происходит путем его использования одним из способов, указанных в п. 2 ст. 1270 ГК, или иным не противоречащим закону способом.
Отмеченная связь проявляется не только по линии способов использования произведения.
Распоряжение исключительным правом предполагает заключение автором лицензионных договоров и договоров об отчуждении исключительного права, в т.ч. и в отношении необнародованных произведений. Следовательно, возникает вопрос о необходимости получения отдельного согласия на обнародование произведения наряду с заключением договора, по которому осуществляется его использование, и юридических последствиях отсутствия такого согласия.
В целях решения указанного вопроса в п. 2 ст. 1268 специально указывается, что передача автором по договору произведения для использования предполагает согласие автора на его обнародование. Особо следует отметить формулировку данного положения относительно договоров - договоры, по которым произведения передаются для использования. Следовательно, имеются в виду самые разнообразные договоры - как те, по которым автор непосредственно распоряжается своим исключительным правом, так и иные договоры, заключаемые в целях использования произведения.
В-третьих, способы, которые имеются в виду в п. 1 ст. 1268, включают не любое знакомство третьих лиц с произведением, а только такие способы, которые делают произведение "доступным для всеобщего сведения". Как справедливо указывалось в литературе, "нельзя рассматривать в качестве обнародования ознакомление в частном порядке третьих лиц с не выпущенным в свет произведением, в кругу родственников или друзей автора, или же ознакомление с ним потенциальных пользователей, с тем чтобы заключить контракт на использование произведения" <1>. Обнародование позволяет рассматривать произведение как "вышедшее из частной сферы автора" <2>.
--------------------------------
<1> Липцик Д. Указ. соч. С. 140.
<2> Там же.
В том случае, когда произведение представляет собой изображение гражданина, право на обнародование "уступает" охране, предусмотренной ст. 152.1 ГК: обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в т.ч. его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в котором он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Интересным представляется и вопрос об обнародовании личной переписки автора с третьим лицом. С учетом того, что тайна переписки охраняется законом и гарантируется Конституцией (ч. 2 ст. 23), разглашение писем автора к другому лицу допускается только с согласия этого лица, а не только автора.
3. Произведение может по тем или иным причинам так и не стать доступным для всеобщего сведения при жизни автора. В связи с этим возникает вопрос о его обнародовании после смерти автора, решению которого посвящен п. 3 комментируемой статьи.
В данном пункте указывается, что вопрос об обнародовании произведения решается обладателем исключительного права. Как правило, это наследники. Но они после смерти автора - наследодателя могут и уступить исключительное право на необнародованное произведение. Поэтому закон указывает не наследника, а обладателя такого права.
При решении данного вопроса правообладатель связан волей автора. Однако такая воля должна быть определенно выражена автором. То есть если при жизни автор должен принять решение об обнародовании, то после его смерти ситуация меняется. Произведение не подлежит обнародованию только в том случае, когда автор прямо указал на свое нежелание его обнародовать. Например, слова автора в личной переписке о том, что он "никак не может решить судьбу своего последнего произведения", нельзя рассматривать как определенно выражающие волю автора относительно нежелания его обнародовать. Кроме того, воля автора должна быть выражена в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т.д.). Следовательно, сколько бы автор при жизни ни говорил о том, что не хотел бы обнародовать произведение, даже если такой факт можно подтвердить свидетельскими показаниями, это в соответствии с п. 3 ст. 1268 нельзя рассматривать как надлежащее подтверждение воли автора.
Статья 1269. Право на отзыв
Комментарий к статье 1269
1. В авторском праве всегда принималось во внимание, что не только решение обнародовать произведение принадлежит автору, но и отказ от ранее принятого решения об обнародовании. Такое право получило название "право на отзыв".
Данное право является самостоятельным субъективным авторским правом личного неимущественного характера.
Реализация права на отзыв зависит от условий, указанных в законе. Прежде всего, автор должен возместить лицам, правомерно использующим произведение, соответствующие убытки. К таким лицам относятся правообладатель, т.е. лицо, которое приобрело исключительное право на произведение, и пользователи, т.е. лица, заключившие лицензионные или иные договоры на использование соответствующего произведения. Невозможность возместить такие убытки приводит к невозможности воспользоваться правом на отзыв. Очевидно, что чем раньше автор воспользуется своим правом на отзыв, тем меньшими будут убытки, причиненные указанным лицам.
Кроме того, автор должен публично оповестить об отзыве своего произведения, если оно уже было обнародовано. При этом закон не обязывает автора изымать выпущенные экземпляры произведения, оставляя это на его усмотрение. Однако, если автор решит не изымать выпущенные экземпляры, он не сможет осуществить отзыв произведения "до конца", поскольку в этом случае использование произведения лицами, приобретшими его экземпляры, исключить нельзя. Если же автор решит изъять ранее выпущенные экземпляры произведения, то у него возникнут дополнительные расходы, связанные с возмещением убытков в связи с таким изъятием.
2. Право на отзыв указано в п. 3 (наряду с другими специальными правами), а не в п. 2 ст. 1255 ГК (где содержится перечень общих авторских прав), поскольку оно принадлежит не всем авторам произведения. В части 2 ст. 1269 указывается, что правом на отзыв не пользуются авторы программ для ЭВМ, служебных произведений и произведений, вошедших в сложный объект. Такой набор объектов не случаен.
Автор служебного произведения создает его в порядке выполнения трудовых обязанностей. В условиях трудовых отношений с работодателем, приобретающим исключительное право на создаваемое работником произведение, право на отзыв подрывает основу построения трудовых отношений между данными лицами.
Применительно к произведениям, входящим в сложный объект, ситуация другая: реализация любым из авторов права на отзыв наносит неоправданный вред интересам авторов других результатов творческой деятельности, вошедших в сложный объект, поскольку создается ситуация невозможности использовать не только созданное автором произведение, но и все другие результаты творческой деятельности, вошедшие в сложный объект, а равно сам сложный объект.
Наконец, в отношении программ для ЭВМ последствия, указанные в ч. 1 ст. 1269, во многом оказываются неприменимыми в силу особенностей самого объекта и условий его использования, что лишает соответствующее право смысла и может привести только к трудностям в правоприменительной деятельности.
Статья 1270. Исключительное право на произведение
Комментарий к статье 1270
1. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности заключается в праве использовать его по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Способы использования произведения, перечисленные в п. 2 ст. 1270, являются лишь ориентирами (на это указывает, например, употребление "в том числе" в п. 1 статьи и "в частности" в п. 2); их перечень не исчерпывающий, в связи с чем автор или его правопреемник может запрещать использование произведения и способами, не названными прямо в этой статье, в т.ч. и теми, которые могут появиться в будущем.
Не имеют значения характер использования, его цели и мотивы. Даже если произведение используется в общественно полезных целях, использование носит некоммерческий характер и т.п., согласие правообладателя получать необходимо.
Использование произведения в авторско-правовом смысле относится только к форме произведения, но не к его содержанию. Об этом подробнее см. комментарий к п. 3 настоящей статьи.
От использования произведения следует отличать его потребление. Использование направлено на то, чтобы сообщить его другим людям (либо создает возможность для такого сообщения), само же потребление произведения членами общества (чтение, просмотр, прослушивание и т.д.) не может контролироваться правообладателем.
Правительство РФ установило минимальные ставки вознаграждения авторам за некоторые способы использования произведений: за публичное исполнение, воспроизведение произведений путем звукозаписи, за сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных произведений (видеофильмов) в прокат, воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства <1>, а также за использование кинофильмов, снятых до 3 августа 1992 г., путем передачи в эфир и по кабелю, воспроизведения (тиражирования) на всех видах материальных носителей, распространения и публичного показа <2>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 21.03.1994 N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства" // СА РФ. 1994. N 13. Ст. 994.
<2> Постановление Правительства РФ от 29.05.1998 N 524 "О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г." // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2476.
2. Воспроизведение занимает особое место среди способов использования произведений. Оно непосредственно не связано с доведением произведения до других людей, но создает для этого возможности. Наличие воспроизведения в составе исключительного права позволяет автору предупреждать такое нарушение.
Воспроизведение предполагает создание экземпляров произведения, т.е. его копий, в любой материальной форме. При этом не требуется, чтобы форма произведения или форма его фиксации оставалась неизменной, т.к. при воспроизведении значение имеет создание копии самого произведения, а не существующего экземпляра (произведение может быть зафиксировано разным образом). Очевидно, что партитура оперы, созданная композитором, и звуко- или видеозапись этой оперы различаются весьма сильно, однако и в том и в другом случае мы будем иметь дело с экземплярами одного и того же произведения. Соответственно воспроизведением будет считаться и изготовление черно-белых копий цветной фотографии или картины, копии произведения в цифровой форме вместо аналоговой, копии произведения в измененном формате и т.д.
Экземпляр может содержать не все произведение, а только его часть. Например, цитирование произведения тоже является его воспроизведением, но при соблюдении определенных условий (п. 1 ст. 1274 ГК) оно может осуществляться без согласия правообладателя. В то же время нарушение условий цитирования будет означать, что нарушено исключительное право на произведение.
Согласно подп. 1 п. 2 комментируемой статьи воспроизведением признается и переход от двухмерной формы к трехмерной и наоборот (первый случай может иметь место, например, при создании скульптурного произведения на основе рисунка, фигурок персонажей мультфильма; второй - при фотографировании скульптур, зданий и т.д.).
Любая работа с произведением при помощи компьютера предполагает его загрузку в оперативную память ЭВМ; признание такого действия воспроизведением позволяет правообладателю включить в сферу своего контроля практически любые подобные действия с его произведением (с учетом существующих ограничений авторского права - см. ст. ст. 1273 - 1280 ГК). Для того чтобы не допустить запрет нормального использования произведения добросовестным пользователем, ГК вводит новое важное правило: из понятия воспроизведения исключаются записи, являющиеся временными и составляющие неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения. Таким образом, приобретатель экземпляра произведения, правомерно пущенного в гражданский оборот, может использовать его, не заботясь о получении самостоятельного разрешения правообладателя на запись произведения в память ЭВМ. Однако данное исключение будет применяться только к случаям, когда предполагаемое использование само по себе является разрешенным в силу указания закона или договора с правообладателем.
При заключении договора подряда нарушителем исключительного права при воспроизведении будет заказчик, а не исполнитель. Верховный Суд РФ указал, что осуществляющая издательскую деятельность организация, предоставившая в типографию оригинал-макет книги, является надлежащим ответчиком в случае нарушения прав автора произведения. Типография осуществляет только техническое содействие при издании книги <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 13 Постановления Пленума ВС РФ от 19.06.2006 N 15.
3. Распространение предполагает доведение произведения до общества путем предоставления вещественных носителей - оригинала или экземпляров. Согласие правообладателя должно быть получено для распространения любого количества экземпляров, даже одного. При этом не имеет значения, осуществляется ли распространение возмездно или безвозмездно.
Распространение касается только случая передачи права собственности на оригинал или экземпляры произведения. Предоставление оригинала или экземпляров во временное пользование - иной способ использования произведения: прокат. В Законе об авторском праве эти два способа были объединены, что не вполне корректно - прокат осуществляется после отчуждения произведения; кроме того, эти два способа использования не только разведены во времени, но и имеют различное содержание.