ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 4238
Скачиваний: 1
Здесь важно принципиальное изменение характера взаимодействия - конечный пользователь больше не является пассивным получателем объекта, он сам осуществляет поиск произведения, а также активные действия по его получению.
К сожалению, специфика нового способа использования произведения была отражена в данной формулировке не полностью. При таком способе взаимодействия не приходится говорить о доведении произведения лицом, разместившим его в сети, - гораздо точнее было бы "открытие доступа к произведению". Указания на любое лицо, любое время и любое место тоже не вполне корректны, т.к. в большинстве случаев возможны те или иные ограничения круга лиц, имеющих доступ к произведению через сеть, ограничения по времени доступа; могут существовать места, где без дополнительных (возможно, достаточно дорогостоящих) мер получить доступ к произведению через сеть будет невозможно (например, ввиду отсутствия инфраструктуры). Рассматриваемую формулировку нужно толковать расширительно: пользователь имеет выбор времени и места доступа к произведению в установленных рамках.
Выбор такой не совсем точной формулировки был обусловлен стремлением обеспечить соответствие российского законодательства ДАП.
Данное положение применимо и к частным сетям в том случае, если они могут быть доступны для неопределенного круга лиц. Наличие определенных условий для получения доступа (например, уплата некоторой суммы) само по себе не препятствует признанию такой сети доступной для любого лица, если только эти условия не являются чрезвычайно обременительными.
Статья 1271. Знак охраны авторского права
Комментарий к статье 1271
1. Проставление знака охраны авторского права предусматривается Всемирной конвенцией об авторском праве как средство избежать соблюдения формальностей, которые могут существовать в тех или иных странах, присоединившихся к Конвенции. Согласно ст. III этой Конвенции любое договаривающееся государство, по внутреннему законодательству которого непременным условием охраны авторского права является соблюдение формальностей (депонирование экземпляров, регистрация, оговорка о сохранении авторского права, нотариальные удостоверения, уплата сборов, изготовление или выпуск в свет экземпляров произведения на территории данного государства), должно считать эти требования выполненными в отношении всех охраняемых на основании Конвенции произведений, которые впервые выпущены в свет вне территории этого государства и авторы которых не являются его гражданами, если, начиная с первого выпуска в свет этих произведений, все их экземпляры, выпущенные с разрешения автора или любого другого обладателя его прав, будут носить указанный знак правовой охраны. Однако в настоящее время требование соблюдать формальности стало скорее исключением, чем правилом. Соответственно изменилось и значение ст. III Всемирной конвенции об авторском праве.
2. Тем не менее помещение этого знака на экземплярах произведения имеет определенный смысл.
Во-первых, сохранился ряд стран (преимущественно в Центральной и Южной Америке), в которых законодательство по-прежнему требует выполнения формальностей для признания авторского права.
Во-вторых, этот знак информирует общество о претензиях лица, указанного в знаке, по поводу обладания исключительным правом.
В-третьих, хотя знак не рассматривается как доказательство принадлежности таких прав, но может свидетельствовать о недобросовестности нарушителя. В частности, в США при отсутствии знака охраны авторских прав нарушитель может при определенных условиях ссылаться на неумышленность нарушения; при наличии знака на экземпляре произведения такой возможности у него нет.
Для пользователей знак охраны авторского права играет еще одну роль: лицо, желающее получить разрешение на то или иное использование произведения, может обратиться за таким разрешением к лицу, указанному в качестве обладателя исключительных прав на экземпляре произведения. Такая адресация запроса будет считаться корректной до тех пор, пока не доказана неверность данной информации.
3. Согласно Приказу Мининформпечати России от 28.06.1993 N 127 "Об утверждении Перечня выходных сведений, размещаемых в непериодических печатных изданиях" <1> знак охраны авторского права включен в Перечень сведений, которые должны указываться на непериодических печатных изданиях.
--------------------------------
<1> БНА РФ. 1993. N 11.
Кроме того, проставление знака охраны авторского права предусмотрено существующими ГОСТами. Общие правила к составу знака охраны авторского права и условиям его использования определены Межгосударственным стандартом ГОСТ Р 7.0.10-2003, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 29.05.2003 N 169-ст. Специальные правила также предусмотрены стандартами ГОСТ Р 7.0.4-2006 "Издания. Выходные сведения". Общие требования и правила оформления, ГОСТ 7.83-2001 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения", ГОСТ 7.5-98 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Журналы, сборники, информационные издания. Издательское оформление публикуемых материалов".
4. Статья III Всемирной конвенции об авторском праве устанавливает, что знак охраны авторского права должен быть помещен таким способом и на таком месте, которые ясно показывали бы, что авторское право охраняется. Указанные ГОСТы конкретизируют это правило. В частности, согласно ГОСТу Р 7.0.4-2006 знак охраны авторского права указывается:
в книжном издании - в нижнем правом углу оборота титульного листа или на заменяющем его элементе издания, если художественное оформление издания не предусматривает размещение выходных сведений на обороте титульного листа или титульная страница является обложкой издания (п. 4.13);
в листовых нотных изданиях - на правой стороне нижней части листа или на обороте листа (п. 5.8);
в периодическом и продолжающемся издании - на титульной странице, или на обороте титульного листа, или на элементе издания, выполняющем его функции (п. 6.7);
в газете - в нижней части последней полосы газеты (п. 7.5);
в листовом издании - на правой стороне нижней части листа (п. 8.7).
В электронных изданиях знак авторской охраны согласно ГОСТу 7.83-2001 размещается на титульном экране, выполняющем в электронном издании роль титульного листа, а также на физическом носителе и на вкладке в контейнер.
5. Гражданский кодекс запрещает удалять или размещать без согласия правообладателя информацию об авторском праве, к которой относится и знак охраны авторского права, а также воспроизводить, распространять, публично исполнять, сообщать в эфир или по кабелю, доводить до всеобщего сведения произведения, в отношении которых была удалена или изменена такая информация. Подробнее об этом (а также о последствиях нарушения этого правила) см. ст. 1300 и комментарий к ней. В то же время, если на экземпляре произведения изначально отсутствовал знак правовой охраны, то указанные выше действия не будут рассматриваться как нарушение авторских прав (если на них было получено разрешение правообладателя).
Статья 1272. Распространение оригинала или экземпляров опубликованного произведения
Комментарий к статье 1272
1. Данная норма устанавливает "правило об исчерпании права". Это правило выводит из-под действия исключительного права распространение оригинала или экземпляра произведения, однажды уже введенного в коммерческий оборот. При этом должны быть соблюдены следующие условия:
произведение должно быть опубликовано, а не обнародовано иным способом. Если в оборот были пущены лишь отдельные экземпляры произведения, пусть даже само произведение было публично исполнено или показано, передано в эфир или сообщено по кабелю и т.д., то у приобретателя этих экземпляров не появляется возможности свободно распространять их далее. Ему придется ждать, пока количество экземпляров произведения, пущенных в оборот, не достигнет такой величины, когда можно будет говорить о его опубликовании;
как опубликование (следует помнить, что в соответствии с п. 2 ст. 1268 ГК автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения), так и пуск экземпляров в оборот должны быть осуществлены правомерно, т.е. с согласия автора. Соответственно, покупатели контрафактных экземпляров произведения не могут их продавать далее, не нарушая исключительного права;
пуск в коммерческий оборот должен быть произведен на территории Российской Федерации. В этой связи данное правило может быть определено как национальное исчерпание права, в отличие от мирового исчерпания права, предусмотренного, например, для топологий интегральных микросхем (подп. 3 ст. 1456 ГК) и селекционных достижений (подп. 6 ст. 1422 ГК). Следствием применения национального, а не мирового исчерпания права будет невозможность распространять в Российской Федерации оригинал или экземпляры произведения, пущенные в коммерческий оборот за ее пределами.
2. Соблюдение указанных условий обязательно не только в отношении экземпляров произведения, но и его оригинала, т.е. собственник оригинала картины также может свободно перепродавать картину лишь при выполнении этих условий или получении согласия правообладателя.
3. Норма об исчерпании права не распространяется на публичную перепродажу оригинала произведений изобразительного искусства (см. комментарий к ст. 1293).
Статья 1273. Свободное воспроизведение произведения в личных целях
Комментарий к статье 1273
1. Личные цели могут предполагать предоставление экземпляра произведения кому-то из ближайших родственников или друзей, но в любом случае речь должна идти только о небольшом количестве людей.
Личные цели могут иметь только физические лица. В этой связи юридическое лицо не вправе ссылаться на свои внутренние нужды как на основание свободно воспроизводить произведение, даже если такие действия не связаны с коммерческой деятельностью данного лица (например, если воспроизведение осуществлялось в целях подготовки материалов для обучения сотрудников или для корпоративного праздничного мероприятия).
2. Воспроизведение должно осуществляться тем лицом, личные цели которого принимаются во внимание. Так, владелец копировального аппарата, изготавливающий по заказам частных лиц копии экземпляров печатного произведения, не сможет указывать личные цели своих клиентов для того, чтобы избежать привлечения к ответственности за нарушение авторских прав. Такие действия являются правомерными лишь в случаях, указанных в ст. 1275 ГК.
3. По общему правилу при воспроизведении в личных целях вознаграждение правообладателю не выплачивается. Об исключении, предусмотренном для аудиовизуальных произведений, см. ст. 1245 и комментарий к ней.
4. Правило о свободном использовании произведения в личных целях касается всех видов произведений, кроме следующих случаев, перечисленных в комментируемой статье.
Изъятие произведений архитектуры и аналогичных сооружений из общего правила объясняется их постоянной публичной доступностью. При наличии такой доступности в эту категорию будут входить и дизайнерские, и садово-парковые объекты.
Свободное использование программ для ЭВМ и баз данных определяется ст. 1280 ГК. В рамках данной статьи может осуществляться только свободное воспроизведение в личных целях несущественной части базы данных.
Исходя из сложившейся практики, ссылку на полное воспроизведение книги следует трактовать расширительно: если будет воспроизведено, например, 80% книги, то может быть признано полное воспроизведение книги.
Исключение из перечня разрешенных случаев создания видеозаписей в местах публичного исполнения произведения имеет в виду, прежде всего, случаи записи фильма на видеокамеру в кинотеатре. Подобные действия не могут совершаться без согласия правообладателя, даже если запись делается исключительно для личного использования. В то же время указание на аудиовизуальные произведения позволяет сделать вывод, что Кодекс не распространяет действие этой нормы на иные формы публичного исполнения произведения, в том числе театральные постановки - создание их видеозаписи не будет требовать согласия владельца исключительного права при условии, что запись создается в личных целях.
Изъятие из перечня разрешенных случаев создания аудиовизуальных произведений с помощью профессионального оборудования практически утратило свою значимость в связи с тем, что при воспроизведении произведения, выраженного в цифровой форме, достигается очень высокая степень точности копирования даже при использовании бытовой аппаратуры.
Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
Комментарий к статье 1274
1. Во всех случаях, приведенных в ст. 1274, обязательно указание имени автора и источника заимствования (т.е. должна быть указана работа, из которой взята цитата). Это не обязательно должно быть исходное произведение; не запрещается цитировать по иным работам, поскольку часто это просто неизбежно (например, если исходное произведение погибло или труднодоступно). Несоблюдение данного условия будет означать как нарушение личных неимущественных прав автора, так и, одновременно, исключительного права на произведение.
Способ указания источника заимствования должен позволять однозначно установить его.
2. Указанные в комментируемой статье условия, касающиеся целей и объема разрешенного использования, характера произведения и т.д., применяются, пока действует исключительное право на произведение. После перехода произведения в общественное достояние их можно не соблюдать. Однако и в этом случае действует охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения.
3. Во всех случаях, указанных в ст. 1274, разрешается не только воспроизведение, прямо указанное в соответствующем пункте, но и последующее распространение изготовленных экземпляров произведения.
Цитирование - разрешенный случай воспроизведения, допускаемый при выполнении указанных в законе условий. Если эти условия не выполнены, то налицо будет воспроизведение, осуществленное с нарушением исключительного права на произведение.
Цитировать рукопись произведения до ее обнародования нельзя. Интересно заметить, что в отношении авторефератов диссертаций цитирование на практике признается допустимым, несмотря на слова "на правах рукописи", помещаемые на автореферат. Это связано с тем, что подобное указание является скорее данью традиции, в действительности же рассылка автореферата по вузам и библиотекам позволяет рассматривать его как обнародованное произведение. При этом обнародование должно быть произведено правомерно, т.е. с согласия автора.
Объем цитирования должен быть оправдан его целью. Критический разбор стихотворения может предполагать его полное повторение, в научной работе для точной передачи мысли оппонента может потребоваться большая цитата и т.д. Учитываться должны и размер цитируемого произведения, и то произведение, в котором используется цитата.