ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 4244
Скачиваний: 1
Статья 1291. Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение
Комментарий к статье 1291
1. Комментируемая статья решает вопросы разграничения права собственности на оригинал произведения (т.е. вещь, материальный объект) и исключительного права на само произведение (результат творческой деятельности, нематериальный объект).
В гражданском праве каждое из этих прав является самостоятельным и независимым друг от друга. Исходя из этого, в п. 1 ст. 1291 указывается, что отчуждение автором оригинала произведения само по себе не означает отчуждения исключительного права, если иное не предусмотрено договором. Это относится как к договору авторского заказа, так и к другим договорам, в соответствии с которыми автор может совершить отчуждение оригинала произведения.
В связи с упомянутым договором авторского заказа необходимо обратить внимание на то, что в п. 1 ст. 1288 ГК говорится о передаче произведения "на материальном носителе или в иной форме", в то время как в п. 1 ст. 1291 - об "оригинале произведения". Безусловно, эти понятия связаны, поскольку оригинал произведения в смысле ст. 1291 предполагает выражение его на материальном носителе. В противном случае терялся бы предмет для регулирования указанной статьи. Однако материальный носитель - понятие более широкое, чем оригинал произведения.
Отсюда следует два вывода. Во-первых, договор авторского заказа не всегда предполагает передачу именно оригинала произведения. Например, статья вначале была написана (создана в форме рукописи - оригинал произведения), а затем отпечатана или даже перенесена на электронный носитель (диск) и в таком виде передана заказчику. В данном случае оригинал произведения остался у автора, но он полностью и надлежащим образом исполнил свои обязанности по договору авторского заказа.
Во-вторых, презумпция п. 1 ст. 1291 о сохранении исключительного права на произведение за автором при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа касается только случаев отчуждения именно оригинала произведения, а не вообще любого случая передачи произведения на материальном носителе. Как уже отмечалось, сохранение исключительного права за автором при отчуждении его оригинала связано с тем, что заказчику важен сам оригинал; именно он представляет для него ценность сам по себе, а не наличие исключительного права на него. Однако, когда по договору авторского заказа передается не оригинал, а само произведение, выраженное на материальном носителе, и это ясно следует из содержания договора, должна действовать другая презумпция - презумпция предоставления права использования произведения на основе договора авторского заказа. При этом речь идет о заключении лицензионного договора, а не договора об отчуждении исключительного права на основании п. 3 ст. 1233 ГК.
Однако даже в том случае, если при отчуждении оригинала произведения исключительное право на него сохранилось за автором, приобретатель оригинала должен получить возможность его полновесного использования. В связи с этим он получает определенные права, которые формально относятся к исключительному праву на произведение, но предоставление которых необходимо для нормального использования оригинала произведения. Поэтому в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 1291 приобретатель вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.
2. Если в отношении автора действует презумпция сохранения исключительного права при отчуждении оригинала произведения, то в отношении иных правообладателей ситуация другая. Одновременное приобретение и права на оригинал произведения, и исключительного права на произведение меняет его правовой режим, создавая презумпцию как бы единого комплекса прав, связанного с передачей оригинала произведения. Такая презумпция отражена в п. 2 комментируемой статьи. В нем установлено, что последующее отчуждение оригинала произведения лицом (не автором), которому принадлежит и право собственности на оригинал, и исключительное право на произведение, предполагает отчуждение не только права собственности на вещь (оригинал произведения), но одновременно с ним и отчуждение исключительного права. Рассматриваемое положение носит диспозитивный характер, и договором может быть предусмотрено иное.
3. Пунктом 3 комментируемой статьи устанавливается: если оригинал произведения был отчужден после смерти автора и отсутствуют договоры об отчуждении исключительного права, заключенные ранее, презумпция сохранения исключительного права действует и в отношении наследников автора, их наследников и т.д.
Статья 1292. Право доступа
Комментарий к статье 1292
1. Понятие произведения изобразительного искусства включает не только произведения живописи, но и произведения скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и т.д. В то же время фотографические произведения в это понятие не входят (п. 1 ст. 1259 ГК), поэтому их авторы права на доступ иметь не будут. Самостоятельными категориями, не входящими (для целей данной статьи) в понятие произведений изобразительного искусства, являются произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов. Доступ к произведениям архитектуры регулируется п. 2 ст. 1292.
Кодекс дает автору только возможность требовать доступ к произведению, но не определять его условия. В силу этого выбор помещения и иных условий доступа будет определяться собственником оригинала произведения. Однако указание в статье цели доступа - осуществить воспроизведение - накладывает на собственника обязанность создать нормальные условия такого воспроизведения: это может касаться и необходимого освещения, и разрешения использовать электричество, воду и т.д.
Зарубежное законодательство зачастую предусматривает, что доступ к произведению должен осуществляться в формах, причиняющих собственнику наименьшие неудобства. Это касается и выбора метода и способа воспроизведения. Оно должно осуществляться принятыми на данный момент способами, не приводящими к порче оригинала произведения.
Право доступа носит личный характер. В этой связи осуществлять воспроизведение должен сам автор, если только собственник оригинала не даст на это согласие.
Кодекс не возлагает на собственника оригинала произведения обязанности нести расходы, связанные с предоставлением доступа. Автор должен возместить собственнику расходы, связанные с предоставлением ему доступа к работе. Но такие расходы должны быть согласованы с автором; нельзя требовать уплаты вознаграждения за пользование помещением, в котором находится оригинал произведения либо в которое оно перенесено его владельцем для обеспечения своего удобства (например, чтобы автор картины не создавал ему неудобств).
Рассматриваемое правило касается лишь обеспечения возможности получить доступ к оригиналу произведения, но не затрагивает вопрос наличия или отсутствия у автора права осуществить воспроизведение. Возможность воспроизведения и его условия (в том числе количество изготавливаемых экземпляров) автор должен согласовывать с обладателем исключительного права на произведение.
2. В отношении произведений архитектуры право на доступ выражается в возможности осуществить фото- и видеосъемку произведения. Это касается фото- и видеосъемки как внешнего вида здания, так и его внутренних помещений. Доступ к чертежам и планам собственник здания или владелец исключительного права на произведение давать не обязан.
Статья 1293. Право следования
Комментарий к статье 1293
1. Предоставление авторам права следования часто встречается в зарубежном законодательстве; с 1948 г. это право предусмотрено и Бернской конвенцией (ст. 14 ter).
Данное право отнесено Гражданским кодексом к категории иных прав: оно имеет имущественный характер и в то же время является личным.
Согласно п. 2 ст. 14 ter Бернской конвенции охрана, связанная с правом следования, может быть истребована в стране - участнице Бернской конвенции, только если законодательство страны, к которой принадлежит автор, это разрешает, и в объеме, допускаемом законодательством страны, в которой истребуется эта охрана.
Обязанным перед автором лицом, согласно комментируемой статье, является продавец оригинала произведения изобразительного искусства.
Срок действия права следования равен сроку действия исключительного права. Это проявляется при наследовании данного права (см. п. 3 ст. 1293).
В понятие "произведение изобразительного искусства" входят не только произведения живописи, но и скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и т.д. Все произведения должны быть оригиналами и быть выполненными самим автором.
В то же время, как поясняет п. 2 Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений <1>, сюда будут относиться и копии (повторы) произведений изобразительного искусства, которые были сделаны самим автором или под его руководством, подписаны или иным способом отмечены автором. Имеются в виду, конечно, не копии, выполненные с помощью различных технических устройств (например, фотокопии), а живописные работы. Применительно к праву следования такие объекты будут признаваться оригиналами произведения, а не копиями.
--------------------------------
<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.04.2008 N 285 // СЗ РФ. 2008. N 17. Ст. 1880.
Слово "перепродажа" указывает на то, что оригинал произведения уже вышел из-под контроля автора и продается кем-то еще. Таким образом, только первая продажа оригинала произведения (производимая непосредственно автором) не является перепродажей.
Публичность перепродажи определяется доступностью неопределенному кругу лиц возможности приобрести оригинал произведения. Наличие платы за участие в торгах не мешает признать перепродажу публичной.
Обязательным условием для целей ст. 1293 является участие в перепродаже таких организаций, как галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация (в качестве продавца, покупателя или посредника). Указание этих лиц определено тем, что они занимаются распространением оригиналов произведения изобразительного искусства в качестве коммерческой деятельности.
Таким образом, если собственник оригинала произведения продает его самостоятельно и в перепродаже не участвуют указанные организации (даже в качестве покупателей, в том числе и через представителей), то производить выплаты автору он не обязан.
Сбор вознаграждения будет осуществляться организацией по управлению авторскими правами на коллективной основе, имеющей государственную аккредитацию (п. 1 ст. 1244 ГК). Однако правообладатель может отказаться от управления этой организацией его правами, тогда он может получать вознаграждение сам или поручить это другому лицу (например, организации по управлению авторскими правами на коллективной основе, не имеющей государственной аккредитации).
Кодекс поручил Правительству РФ определить размер, условия и порядок выплаты процентных отчислений. Это было сделано Постановлением Правительства РФ от 19.04.2008 N 285. В частности, были определены следующие размеры вознаграждения автора:
Цена перепродажи оригинала |
Размер
вознаграждения |
До 100 тыс. рублей включительно |
5 процентов |
Свыше
100 тыс. рублей до 1700 |
5
тыс. рублей + 4 процента |
Свыше
1700 тыс. рублей до 7000 |
69
тыс. рублей + 3 процента |
Свыше
7000 тыс. рублей до 12000 |
228
тыс. рублей + 1 процент |
Свыше
12000 тыс. рублей до |
278
тыс. рублей + 0,5 процента |
Свыше 17500 тыс. руб. |
305,5
тыс. рублей + 0,25 |
2. Пункт 2 данной статьи распространяет действие нормы о праве следования также на рукописи литературных и музыкальных произведений. Эта новелла направлена на приведение российского законодательства в соответствие со ст. 14 ter Бернской конвенции. Имеются в виду собственноручно написанные автором тексты либо напечатанные с помощью технического устройства и подписанные им. Сюда будут относиться, например, тексты, напечатанные на печатной машинке или принтере.
В отношении рукописей право следования применяется не только к рукописи в целом, но и к любым ее фрагментам. Даже продажа одной страницы из многостраничной рукописи потребует выплаты автору соответствующих отчислений.
3. Право следования нельзя передать по договору, в отношении него невозможно заключить лицензионный договор, его нельзя заложить. Однако разрешается передача этого права по наследству, причем наследование возможно как по закону, так и по завещанию. Наследники автора, получившие право следования, также могут передать его по наследству - до тех пор, пока не истечет срок действия исключительного права.
Статья 1294. Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства
Комментарий к статье 1294
1. Комментируемая статья призвана заменить правовое регулирование, которое осуществлялось гл. 4 Закона об архитектурной деятельности.
Однако в отличие от указанной главы в ст. 1294 регулирование осуществляется комплексно в отношении как объектов архитектуры, так и объектов градостроительства и садово-паркового искусства.
При рассмотрении данной статьи прежде всего необходимо отметить определенные особенности в отношении объекта права.