ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 4243
Скачиваний: 1
Произведением архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства признается соответствующий проект. Это следует из пункта 1 комментируемой статьи, а также из п. 1 ст. 1259 ГК.
В то же время представляется необоснованным отнесение к объекту авторского права разработанной на основе архитектурного проекта документации для строительства, как это было указано в п. 2 ст. 16 Закона об архитектурной деятельности. Эта документация представляет собой результат использования соответствующего произведения, но не само произведение. Произведение архитектуры - это результат творческой деятельности, воплощенный в проекте, чертежах, изображениях и макетах, а также в архитектурном объекте.
В целях защиты прав автора в Кодексе предусматривается (в качестве диспозитивной нормы) возможность только однократного использования архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации (абз. 2 п. 1). Такая же норма была предусмотрена п. 5 ст. 17 Закона об архитектурной деятельности.
2. Практическая реализация проекта требует четкого и правильного воплощения как идей, так и инженерно-технических решений, заложенных в проекте. Поэтому автор проекта наделяется соответствующими правами авторского контроля за разработкой документации для строительства и авторского надзора за строительством здания (сооружения), за устройством садово-паркового ансамбля либо иной реализацией соответствующего проекта. Данные права предоставляются автору во всех случаях, и договором, в соответствии с которым создан проект, эти права не могут быть исключены.
В настоящее время действует Свод правил СП 11-110-99 "Авторский надзор за строительством зданий и сооружений", одобренный и введенный в действие Постановлением Госстроя России от 10.06.1999 N 44. В пункте 4.1 данного Свода правил указывается, что авторский надзор "осуществляется на основании договора (распорядительного документа) и проводится, как правило, в течение всего периода строительства и ввода в эксплуатацию объекта, а в случае необходимости - и начального периода его эксплуатации". При этом, как следует из введения, авторский надзор является одним из видов услуг, оказываемых заказчику. На практике в отношении авторского надзора заключается договор возмездного оказания услуг, и авторский надзор подлежит отдельной оплате. Судебная практика признает такие договоры и взыскивает соответствующие средства по ним. Как указано в Постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа, суд апелляционной инстанции "правильно указал на то, что авторский надзор - это один из видов услуг автора проекта и других разработчиков проектной документации, заключающийся в наблюдении за процессом реализации этого проекта в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в этой документации, выполняемым работам. В рамках договора истец обязался осуществлять авторский надзор, по отношению к которому подлежат применению нормы о возмездном оказании услуг (ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации)" <1>.
--------------------------------
<1> Цит. по: СПС "КонсультантПлюс".
Поэтому можно сделать вывод, что авторский надзор подразумевает реализацию и определенных прав автора, и его обязанностей как исполнителя по соответствующему договору оказания услуг.
Содержание права авторского надзора раскрывается в п. 6.1 указанного Свода правил, где перечислены "основные права и обязанности специалистов, осуществляющих авторский надзор". К ним относятся: доступ во все строящиеся объекты строительства и места производства строительно-монтажных работ; ознакомление с необходимой технической документацией, относящейся к объекту строительства; контроль за выполнением указаний, внесенных в журнал; внесение предложений в органы Государственного архитектурно-строительного надзора и другие органы архитектуры и градостроительства о приостановлении в необходимых случаях строительных и монтажных работ, выполняемых с выявленными нарушениями, и принятии мер по предотвращению нарушения авторского права на произведение архитектуры в соответствии с законодательством.
3. Помимо авторского надзора и авторского контроля автор проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта (п. 3 ст. 1294). Однако в договоре между ними может быть предусмотрено иное, в т.ч. и согласие сторон, что автор проекта не участвует и не будет участвовать в реализации проекта.
Статья 1295. Служебное произведение
Комментарий к статье 1295
1. Комментируемая статья устанавливает основы правового регулирования отношений по использованию служебного произведения. Ранее указанные отношения регулировались ст. 14 Закона об авторском праве. Кроме того, положения рассматриваемой статьи применяются к служебным программам для ЭВМ и базам данных.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона об авторском праве служебным считалось произведение, "созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя", в связи с чем возникал вопрос о соотношении служебного задания работодателя и служебных обязанностей работника. Признание служебного задания работодателя как входящего в служебные обязанности работника лишало данное разграничение всякого смысла. Возможность же определения служебного задания как чего-то такого, что лежит вне рамок обязанностей работника, вызывал другой, еще более серьезный вопрос: можно ли в данном случае говорить о служебном произведении.
Поэтому в п. 1 ст. 1295 не указывается на задание работодателя в том или ином виде, а служебным признается произведение, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. Таким образом, служебным является только такое произведение, которое создано в рамках обязанностей, зафиксированных трудовым договором; при этом служебное задание находится в рамках трудовых обязанностей. То, что служебное задание включается в трудовые обязанности, подтверждается и п. 3 ст. 1295.
2. Кроме того, в п. 1 комментируемой статьи установлен важный принцип признания первоначальности возникновения всех авторских прав (а значит, и исключительного права) за автором. И здесь нет противоречия с абз. 1 п. 2 этой же статьи, в которой предусматривается (в качестве диспозитивной нормы), что исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю. Как отмечал В.А. Дозорцев, следует отличать первоначальное право от первичного. Первоначальное право на произведение (в т.ч. и служебное) всегда принадлежит автору. Права "всех остальных лиц имеют производный характер, хотя бы они раньше автору не принадлежали и первично закреплялись за правопреемником автора" <1>.
--------------------------------
<1> Дозорцев В.А. Творческий результат: система правообладателей // Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей. Исследовательский центр частного права. М.: Статут, 2003. С. 286, 287.
Абзац первый п. 2 ст. 1295 важным образом уточняет регламентацию отношений, связанных с использованием служебного произведения. В пункте 2 ст. 14 Закона об авторском праве устанавливалось просто: "если в договоре не предусмотрено иное", тогда как в Гражданском кодексе данное положение уточняется указанием на трудовой или иной договор. Под словом "иной" понимается прежде всего гражданско-правовой договор, которым могут определяться отношения между работодателем и автором по использованию служебного произведения. Таким образом, если трудовые обязанности, в рамках которых создается служебное произведение, определяются трудовым договором, то порядок использования произведения (в т.ч. и возможность признания исключительного права на него за работником-автором) может устанавливаться не только трудовым, но и гражданско-правовым договором.
Абзацы второй и третий п. 2 ст. 1295 представляют собой новые в отечественном законодательстве нормы о регулировании отношений, связанных с использованием служебных произведений.
В отличие от других объектов авторского права в отношении служебных произведений закон исходит из необходимости определить юридическую судьбу произведения и исключительного права на него под страхом перехода этого права к работнику-автору. Это происходит по истечении трех лет, в течение которых работодатель так и не решил судьбу произведения и (или) исключительного права на него. При этом у работодателя для определения такой судьбы есть три способа:
начать использовать произведение самостоятельно или с привлечением третьих лиц на основании лицензионных договоров;
передать исключительное право на служебное произведение другому лицу (на основании договора об отчуждении исключительного права или иного аналогичного договора);
сообщить автору о сохранении произведения в тайне.
В первом случае речь идет как об использовании самого произведения, так и о распоряжении исключительным правом на него. Во втором случае - только о распоряжении исключительным правом на служебное произведение. В последнем случае работодатель не использует сам, не предоставляет возможность использовать произведение другим лицам, но вводит режим коммерческой тайны, обеспечивающий сохранение конфиденциальности произведения как ноу-хау. Конечно, правообладатель может использовать секрет производства в свой деятельности, но с учетом того, что в рассматриваемом положении уже указывалось на возможность использования произведения, речь идет именно о таком определении юридической судьбы произведения, как его неиспользование при сохранении конфиденциальности.
Однако независимо от того, решил работодатель использовать произведение или нет, сохранив его в тайне (главное, что он все-таки предпринял действия, предусмотренные одним из трех приведенных вариантов), работник-автор сохраняет право на вознаграждение (абз. 3 п. 2), размер, условия и порядок выплаты которого определяются договором между работодателем и автором, а в случае спора - судом.
3. Если договором между работодателем и автором предусмотрено, что исключительное право принадлежит работнику, а равно в случае перехода исключительного права к автору (в указанном выше случае по истечении трех лет), работодатель сохраняет право использовать такое произведение, но только способами, обусловленными целью служебного задания и в вытекающих из задания пределах. Это положение хотя и гарантирует работодателю право использования служебного произведения, существенным образом ограничивает его в интересах автора указанием на служебное задание. Данное указание, в отличие, например, от сферы деятельности работодателя, определяет строгое соответствие конкретной разработки (произведения) конкретным целям, поставленным работодателем. И только способы, которые соответствуют данной цели, становятся доступными работодателю при использовании произведения. Другими способами работодатель использовать произведение не вправе. Но и такие способы сами по себе могут быть ограничены настолько, насколько это обусловлено целью задания. Например, воспроизведение и распространение экземпляров может быть ограничено исходя из целей задания. Вне указанных пределов автор свободен в использовании произведения.
Статья 1296. Программы для ЭВМ и базы данных, созданные по заказу
Комментарий к статье 1296
1. Определение программы для ЭВМ дано в ст. 1261 ГК, базы данных - в п. 2 ст. 1260 ГК.
Пункт 1 ст. 1296 касается случая, когда по договору было предусмотрено создание именно данной программы или базы данных.
Этот пункт вводит специальное правило по сравнению с общей нормой, содержащейся в ст. 1288 ГК. Если ст. 1288 ГК предусматривает установление судьбы исключительного права на произведение в договоре заказа, то ст. 1296 закрепляет это право в отношении программ для ЭВМ и баз данных за заказчиком, хотя договором может быть установлено иное.
Употребленное в п. 1 ст. 1296 выражение "исключительное право... принадлежит" не означает, что исключительное право сразу возникает у заказчика. Согласно п. 3 ст. 1228 ГК исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, всегда первоначально возникает у его автора, но может быть передано автором другому лицу по договору, а также перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом. Пункт 1 как раз и предусматривает один из таких случаев перехода исключительного права.
В связи с этим, если возникновение исключительного права у конкретного автора будет оспорено (например, потому что он присвоил себе авторство другого лица), то под угрозой окажется и исключительное право заказчика. Особенно это существенно в случае, когда подрядчиком по договору выступает юридическое лицо, поскольку здесь для заказчика окажется важным, каким образом подрядчик оформил отношения с физическими лицами, фактически создавшими программу для ЭВМ или базу данных. Если окажется, что подрядчик не получил исключительного права от таких физических лиц, то это будет означать, что нет исключительного права и у заказчика.
Особое внимание следует обратить на выплату вознаграждения как подрядчиком - автору, так и заказчиком - подрядчику, поскольку согласно п. 5 ст. 1234 ГК при существенном нарушении приобретателем обязанности выплатить правообладателю в установленный договором об отчуждении исключительного права срок вознаграждение за приобретение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности (подп. 1 п. 2 ст. 450 ГК) прежний правообладатель вправе требовать в судебном порядке перевода на себя прав приобретателя исключительного права и возмещения убытков.
2. Если исключительное право на программу для ЭВМ или базу данных принадлежит заказчику, то у подрядчика (исполнителя) будет особое ограниченное право на использование этой программы или базы данных для собственных нужд. Это диспозитивное правило действует, если стороны не договорятся об ином.
Заключать специальный лицензионный договор в этом случае нет необходимости; указание в п. 2 ст. 1296 "на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии" означает лишь установление модели, по которой должны определяться отношения заказчика и подрядчика. Условия предоставления такого права прямо определены в рассматриваемой статье: неисключительность; безвозмездность на весь срок действия исключительного права; только для собственных нужд. Стороны вправе по-другому определить в договоре эти условия.
Под "собственными нуждами" исполнителя здесь понимается его потребность использовать программу для ЭВМ или базу данных в своей деятельности (в том числе коммерческой). Однако он не сможет распространять программу или базу данных, заключать в отношении нее лицензионные договоры и т.д., поскольку эти действия не входят в объем предоставленного ему ограниченного права.
3. Если в силу договора заказчика с подрядчиком исключительное право на программу для ЭВМ или базу данных принадлежит подрядчику, то ситуация меняется на противоположную - теперь уже заказчик получает ограниченное право на использование заказанной программы или базы данных для собственных нужд. Но есть и важное отличие - это правило сформулировано как императивное.