ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 4251
Скачиваний: 1
4. В определении ст. 1329 говорится об организациях эфирного и кабельного вещания. Такое деление возникло исторически. Первоначально охрана предоставлялась только организациям эфирного вещания (например, только эти организации упоминаются в Римской конвенции), поскольку кабельное вещание в этот период еще не было развито. К моменту создания Закона об авторском праве кабельное вещание приобрело широкое распространение, что и было в нем отражено. Однако, поскольку различия между этими двумя способами вещания носят чисто технический характер, две отдельные статьи этого Закона - ст. 40 (о правах организаций эфирного вещания) и ст. 41 (о правах организаций кабельного вещания) были точными копиями друг друга. Поэтому в § 4 гл. 71 ГК оба эти вида организаций вещания названы, но к ним применяется общее правовое регулирование.
Организации эфирного вещания осуществляют вещание с использованием радиочастот через наземные станции или через спутники связи. Таким образом могут передаваться как радио-, так и телесигналы. Организации кабельного вещания осуществляют вещание при помощи кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств - линий связи, соединяющих вещателя с пользователями. По таким линиям также могут передаваться и радио-, и телесигналы. Более того, в настоящее время комбинируется эфирное вещание (передача сигнала на общую антенну) с кабельным (доведение сигнала, принимаемого с такой антенны, до конкретных потребителей осуществляется при помощи кабельной сети).
Статья 1330. Исключительное право на сообщение радио- или телепередач
Комментарий к статье 1330
1. Принадлежащее организации эфирного или кабельного вещания исключительное право состоит в возможности использовать правомерно осуществляемое или осуществленное ею сообщение в эфир или по кабелю передач (вещание) любым не противоречащим закону способом (п. 1 ст. 1330). В соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК организация вещания может самостоятельно использовать свое вещание либо разрешать его использование другим лицам по своему усмотрению. Организация эфирного или кабельного вещания может распорядиться исключительным правом на сообщение радио- или телепередачи, например, путем отчуждения этого права в полном объеме по договору либо предоставив право использования такого сообщения на основе лицензионного договора в определенных пределах.
2. В пункте 2 комментируемой статьи содержится примерный, неисчерпывающий перечень способов использования сообщения радио- или телепередачи (вещания), являющихся одновременно правомочиями в составе исключительного права. Этот перечень в определенной части повторяет перечень п. 2 ст. 1270 ГК о способах использования произведений, охраняемых авторским правом, но отличается от него как отсутствием тех из них, которые неприменимы к эфирному и кабельному вещанию, так и включением способов, характерных только для такого вещания.
3. К числу способов использования, названных в п. 2 ст. 1330, относятся запись сообщения радио- и телепередачи; воспроизведение такой записи и распространение ее оригинала и экземпляров; доведение сообщения радио- и телепередачи до всеобщего сведения через Интернет и другие сети; публичное исполнение сообщения радио- или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом и ретрансляция таких сообщений.
Запись сообщения радио- или телепередачи определена в подп. 1 п. 2 ст. 1330 как самостоятельный способ использования данного объекта смежных прав, поскольку подобная запись является способом фиксации сообщения радио- или телепередач в объективной форме. В подпункте 3 п. 1 ст. 1304 ГК (в отличие, например, от подп. 1 п. 2 ст. 1330) в качестве требования охраны не названа необходимость выражения таких сообщений в форме, допускающей их воспроизведение или распространение. Это объясняется тем, что вещание может осуществляться и существовать как с такой фиксацией (в отношении заранее подготовленных программ), так и без нее (например, при вещании в прямом эфире). Однако создание записей вещания третьими лицами может расширить его возможное использование, например, в случае выпуска в оборот экземпляров записи популярных программ. Поэтому запись выделяется в самостоятельное правомочие, что соответствует ст. 13 Римской конвенции и п. 3 ст. 14 Соглашения ТРИПС.
4. К записи сообщения радио- или телепередачи применяется ограничение, установленное п. 3 ст. 1317 ГК в отношении записи исполнения (п. 3 ст. 1330). Таким образом, если запись сообщения радио- или телепередачи создана для определенных целей с согласия организации эфирного или кабельного вещания, то это исключает в дальнейшем необходимость получать у такой организации разрешение на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение этой записи, если они осуществляются в тех же целях. Это означает, что право использования записи вещания перечисленными выше способами согласно п. 3 ст. 1330 и п. 3 ст. 1317 ГК предоставляется ее изготовителю одновременно с правом на изготовление самой записи.
5. Особое место среди способов использования радио- или телепередачи занимает ретрансляция. В подпункте 4 п. 2 ст. 1330 под ретрансляцией понимается сообщение в эфир (в т.ч. через спутник) либо по кабелю радио- или телепередачи одной организации эфирного или кабельного вещания одновременно с получением ею такого сообщения этой передачи от другой такой организации. Таким образом, под ретрансляцией в Гражданском кодексе понимается только одновременное сообщение радио- или телепередачи одной вещательной организации, осуществляемое другой такой организацией.
Термин "ретрансляция" ранее не использовался в российском законодательстве о смежных правах, однако этот способ, который был определен как одновременное сообщение для всеобщего сведения передачи организации эфирного или кабельного вещания другой такой организацией, был предусмотрен в подп. 1 п. 2 ст. 40 и в подп. 1 п. 2 ст. 41 Закона об авторском праве. Содержание, вкладываемое ст. 1330 в понятие "ретрансляция", совпадает и с определением ретрансляции (rebroadcasting) в ст. 3 (g) Римской конвенции.
Таким образом, понятие ретрансляции, сформулированное в ст. 1330, не распространяется на случаи последующего сообщения радио- или телепередачи одной организации вещания другой такой организацией. Поскольку в этом случае сообщение невозможно без предварительной его фиксации в виде записи, такой способ использования по своему характеру отличается от ретрансляции. В то же время очевидно, что подобное использование не может осуществляться без согласия правообладателя, тем более что в такой стране, как Российская Федерация, имеющая протяженность в 9 часовых поясов, невозможно ограничиться одновременной передачей вещания. В случае последующего сообщения необходимо получить согласие организации эфирного или кабельного вещания на запись ее вещания с целью последующего сообщения в эфир или по кабелю (подп. 1 п. 2 ст. 1330).
6. В пункте 3 ст. 1330 содержится разъяснение того, как соотносятся права организаций эфирного и кабельного вещания в случаях, когда они используют сообщения радио- и телепередач друг друга. Кодекс предусматривает, что использованием передачи организации эфирного вещания является и ретрансляция его в эфир, и сообщение по кабелю. В равной степени использованием передачи организации кабельного вещания является как ретрансляция его по кабелю, так и сообщение в эфир. Из этого вытекает, во-первых, вывод о том, что ретрансляцией считается только вещание, осуществляемое в одинаковой технической среде: из эфира в эфир или с кабеля на кабель. Во-вторых, в п. 3 ст. 1330 названо в качестве отдельного правомочия, входящего в состав исключительного права, сообщение в эфир и сообщение по кабелю, которые не упомянуты в примерном перечне п. 2 ст. 1330. Это означает, что в случае, если организация эфирного вещания хочет использовать передачу организации кабельного вещания (или наоборот), она должна получить разрешение, заключив с ней соответствующий договор. В то же время необходимо учитывать, что отношения между организациями эфирного и кабельного вещания могут строиться и по-другому, в зависимости от того, что именно является предметом их соглашения: приобретение конкретных программ, вещания или предоставление услуг связи.
7. Согласно п. 5 комментируемой статьи организации эфирного и кабельного вещания должны осуществлять свои права с соблюдением прав авторов произведений, прав исполнителей, а в соответствующих случаях - прав изготовителей фонограмм и других организаций эфирного и кабельного вещания. Эта норма подчеркивает зависимость прав вещательных организаций от прав авторов произведений и исполнителей. Она также напоминает, что эти организации должны правомерно использовать произведения, исполнения, фонограммы и сообщения радио- и телепередач других вещательных организаций, для чего им нужно получить согласие правообладателей. Ими также не должны нарушаться личные неимущественные права авторов и исполнителей.
8. Норма п. 6 ст. 1330 устанавливает соотношение между правами организации эфирного и кабельного вещания и правами авторов используемых произведений, исполнителей и изготовителей фонограмм. В ней подчеркивается, что права вещательной организации носят самостоятельный характер. Они признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав, прав исполнителей и прав на фонограмму. Права организации эфирного и кабельного вещания возникают и существуют независимо от наличия или отсутствия чьих-либо авторских, исполнительских прав или прав на фонограмму в отношении составных частей вещания.
Статья 1331. Срок действия исключительного права на сообщение радио- или телепередачи, переход этого права к правопреемникам и переход сообщения радио- или телепередачи в общественное достояние
Комментарий к статье 1331
1. Комментируемая статья предусматривает, что срок действия исключительного права на сообщение радио- или телепередачи составляет в Российской Федерации 50 лет. Этот срок значительно превышает современные международные стандарты. В частности, согласно п. 5 ст. 14 Соглашения ТРИПС срок охраны прав вещательных организаций должен составлять по меньшей мере 20 лет, считая с конца календарного года, в котором состоялась передача. Такой же срок предусмотрен ст. 14 Римской конвенции.
50-летний срок исчисляется с 1 января года, следующего за годом сообщения радио- или телепередачи в эфир или по кабелю (п. 1 ст. 1331). Поскольку объектом охраны в данном случае является вещание, оно принимает объективную форму лишь в процессе сообщения соответствующей радио- или телепередачи, которое, по существу, является ее обнародованием. В этом смысле невозможно исчисление срока охраны с момента создания передачи как объекта смежных прав организации вещания, а еще точнее будет сказать, что этот объект появляется одновременно с его обнародованием.
2. Согласно ст. 6 Вводного закона к ч. 4 ГК этот срок применяется в случае, если 50-летний срок действия смежного права организаций эфирного или кабельного вещания не истек к 1 января 1993 г. (см. комментарий к ст. 1318).
3. Исключительное право на сообщение радио- или телепередачи может перейти к правопреемникам организации эфирного или кабельного вещания на оставшуюся часть срока действия исключительного права (п. 2 ст. 1331).
По истечении этого срока радио- или телепередача переходит в общественное достояние. Пункт 3 ст. 1331 предусматривает, что к сообщению, перешедшему в общественное достояние, применяется ст. 1282 ГК. В соответствии с п. 2 этой статьи перешедшая в общественное достояние радио- или телепередача (очевидно, существующая к этому моменту в записи) может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения. К радио- и телепередачам неприменимо указание п. 2 ст. 1282 ГК о необходимости дальнейшей охраны авторства, имени и неприкосновенности сообщения, т.к. у организации вещания отсутствуют соответствующие личные неимущественные права. Также неприменимы к ним правила п. 3 ст. 1282 ГК (касающиеся обнародования необнародованных произведений), поскольку особенности данного объекта смежных прав предполагают его обнародование как обязательное условие охраны.
Статья 1332. Действие исключительного права на сообщение радио- или телепередачи на территории Российской Федерации
Комментарий к статье 1332
1. В соответствии с комментируемой статьей на территории Российской Федерации действует исключительное право на сообщение радио- или телепередачи, если организация вещания находится на территории Российской Федерации и осуществляет сообщение (вещание) с помощью передатчиков, расположенных на ее же территории. Для предоставления охраны необходимо соблюдение одновременно двух вышеназванных условий.
Исключительное право на сообщение радио- и телепередач действует на территории Российской Федерации и в тех случаях, когда международными договорами Российской Федерации предусмотрены иные основания предоставления охраны правам организаций эфирного и кабельного вещания.
2. Согласно ст. 6 Римской конвенции любая страна - участница этой Конвенции должна предоставлять национальный режим охраны вещательной организации, которая имеет место нахождения в другой стране-участнице или передача которой в эфир осуществлена с помощью передатчика, расположенного в другой стране-участнице. Пункт 2 ст. 6 Римской конвенции предусматривает право стран-участниц специально оговорить возможность охраны передач в эфир только в случае соблюдения обоих названных в ней условий. Такая оговорка сделана Российской Федерацией при ее присоединении к Римской конвенции <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 2 Заявления о применении определенных оговорок в отношении отдельных положений Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Постановление Правительства РФ от 20.12.2002 N 908 // СЗ РФ. 2000. N 52 (ч. II). Ст. 5217).
§ 5. Право изготовителя базы данных
1. Одной из новых категорий интеллектуальных прав, вводимых частью 4 ГК, являются права изготовителя базы данных. В целом базы данных как объект охраны были известны российскому законодательству и ранее, но теперь самостоятельный комплекс прав предоставлен не только составителю базы данных, но и ее изготовителю (в т.ч. в случаях, когда изготовление базы данных не требует творческих усилий).
2. Под базой данных Гражданский кодекс понимает представленную в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ (п. 2 ст. 1260 ГК). Из этого определения вытекают следующие требования к базе данных как к объекту охраны:
отдельные материалы, включенные в базу данных, должны иметь самостоятельное значение. Это требование позволяет отграничить базу данных от таблицы, в которую сведены взаимосвязанные данные и подобные материалы. При этом охраноспособность отдельных материалов значения не имеет;