ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 4249
Скачиваний: 1
Срок действия исключительного права на исполнения, предусмотренный Гражданским кодексом, в действительности превышает минимальный срок, установленный Соглашением ТРИПС. В соответствии с п. 1 ст. 1318 исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет с осуществления исполнения, его записи либо сообщения в эфир или по кабелю, т.е. с того момента, когда исполнение было выражено в форме, допускающей его воспроизведение и распространение с помощью технических средств (п. 1 ст. 1304 ГК). При этом 50-летний срок исчисляется с 1 января года, следующего за годом, в котором состоялось исполнение, его запись или сообщение в эфир либо по кабелю. Таким образом, если 50-летний срок охраны истечет при жизни исполнителя, он будет продлен до конца его жизни.
Кроме того, в Кодексе установлены специальные правила льготного исчисления срока действия исключительного права на исполнение. Если исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован, то срок действия исключительного права продлевается, т.к. 50 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации исполнителя (п. 2 ст. 1318). Если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права продлевается на 4 года (п. 3 ст. 1318).
Согласно ст. 6 Вводного закона к ч. 4 ГК этот срок применяется в случае, если 50-летний срок действия смежного права исполнителей не истек к 1 января 1993 г. Такое разъяснение было дано в связи с тем, что согласно п. 3 Постановления Верховного Совета РФ "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" <1> 50-летний срок охраны прав исполнителей должен применяться, если он не истек к 1 января 1993 г., а в соответствии с подп. 42 ст. 2 Вводного закона к ч. 4 ГК упомянутое Постановление Верховного Совета РФ было признано утратившим силу с 1 января 2008 г.
--------------------------------
<1> Ведомости РФ. 1993. N 32. Ст. 1243.
2. Пункт 4 ст. 1318 содержит отсылку к ст. 1283 ГК. Из этого следует, что исключительное право на исполнение (как и исключительное право на произведение) переходит по наследству (п. 1 ст. 1283 ГК). Кроме того, в случаях, когда в соответствии со ст. 1151 ГК исключительное право (как и иное имущество) считается выморочным <1>, оно прекращается, и исполнение переходит в общественное достояние (п. 2 ст. 1283 ГК).
--------------------------------
<1> Имущество считается выморочным, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
3. Исполнение переходит в общественное достояние также в случае истечения срока действия исключительного права на него. Пункт 5 ст. 1318 предусматривает, что к исполнениям, перешедшим в общественное достояние, применяется ст. 1282 ГК. Согласно п. 2 этой статьи исполнение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения. Авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения при этом должны охраняться по-прежнему. Представляется, что поскольку у исполнителя отсутствует специальное право на обнародование (см. ст. 1315 ГК), то к исполнению вряд ли применим п. 3 ст. 1282 ГК. Перешедшее в общественное достояние необнародованное исполнение может быть обнародовано любым лицом без тех ограничений, которые установлены в п. 3 ст. 1282 ГК.
Статья 1319. Обращение взыскания на исключительное право на исполнение и на право использования исполнения по лицензии
Комментарий к статье 1319
Статья 1319 построена по схеме ст. 1284 ГК об обращении взыскания на исключительное право на произведение. В целях защиты прав исполнителей и их наследников Кодекс запрещает обращать взыскание на принадлежащее исполнителю (или его наследникам) исключительное право. При этом на права требования исполнителя (или его наследников) к другим лицам, а также на доходы, полученные от использования исполнения, взыскание может быть обращено. См. также комментарий к ст. 1284.
Статья 1320. Исполнение, созданное в порядке выполнения служебного задания
Комментарий к статье 1320
Статья 1320, посвященная правовому режиму исполнений, созданных в рамках трудовых отношений, содержит отсылку к ст. 1295 ГК о служебном произведении. Однако в отличие от формулировки п. 1 этой статьи, которая определяет служебное произведение как созданное в пределах установленных для работника трудовых обязанностей, в ст. 1320 говорится об исполнении (совместном исполнении), созданном в порядке выполнения служебного задания. Представляется, в этой ситуации надо рассматривать в качестве служебных только те задания, которые исполнитель получает от работодателя в рамках своих трудовых обязанностей. Задания, которые выходят за рамки трудовых обязанностей, по смыслу ст. 1295 ГК не являются служебными.
Смежные права на исполнение, созданное в порядке выполнения служебного задания, принадлежат исполнителю, а исключительное право на такое исполнение - работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и исполнителем не предусмотрено иное. В отношении такого исполнения действуют все правила, установленные в ст. 1295 ГК, включая норму о праве исполнителя на вознаграждение за использование такого исполнения. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником-исполнителем, а в случае спора - судом. См. также комментарий к ст. 1295.
Статья 1321. Действие исключительного права на исполнение на территории Российской Федерации
Комментарий к статье 1321
В комментируемой статье перечислены случаи, когда исключительное право на исполнение действует на территории Российской Федерации. Перечень таких случаев составлен с учетом требований ст. ст. 2 и 4 Римской конвенции, предусматривающей, что любая страна-участница должна предоставлять национальный режим охраны артистам-исполнителям. При этом для предоставления охраны достаточно соблюдения любого из перечисленных в ст. 1321 условий.
Во-первых, охрана предоставляется, если исполнитель является гражданином Российской Федерации (в этом случае не имеет значения, где впервые имело место исполнение). Во-вторых, охраняется исполнение, которое впервые имело место на территории Российской Федерации (неважно, гражданин какого государства был исполнителем). В-третьих, зафиксированное на фонограмме исполнение будет охраняться в соответствии с положениями ст. 1328 ГК, устанавливающей действие исключительного права на фонограмму на территории Российской Федерации. В-четвертых, не зафиксированное на фонограмме исполнение, если оно включено в сообщение в эфир или по кабелю, будет охраняться в соответствии со ст. 1332 ГК о действии исключительного права на сообщение радио- или телепередачи на территории Российской Федерации.
Перечень ст. 1321 не является исчерпывающим, т.к. в нем предусмотрена возможность введения других случаев охраны прав исполнителей, если таковая будет предусмотрена международными договорами Российской Федерации.
§ 3. Право на фонограмму
Статья 1322. Изготовитель фонограммы
Комментарий к статье 1322
1. Определение, которое дано в ст. 1322, воспроизводит аналогичное определение из ст. 2 (d) ДИФ. Из его содержания следует, что изготовителем фонограммы может быть как гражданин, так и юридическое лицо. Изготовитель фонограммы сам может быть создателем "первой" записи звуков или их отображений (т.е. оригинала такой записи), но прежде всего имеется в виду лицо, которое лишь организовало такую запись, заказало ее или предоставило финансовые и технические возможности ее создания. Подобная широкая трактовка возможна из-за того, что в определении функции такого лица сформулированы достаточно неопределенно: как взятие на себя "инициативы и ответственности" за эту запись.
Таким образом, смежные права изготовителей фонограмм призваны охранять, прежде всего, организационные усилия и материальные затраты, связанные с изготовлением фонограммы.
В Законе об авторском праве использовались как понятие "изготовитель фонограмм", так и понятие "производитель фонограмм". Это объясняется тем, что в англоязычных версиях международных соглашений используется термин "producer of phonograms", который может быть переведен на русский язык обоими способами. В Гражданском кодексе отдано предпочтение "изготовителю" (как и в случае с продюсером - изготовителем аудиовизуального произведения в ст. 1240 ГК), поскольку этот вариант имеет более широкий смысл, в меньшей степени ассоциируется с собственно технической стороной производства фонограммы.
2. В комментируемой статье содержится презумпция того, что изготовителем фонограммы (при отсутствии доказательств иного) считается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке. Под "обычным образом", очевидно, подразумевается любое обозначение конкретного лица в качестве изготовителя фонограммы, для которого не требуется проставлять какие-либо специальные знаки охраны или соблюдать иные формальные требования.
Статья 1323. Права изготовителя фонограммы
Комментарий к статье 1323
1. В соответствии с п. 1 ст. 1323 изготовителю фонограммы принадлежат следующие права:
1) исключительное право на фонограмму, которое является имущественным правом. Это право отчуждаемо, оно может перейти к другому лицу в полном объеме по договору об отчуждении исключительного права, может перейти к третьим лицам в порядке универсального правопреемства и т.д.;
2) право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке имени или наименования изготовителя фонограммы, сходное с правом на имя, принадлежащим авторам произведений и исполнителям, и носящее неимущественный характер;
3) право изготовителя фонограммы на защиту от искажения такой фонограммы при ее использовании - это также неимущественное право, сходное с правом на неприкосновенность исполнения. В подпункте 3 п. 1 ст. 1323 не раскрыто, что понимается под искажением фонограммы, но представляется, что в этом случае применимы критерии, использованные в подп. 4 п. 1 ст. 1315 ГК, согласно которым искажением фонограммы могли бы считаться внесенные в нее изменения, приводящие к извращению ее смысла или нарушению целостности ее восприятия.
Право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке имени или наименования изготовителя, а также право на защиту фонограммы от искажения действуют и охраняются в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы (п. 4 ст. 1323). Таким образом, Кодексом не предусматривается защита имени (наименования) изготовителя фонограммы и самой фонограммы от искажения после смерти изготовителя-гражданина;
4) в подпункте 4 п. 1 комментируемой статьи предусмотрено право на обнародование фонограммы, содержание которого состоит в осуществлении действия, впервые делающего фонограмму доступной для всеобщего сведения, путем ее опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо иным способом. Это право, хотя его обычно и относят к числу неимущественных, тесно связано с исключительным правом, поскольку его осуществление невозможно без использования фонограммы тем или иным способом. В подпункте 4 п. 1 ст. 1323 определено понятие "опубликование (выпуск в свет)" фонограммы, необходимое для понимания некоторых положений других статей § 3 гл. 71 ГК (см. ст. ст. 1325 и 1326).
2. Пункт 2 ст. 1323 подчеркивает тесную связь авторских и смежных прав, а также указывает на зависимость прав изготовителей фонограмм от прав исполнителей и авторов произведений, которые используются для изготовления фонограммы. Изготовитель должен правомерно использовать произведения и исполнения, для чего необходимо в установленном порядке получить согласие автора (или авторов) и исполнителя (исполнителей). Он также должен соблюдать личные неимущественные права авторов и исполнителей.
3. Норма п. 3 ст. 1323 устанавливает соотношение между правами изготовителя фонограммы, исполнителей и авторов исполняемых произведений. В ней подчеркивается, что, несмотря на их взаимосвязь, права изготовителя фонограммы носят самостоятельный характер. Они признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей. В частности, права изготовителя фонограммы могут возникнуть, если фонограмма не содержит ничьих авторских и исполнительских прав (например, на ней записан шум моря или другие звуки природы).
Статья 1324. Исключительное право на фонограмму
Комментарий к статье 1324
1. Принадлежащее изготовителю фонограммы исключительное право состоит в возможности использовать исполнение любым не противоречащим закону способом (п. 1 ст. 1324). В соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК изготовитель может самостоятельно использовать фонограмму (например, путем размещения на своем сайте в Интернете, самостоятельного изготовления ее экземпляров и т.п.), а также разрешать ее использование другим лицам по своему усмотрению. Изготовитель может распорядиться исключительным правом на фонограмму, например путем отчуждения этого права в полном объеме по договору либо путем предоставления права использования фонограммы на основе лицензионного договора.
2. В пункте 2 ст. 1324 содержится примерный, неисчерпывающий перечень способов использования фонограмм, являющихся одновременно правомочиями в составе исключительного права на фонограмму. Он во многом повторяет перечень п. 2 ст. 1270 ГК о способах использования произведений, охраняемых авторским правом, и п. 2 ст. 1317 ГК о способах использования исполнений. Перечень п. 2 ст. 1324 ГК отличается от них иным расположением способов использования и отсутствием тех, которые неприменимы к фонограммам.
В подпункте 9 п. 2 ст. 1324 в качестве самостоятельного способа использования фонограммы названа ее переработка. Правомочие на переработку фонограммы, являющееся составной частью исключительного права имущественного характера, необходимо отличать от неимущественного права на защиту фонограммы от искажения при ее использовании (подп. 3 п. 1 ст. 1323 ГК). Назначением права на защиту фонограммы от искажения является охрана оригинальной фонограммы (первой записи), тогда как любая творческая переработка, ведущая к созданию новой (производной) фонограммы при сохранении первоначальной относится к способам использования фонограммы и составляет часть исключительного права ее изготовителя. Переработка фонограммы возможна только с разрешения ее изготовителя, но право на переработку отчуждаемо и может быть передано другому лицу.
3. В пункте 3 комментируемой статьи установлено, что лицо, которое правомерно (т.е. с разрешения правообладателя) осуществило переработку фонограммы, приобретает смежное право на переработанную фонограмму. Таким образом, подобно производным произведениям, получающим авторско-правовую охрану (подп. 1 п. 2 ст. 1259 ГК), производные фонограммы также получают охрану как самостоятельные объекты смежных прав.
4. Исключительное право может перейти от изготовителя фонограммы к другим лицам, поэтому в п. 4 ст. 1324 для случаев, в которых использование фонограммы осуществляется лицом, не являющимся ее изготовителем, специально включена оговорка о необходимости соблюдения таким лицом прав авторов произведений и прав исполнителей (п. 2 ст. 1323 ГК).