ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 4283
Скачиваний: 1
В части 4 ГК законодатель ввел институт перехода в общественное достояние для тех результатов интеллектуальной деятельности, в использовании которых имеется особая общественная заинтересованность. Не меняя правового режима соответствующих результатов, рассматриваемый институт акцентирует внимание на наиболее значимом последствии истечения исключительного права.
2. В пункте 2 комментируемой статьи говорится об отпадении обязанности по выплате вознаграждения за использование селекционного достижения. И хотя право на получение вознаграждения прямо не относится Кодексом к содержанию исключительного права, в рассматриваемом контексте право на вознаграждение, прекращающееся с переходом селекционного достижения в общественное достояние, должно рассматриваться как неотъемлемая часть исключительного права, проявляющаяся, главным образом, в возмездном характере распоряжения патентообладателем принадлежащим ему исключительным правом.
3. Несмотря на некоторое сходство правовых последствий, выражающихся в утрате патентообладателем контроля над использованием селекционного достижения, переход селекционного достижения в общественное достояние необходимо отличать от случая исчерпания исключительного права на селекционное достижение (подп. 6 ст. 1422 ГК). В последнем случае допускаются любые действия с семенами, растительным материалом, племенным материалом и товарными животными, которые были введены в гражданский оборот самим патентообладателем или с его согласия другим лицом, за исключением непосредственного размножения сорта растений и породы животных, а также действий, создающих возможность размножения. При этом исключительное право на селекционное достижение сохраняет свое действие.
В случае же перехода селекционного достижения в общественное достояние исключительное право прекращается и заинтересованные лица вправе осуществлять в отношении селекционного достижения действительно любые действия без каких-либо ограничений.
§ 3. Распоряжение исключительным правом
на селекционное достижение
1. В комментируемом параграфе урегулированы два способа договорного распоряжения исключительным правом на селекционное достижение - договор об отчуждении исключительного права (ст. ст. 1426 и 1427 ГК) и лицензионный договор (ст. ст. 1428 и 1429 ГК). Указанными договорами, однако, не исчерпываются все возможности распоряжения исключительным правом. В соответствии с п. 1 ст. 1233 ГК патентообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на селекционное достижение любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом.
Переход исключительного права на селекционное достижение к другому лицу без заключения договора с патентообладателем в соответствии со ст. 1241 ГК допускается в случаях и по основаниям, которые установлены законом, в т.ч. в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица - патентообладателя) и при обращении взыскания на имущество патентообладателя.
2. Кодекс не содержит исчерпывающего перечня и договорных способов распоряжения исключительным правом на селекционное достижение. Помимо прямо названных в п. 1 ст. 1233 ГК и урегулированных в комментируемом параграфе договоров об отчуждении исключительного права и лицензионных договоров, такое распоряжение возможно по договору о залоге исключительного права (п. 5 ст. 1233 ГК), по договору аренды предприятия (§ 5 гл. 34 ГК), по агентскому договору (гл. 52 ГК), по договору доверительного управления имуществом (гл. 53 ГК), по договору коммерческой концессии (гл. 54 ГК), т.е. по договорам, предметом которых может выступать исключительное право.
Что касается правового режима договоров о распоряжении исключительным правом на селекционные достижения, то помимо норм комментируемого параграфа и соответствующих положений гл. 69 ГК он в соответствии с п. 2 ст. 1233 ГК определяется общими положениями об обязательствах (ст. ст. 307 - 419 ГК) и о договоре (ст. ст. 420 - 453 ГК), а в силу прямого указания п. 2 ст. 420 ГК - и правилами о сделках (гл. 9 ГК).
3. При применении правил комментируемого параграфа об отчуждении исключительного права на селекционное достижение по договору и о предоставлении другому лицу права использования селекционного достижения по лицензионному договору следует иметь в виду ряд положений гл. 69 ГК, распространяющихся на оба указанных договора.
Во-первых, в случае, когда исключительное право на селекционное достижение принадлежит нескольким лицам совместно, распоряжение таким исключительным правом должно осуществляться правообладателями совместно (абз. 3 п. 3 ст. 1229 ГК). О порядке совместного распоряжения исключительным правом на селекционное достижение см. п. 6 комментария к ст. 1420 ГК.
Во-вторых, в соответствии с п. 3 ст. 1233 ГК договор, в котором прямо не указано, что исключительное право на селекционное достижение передается в полном объеме, считается лицензионным договором.
В-третьих, условия договора о распоряжении исключительным правом на селекционное достижение, ограничивающие право гражданина создавать, выводить или выявлять селекционные достижения определенного рода либо отчуждать исключительное право на такие результаты другим лицам, являются в силу прямого указания п. 4 ст. 1233 ГК ничтожными.
4. На договор о залоге исключительного права на селекционное достижение распространяются положения § 3 гл. 23 ГК. При этом, однако, в отличие от общего диспозитивного правила п. 2 ст. 346 ГК, в соответствии с которым залогодатель вправе отчуждать предмет залога, передавать его в аренду или безвозмездное пользование другому лицу либо иным образом распоряжаться им только с согласия залогодержателя, для договора о залоге исключительного права на селекционное достижение предусмотрена иная диспозитивная норма. В соответствии с п. 5 ст. 1233 ГК залогодатель вправе в течение срока действия этого договора использовать селекционное достижение и распоряжаться исключительным правом на него без согласия залогодержателя, если договором не предусмотрено иное.
Статья 1426. Договор об отчуждении исключительного права на селекционное достижение
Комментарий к статье 1426
1. В комментируемой статье применительно к исключительному праву на селекционное достижение воспроизводится понятие договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, предусмотренное в п. 1 ст. 1234 ГК. При этом патентная форма охраны исключительного права на селекционное достижение и наименование соответствующего правообладателя предопределили введение второго названия рассматриваемого договора как договора об отчуждении патента.
Правовой режим договора об отчуждении патента на селекционное достижение определяется, главным образом, положениями гл. 69 ГК. При этом следует иметь в виду, что договор об отчуждении представляет собой обобщенную правовую форму, вводимую законодателем для договорного оформления взаимоотношения сторон на случай передачи патентообладателем исключительного права другому лицу в полном объеме. Предусмотренные Кодексом правила о договоре об отчуждении патента подлежат применению ко всякому договору, предметом которого является переход исключительного права в целом к другому лицу - новому патентообладателю. Они распространяются и на договоры, объектом которых является передача комплекса имущественных прав, включающего в числе прочих исключительное право на селекционное достижение, например договор продажи предприятия (§ 8 гл. 30 ГК).
2. В соответствии с п. 1 ст. 1234 и ст. 1426 ГК договор об отчуждении патента может быть как реальным, когда для заключения договора необходима передача соответствующего права, так и консенсуальным, когда договор признается заключенным в момент выражения сторонами воли на его заключение. Соответственно, в первом случае речь идет о передаче патентообладателем исключительного права на селекционное достижение, а во втором - об обязанности патентообладателя передать исключительное право в будущем.
3. В пункте 3 ст. 1234 ГК в соответствии с п. 3 ст. 423 ГК установлена презумпция возмездности договора об отчуждении патента. Следовательно, по общему правилу приобретатель патента обязан уплатить патентообладателю вознаграждение за передачу исключительного права на селекционное достижение. В то же время стороны могут договориться и о безвозмездности договора об отчуждении патента.
Указанная презумпция, однако, имеет некоторые особенности, связанные с тем, что в силу уникальности результата интеллектуальной деятельности к нему не могут быть применены правила п. 3 ст. 424 ГК, позволяющие путем сопоставления с ценой аналогичного товара восполнить отсутствующее в возмездном договоре условие о размере причитающегося патентообладателю вознаграждения. Поэтому при отсутствии в возмездном договоре об отчуждении патента условия о вознаграждении или о порядке его определения соответствующий договор в силу прямого указания п. 3 ст. 1234 ГК считается незаключенным. Следовательно, условие о вознаграждении в возмездном договоре об отчуждении патента относится к числу его существенных условий (п. 1 ст. 432 ГК).
4. Рассматривая право на получение вознаграждения за отчуждение исключительного права в качестве одного из важнейших субъективных прав патентообладателя, законодатель уделяет особое внимание мерам, направленным на обеспечение надлежащей реализации патентообладателем указанного права.
Так, в развитие положения п. 2 ст. 450 ГК, предусматривающего право стороны по договору потребовать в судебном порядке расторжения договора в случае существенного нарушения договора другой стороной, устанавливаются дополнительные меры, гарантирующие защиту интересов патентообладателя в случае, когда нарушение приобретателем патента обязанности выплатить патентообладателю вознаграждение за приобретение исключительного права является существенным.
В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК существенным признается такое нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны ущерб, лишающий ее в значительной степени того, на что она была вправе рассчитывать при заключении договора. При существенном нарушении приобретателем патента обязанности выплатить патентообладателю в установленный договором об отчуждении патента срок вознаграждение за приобретение исключительного права на селекционное достижение Кодекс устанавливает различные последствия в зависимости от того, перешло указанное право к приобретателю патента или нет.
В соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 1234 ГК в случае, когда договор об отчуждении патента был зарегистрирован и исключительное право, следовательно, перешло к приобретателю патента, прежний правообладатель вправе потребовать в судебном порядке перевода на себя прав приобретателя исключительного права. Указанное правило по существу представляет собой допускаемое законом исключение из общего запрета требования сторонами возврата того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора (п. 4 ст. 453 ГК).
Если же исключительное право на селекционное достижение не перешло к приобретателю патента (т.е. договор об отчуждении патента еще не был зарегистрирован), то патентообладателю предоставляется право отказаться от договора в одностороннем порядке (абз. 2 п. 5 ст. 1234 ГК) без обращения в суд.
При этом независимо от того, в какой момент - до государственной регистрации договора об отчуждении патента или после нее - происходит расторжение договора, в п. 5 ст. 1234 ГК, вслед за общей нормой п. 5 ст. 453 ГК, признается право первоначального патентообладателя потребовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора. Отсутствие каких-либо оговорок о размере убытков означает, что убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая реальный ущерб и упущенную выгоду (ст. 15 ГК).
5. В соответствии с п. 2 ст. 1232, п. 2 ст. 1234 ГК договор об отчуждении патента заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации, поскольку исключительное право на селекционное достижение признается и охраняется в силу государственной регистрации соответствующего достижения (ст. 1414 ГК). В соответствии с п. 2 ст. 1439 ГК факт передачи патента вносится в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений.
Несоблюдение письменной формы и требования государственной регистрации договора об отчуждении патента влечет ничтожность такого договора в соответствии с п. 1 ст. 165, ст. 168, п. 2 ст. 1234 ГК.
6. С государственной регистрацией договора об отчуждение патента связан и момент перехода от патентообладателя к приобретателю патента исключительного права на селекционное достижение. В соответствии с п. 4 ст. 1234 ГК указанное право переходит к приобретателю патента в момент государственной регистрации договора об отчуждении патента.
Статья 1427. Публичное предложение о заключении договора об отчуждении патента на селекционное достижение
Комментарий к статье 1427
1. Предусмотренная комментируемой статьей юридическая конструкция является новеллой гражданско-правового режима селекционного достижения. В то же время аналогичный порядок заключения договора об отчуждении патента на изобретение был введен в патентное законодательство в 2003 г. и в качестве одного из элементов патентной формы охраны исключительного права был распространен Кодексом и на селекционные достижения.
По своему содержанию рассматриваемый институт представляет особый способ заключения договора об отчуждении патента, призванный не только обеспечить публично значимую заинтересованность государства в закреплении за отечественными правообладателями возможности использования новейших селекционных достижений, но и защитить имущественные интересы авторов как лиц, непосредственным творческим трудом которых создано, выведено или выявлено соответствующее селекционное достижение.
Первая задача решается за счет ограничения в п. 1 комментируемой статьи круга потенциальных приобретателей патента исключительно российскими гражданами и юридическими лицами. Вторая - за счет освобождения авторов селекционных достижений от расходов, связанных с получением и поддержанием патента на селекционное достижение. В последнем случае аналогичный результат достигается в случае отчуждения автором селекционного достижения права на получение патента (п. 3 ст. 1420 ГК). В соответствии с п. 2 комментируемой статьи обязанность уплаты соответствующих пошлин возлагается на приобретателя патента.
2. По своей правовой природе предусмотренное п. 1 комментируемой статьи заявление автора селекционного достижения о том, что в случае выдачи патента он обязуется заключить договор об отчуждении патента, является разновидностью публичной оферты, т.е. адресованного неопределенному кругу лиц предложения, из которого усматривается воля лица, делающего предложение (оферента), заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК).
К числу особенностей, отличающих "публичное предложение о заключении договора" от классической публичной оферты, прежде всего должно быть отнесено уже упоминавшееся ограничение круга потенциальных акцептантов исключительно российскими гражданами и юридическими лицами. Вторая особенность связана с тем, что, в отличие от публичной оферты, которая должна содержать "все существенные условия договора" (п. 2 ст. 437 ГК), "публичное предложение" предусматривает обязанность заключить договор об отчуждении патента на "условиях, соответствующих установившейся практике".