ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 4284
Скачиваний: 1
В соответствии с п. 1 ст. 1237 ГК норма об обязанности лицензиата предоставлять лицензиару отчеты об использовании селекционного достижения носит диспозитивный характер. При этом, однако, для того, чтобы избежать ее применения, стороны должны в договоре прямо предусмотреть, что лицензиат не обязан предоставлять лицензиару соответствующие отчеты. В противном случае, а также в случае, когда в лицензионном договоре, предусматривающем представление отчетов об использовании селекционного достижения, будут отсутствовать условия о сроке и порядке их представления, лицензиат в силу п. 1 ст. 1237 ГК обязан представлять такие отчеты лицензиару по его требованию.
8. К числу существенных условий лицензионного договора в соответствии с п. 6 ст. 1235 ГК относится условие о предмете договора и о способах использования селекционного достижения.
Условие о предмете договора предполагает указание на селекционное достижение, право использования которого предоставляется по договору, с указанием номера и даты выдачи патента, удостоверяющего исключительное право на селекционное достижение.
Способы использования селекционного достижения исчерпывающим образом предопределяют перечень действий, которые лицензиат вправе совершать в отношении соответствующего селекционного достижения. При этом в соответствии с п. 1 ст. 1235 ГК право использования селекционного достижения, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.
В то же время в силу п. 3 ст. 1237 ГК использование лицензиатом селекционного достижения способом, не предусмотренным лицензионным договором, влечет установленную законом или договором ответственность за нарушение исключительного права.
9. Действие лицензионного договора не зависит от смены лицензиара, которая может произойти как в результате перехода исключительного права к наследникам первоначального патентообладателя (лицензиара), так и в случае отчуждения последним патента на селекционное достижение. В соответствии с п. 7 ст. 1235 ГК переход исключительного права на селекционное достижение к новому патентообладателю не является основанием для изменения или расторжения лицензионного договора, заключенного предшествующим патентообладателем. Указанное правило действует независимо от вида лицензии, т.к. заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права на селекционное достижение к лицензиату (п. 1 ст. 1233 ГК).
10. Помимо законодательного регулирования условий лицензионных договоров о предоставлении права использования селекционных достижений сохраняет значение и ведомственное нормотворчество. Разработанные Госкомиссией до введения в действие части 4 ГК примерные формы лицензионных договоров могут сохранить свое регулятивное значение в той части, в которой эти формы не противоречат новому законодательству о селекционных достижениях, действующему с 1 января 2008 г. И хотя часть 4 ГК не предусматривает право указанного федерального органа издавать примерные формы договоров, соответствующие правомочия могут быть ему предоставлены при утверждении положения об этом органе. До тех пор разработанные Госкомиссией примерные формы лицензионных договоров могут при указанном выше условии рассматриваться в качестве обычаев делового оборота, своеобразного ориентира для участников экономического оборота прав на селекционные достижения, отражающего сложившуюся практику заключения лицензионных договоров.
К сохраняющим указанное значение условиям из примерных форм лицензионных договоров следует отнести обязанность лицензиата по информированию лицензиара обо всех известных ему (лицензиату) случаях использования семян сорта с нарушением прав лицензиара, а также обязанность лицензиата вести учет и документацию, связанные с использованием селекционного достижения.
Примерные формы лицензионных договоров возлагают на лицензиара обязанность оказывать лицензиату по письменному запросу последнего консультативную помощь при использовании селекционного достижения в установленных договором пределах. На лицензиара возлагается также обязанность по согласованному с лицензиатом графику производить для сортообновления определенное количество семян соответствующей категории и осуществлять их поставку лицензиату "в согласованные сроки и по согласованным ценам".
Должна сохранить свое регулятивное значение возможность осуществления платежей, причитающихся с лицензиата по лицензионному договору, "полностью или частично в натуральной форме - семенами, товарным зерном и другой продукцией по предварительному согласованию с лицензиаром".
О сложившейся практике свидетельствуют и включенные в примерные формы условия об установлении пени за каждый день просрочки лицензиатом оплаты причитающихся с него платежей, а также перечисление обязанностей лицензиата, неоднократное нарушение которых дает лицензиару право потребовать расторжения соответствующего лицензионного договора.
Статья 1429. Открытая лицензия на селекционное достижение
Комментарий к статье 1429
1. Институт открытой лицензии призван решить применительно к предоставлению права использования селекционного достижения те же задачи, которые применительно к полной передаче исключительного права на селекционное достижение решает институт публичного предложения о заключении договора об отчуждении патента (ст. 1427 ГК).
С одной стороны, снижение пошлин за поддержание патента должно стимулировать патентообладателя к выдаче неограниченного числа простых лицензий, так что широкое использование селекционного достижения с экономически привлекательными биологическими характеристиками, с другой стороны, будет способствовать решению публично значимой задачи обеспечения эффективного функционирования сельскохозяйственного сектора экономики. Однако при сходстве задач и совпадении экономического механизма между указанными институтами имеются и существенные различия.
Помимо различий в объеме прав, которыми можно таким образом распорядиться (полное отчуждение и лицензия), следует отметить, что в отношении открытой лицензии отсутствуют какие-либо ограничения субъектного состава соответствующих отношений. В качестве лицензиара может выступать любой патентообладатель, а не только автор селекционного достижения, а в качестве лицензиатов - любые участники экономического оборота, а не только российские граждане и юридические лица, как это предусмотрено для случая публичного предложения о заключении договора об отчуждении патента. Наконец, открытая лицензия полностью не освобождает лицензиара от уплаты пошлины за поддержание патента, а лишь позволяет ее уплачивать в половинном размере.
2. Предусмотренный комментируемой статьей правовой режим открытой лицензии претерпел целый ряд изменений по сравнению с ранее действовавшим законодательством (ст. 19 Закона о селекционных достижениях). По своему содержанию условия предоставления открытой лицензии на селекционное достижение совпадают с условиями предоставления открытой лицензии на изобретение, полезную модель и промышленный образец (ст. 1368 ГК). К числу новелл следует отнести определение в п. 2 комментируемой статьи правовых последствий отзыва лицензиаром своего заявления об открытой лицензии после заключения лицензионных договоров на условиях открытой лицензии.
В отличие от ранее действовавшего законодательства, относившего публикацию заявления об открытой лицензии к ведению патентообладателя, в соответствии с п. 1 комментируемой статьи подобная публикация должна производиться федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям, хотя и по инициативе и за счет патентообладателя. Подобное уточнение представляется вполне оправданным, поскольку именно указанный орган осуществляет государственную регистрацию соответствующих селекционных договоров и ведет Государственный реестр охраняемых селекционных достижений. В комментируемой статье опущено содержавшееся ранее в ч. 2 ст. 19 Закона о селекционных достижениях указание на то, что в Государственный реестр вносится запись "о предоставлении открытой лицензии", которое могло рассматриваться как требование регистрации не только соответствующих лицензионных договоров, заключенных на предложенных патентообладателем в заявлении о предоставлении открытой лицензии условиях, но и самого этого заявления. В настоящее время сведения о заключенных лицензиаром лицензионных договорах независимо от оснований их заключения подлежат внесению в Государственный реестр в силу прямого указания п. 2 ст. 1439 ГК.
За подачу заявления об открытой лицензии и публикацию в официальном бюллетене сведений об открытой лицензии установлена патентная пошлина (код 1.6.0) в размере 0,2 минимального размера оплаты труда (Положение о патентных пошлинах на селекционные достижения). Документ об уплате этой пошлины представляется вместе с заявлением об открытой лицензии или в течение одного месяца начиная с даты поступления заявления в Госкомиссию.
3. В пункте 1 комментируемой статьи юридически более точно определены условия, на которых лицензиар готов заключить лицензионные договоры с любым заинтересованным лицом. В части 1 ст. 19 Закона о селекционных достижениях речь шла только об "обусловленных в заявлении платежах", т.е. по существу о вознаграждении за предоставление права использования селекционного достижения, тогда как вопросы о способах использования селекционного достижения и других условиях лицензионного договора оставались открытыми.
Опубликованное в официальном бюллетене заявление лицензиара о предоставлении любому лицу права использования селекционного достижения должно рассматриваться как публичная оферта, т.е. адресованное неопределенному кругу лиц предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение (оферента), заключить лицензионный договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК). Следовательно, упоминаемые в абз. 3 п. 1 комментируемой статьи "условия, на которых право использования селекционного достижения может быть предоставлено любому лицу" представляют не что иное, как существенные условия лицензионного договора, т.е. условия о его предмете и о способах использования селекционного достижения (п. 6 ст. 1235 ГК).
Иное понимание содержания указанных условий несовместимо с механизмом заключения лицензионного договора на основе акцепта публичной оферты ("патентообладатель обязан заключить с лицом, изъявившим желание использовать... селекционное достижение, лицензионный договор..."), т.к. акцепт должен быть полным и безоговорочным, а обсуждение потенциальным лицензиатом условий лицензионного договора с лицензиаром должно рассматриваться как отказ от акцепта и новая оферта (ст. 443 ГК).
Публичный характер предложения о предоставлении любому заинтересованному лицу права использования селекционного достижения на предложенных в заявлении об открытой лицензии условиях обеспечивается, кроме того, нормой абз. 4 п. 2 комментируемой статьи, в соответствии с которой в официальном бюллетене подлежат опубликованию и сведения об отзыве заявления об открытой лицензии.
4. Поскольку "открытость" лицензии означает согласие лицензиара заключить лицензионный договор с любым лицом, изъявившим желание использовать селекционное достижение на предлагаемых условиях, то соответствующий лицензионный договор может заключаться только на условиях простой лицензии, т.е. с сохранением за лицензиаром права предоставления аналогичных прав и "любому" другому лицензиату (п. 1 ст. 1236 ГК).
Включенное в абз. 3 п. 1 комментируемой статьи указание на неисключительный характер лицензии придает нормативную силу одному из важнейших условий предоставления открытой лицензии.
5. Важнейшим и наиболее привлекательным для лицензиара последствием объявления об открытой лицензии является уменьшение размера пошлины за поддержание патента. При этом как размер, так и срок возникновения у лицензиара права на уплату уменьшенной пошлины, предусмотренные абз. 2 п. 1 комментируемой статьи, не изменились по сравнению с ранее действовавшим законодательством (ч. 3 ст. 19 Закона о селекционных достижениях).
6. Освобождение патентообладателя, выступившего с заявлением о предоставлении открытой лицензии, от уплаты половины пошлины за поддержание патента, на первый взгляд не зависит от того, воспользуется ли кто-нибудь соответствующим заявлением и будет ли заключен хоть один лицензионный договор на предложенных лицензиаром условиях.
В отличие от ранее действовавшего законодательства (ч. 4 ст. 19 Закона о селекционных достижениях), допускавшего отзыв заявления об открытой лицензии по инициативе лицензиара, но при обязательном согласии всех лицензиатов, в соответствии с абз. 1 п. 2 комментируемой статьи (вслед за ст. 1368 ГК) возможность отзыва соответствующего заявления целиком зависит от усмотрения самого лицензиара. Более того, возможность отзыва заявления об открытой лицензии по истечении двух лет со дня публикации в "Официальном бюллетене" сведений об этой лицензии сформулирована в комментарии как безусловное право патентообладателя, воспользоваться которым он может исключительно по своему усмотрению, независимо от того, изъявил ли кто-либо желание использовать селекционное достижение на предложенных условиях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, если по истечении указанного срока заявление не будет отозвано, оно будет продолжать действовать в течение всего срока действия исключительного права на селекционное достижение, а патентообладатель, в свою очередь, будет в течение всего этого срока пользоваться льготой по оплате пошлины за поддержание патента.
Однако приведенное толкование не соответствует правилам абз. 2 и 3 п. 2 комментируемой статьи, предписывающим доплату лицензиаром пошлины за поддержание патента, размер которой (определяемый продолжительностью срока, за который следует доплата) зависит от того, были ли до отзыва лицензиаром заявления об открытой лицензии заключены лицензионные договоры или никто не изъявил желание использовать селекционное достижение на предложенных в заявлении условиях.
В абзаце 2 п. 2 комментируемой статьи не вполне корректно обозначено начало отсчета срока, за который патентообладатель обязан доплатить патентную пошлину за поддержание патента до полного размера. Поскольку право на льготу по оплате пошлины возникает не со дня "публикации сведений об открытой лицензии", а "начиная с года, следующего за годом публикации" (абз. 2 п. 1 комментируемой статьи), то и необходимость доплаты может увязываться только с этим последним сроком, а не с тем сроком, на который указывается в абз. 2 п. 2 комментируемой статьи, т.к. в это время "льгота" еще не действовала и патентообладатель обязан был уплачивать пошлину за поддержание патента в полном объеме.
За подачу заявления о прекращении действия открытой лицензии и публикацию в официальном бюллетене сведений о прекращении действия открытой лицензии установлена патентная пошлина (код 1.7.0) в размере 0,2 минимального размера оплаты труда (Положение о патентных пошлинах на селекционные достижения). Документ об уплате этой пошлины представляется вместе с заявлением о прекращении действия открытой лицензии или в течение одного месяца начиная с даты поступления заявления в Госкомиссию.