Файл: ГК_4_комм_Трахтенгерц_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4164

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9. Нельзя также не отметить, что распоряжение исключительным правом на товарный знак может осуществляться по договору коммерческой концессии (гл. 54 ГК).


Статья 1490. Форма и государственная регистрация договоров о распоряжении исключительным правом на товарный знак


Комментарий к статье 1490


1. В отличие от положений ранее действовавшего законодательства, п. 1 комментируемой статьи содержит правило о форме договоров об отчуждении исключительного права, лицензионных договоров, а также других договоров, посредством которых осуществляется распоряжение исключительным правом на товарный знак. Относительно таких договоров предусматривается письменная форма, а также последующая регистрация в уполномоченном органе. Этим органом назван федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

2. Несоблюдение требования о государственной регистрации договора об отчуждении исключительного права на товарный знак либо договора о предоставлении другому лицу права использования товарного знака влечет в соответствии с п. 6 ст. 1232 ГК недействительность договора. Аналогичные последствия наступают при несоблюдении требования о государственной регистрации перехода исключительного права без договора - такой переход будет считаться несостоявшимся.

3. Порядок государственной регистрации договоров устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

Для начала процесса регистрации договора правообладатель должен представить в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявление в соответствующей форме, к которому прилагается определенное количество экземпляров регистрируемого договора. Требование о предоставлении нескольких экземпляров обусловлено тем, что один из них в качестве контрольного остается в регистрирующем органе, а остальные с соответствующими отметками возвращаются сторонам. По установленному порядку заявления о регистрации, а также прилагаемые к ним договоры рассматриваются в течение 2 месяцев с даты их поступления. В процессе рассмотрения заявления и договоров проверяются правомочия лица, передающего право, т.е. устанавливается, является ли он законным владельцем товарного знака - предмета договора отчуждения или лицензии. Кроме того, проверяется наличие указания на вторую сторону - приобретателя исключительного права на товарный знак или лицензиата. Немаловажной является и проверка правильности указания предмета договора, в частности номера свидетельства на товарный знак. Устанавливается также, правильно ли указан вид распоряжения товарным знаком, поскольку зачастую указывается, что право на товарный знак отчуждается, но стороны включают в договор условие о сроке такого отчуждения, территории использования товарного знака и т.д., что характерно для лицензионного договора. Далее проверяется соотношение вида передачи прав с тем объемом прав, который передается по договору. То есть в отношении, например, лицензионных договоров устанавливается, является ли лицензия неисключительной (по ней за правообладателем остается значительный объем прав) либо исключительной (по ней правообладатель лишается возможности предоставлять лицензии третьим лицам, а иногда и самостоятельно использовать товарный знак).


При рассмотрении лицензионных договоров проверяется также срок действия лицензии и ее территория. Как и в договоре об отчуждении исключительного права на товарный знак, так и в лицензионном договоре предметом договорных отношений может быть передача или предоставление права пользования товарным знаком в отношении только части товаров или услуг, для которых товарный знак зарегистрирован. Следовательно, в процессе экспертизы договоров проверяется и это условие.

К заявлению о регистрации договора должен быть приложен документ об уплате. Если в рамках одного договора предоставляется право на несколько товарных знаков, то размер пошлины рассчитывается исходя из их количества.

В случаях установления несоответствия договора, заявления или иных прилагаемых к заявлению документов требованиям законодательства правообладателю направляется запрос, содержащий предложение устранить выявленные недостатки. При своевременном их устранении договор регистрируется. В случае же, когда выявленные недостатки не могут быть устранены (например, в договоре указывается еще не зарегистрированный товарный знак, по заявке на товарный знак уже принято решение о регистрации, но товарный знак еще не включен в Реестр и номер ему не присвоен), в регистрации договора отказывается.

Очевидно, что в период действия того или иного лицензионного договора может возникнуть необходимость внести в него какие-либо изменения или дополнения. Согласно общим положениям Гражданского кодекса, относящимся к гражданско-правовым договорам, такая возможность имеется в отношении уже зарегистрированных лицензионных договоров. При наличии волеизъявления сторон могут быть изменены и подлежат последующей регистрации изменения лицензионного договора, касающиеся в том числе: определения сторон (если, например, у одной из них изменилась организационно-правовая форма); предмета договора (изначально лицензия предоставлялась в отношении двух товарных знаков, а теперь в отношении одного); вида передачи товарного знака (например, когда лицензионный договор меняется на договор об отчуждении исключительного права); объема передаваемых прав (например, меняется срок лицензии).

Заявления о регистрации изменений рассматриваются в течение 2 месяцев и в случае установления их соответствия требованиям законодательства регистрируются. Сторонам сообщается о регистрации изменений соответствующим уведомлением.

4. Как и любые другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, сведения о регистрации всех договоров вносятся в Государственный реестр товарных знаков Российской Федерации, а также публикуются в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.


Статья 1491. Срок действия исключительного права на товарный знак



Комментарий к статье 1491


1. Гражданским кодексом, как и ранее действовавшими законодательными актами, устанавливается, что исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет. При этом срок исчисляется не с момента регистрации товарного знака, а с даты подачи заявки на государственную регистрацию.

Уместно отметить, что подобное исчисление срока действия регистрации товарного знака (или срока действия исключительного права на товарный знак) не является общепринятым. В ряде зарубежных стран, в т.ч. и в республиках, входивших в состав СССР, срок действия исключительного права на товарный знак исчисляется с момента его внесения в реестр товарных знаков.

Пошлина за регистрацию товарного знака и, соответственно, за его правовую охрану оплачивается один раз в 10 лет. Иными словами, у правообладателя нет необходимости оплачивать ежегодные пошлины для поддержания товарного знака в силе, как это предусмотрено, например, для патентов на изобретения. Кроме того, срок действия исключительного права на товарный знак (в терминологии ранее действовавшего законодательства - регистрации товарного знака) может быть продлен неограниченное количество раз.

Закон не обязывает федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности осуществлять контроль за своевременностью продления срока действия исключительного права на товарный знак. В связи с этим правообладатель должен самостоятельно отслеживать сроки продления.

2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет условия продления срока действия исключительного права на товарный знак. В частности, указано на обязательность подачи правообладателем соответствующего заявления. Такое заявление может быть подано лишь в определенный период действия исключительного права - в последний (т.е. десятый) год действия права либо в течение 6 месяцев с момента истечения срока его действия. Однако в этом случае подача заявления и ходатайства должна сопровождаться уплатой дополнительной пошлины.

Согласно установленному порядку в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности правообладателем или от имени правообладателя товарного знака подается заявление в письменной форме с просьбой продлить срок действия регистрации товарного знака на следующие 10 лет.

К заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату соответствующей пошлины, а если испрашивается льготный срок - документ, подтверждающий уплату пошлины за его предоставление. Комментируемая статья не содержит указания на необходимость уплаты пошлины за продление срока действия исключительного права на товарный знак. О том, что такая пошлина должна быть, можно сделать вывод, основываясь на положениях ст. 1249 ГК: "перечень иных, кроме указанных в пункте 1 настоящей статьи, юридически значимых действий, за совершение которых взимаются патентные и иные пошлины, их размеры, порядок и сроки уплаты... устанавливаются Правительством Российской Федерации".


Представляется необходимым отметить, что положение Гражданского кодекса о возможности предоставления льготного периода для продления срока действия исключительного права на товарный знак соответствует нормам, содержащимся в ст. 5 bis Парижской конвенции, которые устанавливают, что в странах Союза должен предусматриваться льготный срок для уплаты пошлины за продление срока действия объекта промышленной собственности не менее 6 месяцев, при этом страны - участницы Парижской конвенции могут увеличить такой срок.

3. Согласно п. 3 комментируемой статьи сведения о продлении срока действия исключительного права вносятся в Государственный реестр товарных знаков, а также в свидетельство на товарный знак. При этом важно отметить, что свидетельство на товарный знак не является документом, который должен быть направлен в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности для фиксации продления срока действия исключительного права, поскольку правообладателю выдается приложение к свидетельству, содержащее сведения о продлении этого срока.


3. Государственная регистрация товарного знака


Статья 1492. Заявка на товарный знак


Комментарий к статье 1492


1. Государственная регистрация товарного знака выступает результатом экспертизы заявленного обозначения при соблюдении ряда сопровождающих условий, а заявка на товарный знак представляет собой документ, с которого начинается многоэтапный процесс регистрации товарного знака и который содержит волеизъявление лица на проверку соответствия обозначения требования законодательства о товарных знаках, т.е. экспертизу заявленного обозначения с целью получить исключительное право на товарный знак.

2. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает лиц, которые могут быть субъектами права на товарный знак (см. подробнее комментарий к ст. 1478).

3. Детальное регламентирование порядка подачи заявки и все требования к ней будут содержаться в Административном регламенте ТЗ, который после утверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, будет зарегистрирован в установленном порядке. В настоящее время такое детальное регламентирование содержится в Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденных Приказом Роспатента от 05.03.2003 N 32.

Проектом Административного регламента ТЗ, так же как и Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, предусматривается, что заявка на товарный знак должна предоставляться в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности непосредственно либо направляться почтой. Возможно представление заявки по факсу. Обязательно должны быть представлены оригиналы документов заявки. Срок их представления составляет один месяц с даты направления материалов по факсу. Предполагается, что материалы должны сопровождаться идентифицирующим письмом. В случае соблюдения указанного требования датой подачи заявки будет считаться дата поступления материалов по факсу. При его несоблюдении материалы, переданные по факсу, считаются непоступившими. Возможны ситуации, когда часть "факсовых" материалов не читается. Эта часть будет считаться поступившей на дату подачи оригинала заявки. В зависимости от того, что представляет собой эта часть (что это за документы), будут наступать те или иные правовые последствия.


4. В отличие от ранее действовавшего законодательства, предусматривается возможность подписания заявки как самим заявителем, так и патентным поверенным или иным представителем заявителя. В случае подачи заявки от имени иностранного лица должна быть обеспечена возможность ведения делопроизводства на русском языке с теми, кто ориентируется в национальном законодательстве и находится на территории Российской Федерации. Кроме того, необходимость ведения дел иностранных заявителей только через зарегистрированных в Российской Федерации патентных поверенных прямо предусмотрена законодательством.

5. Кодекс не содержит запрета на представительство по заявке несколькими лицами (в т.ч. патентными поверенными) одновременно. Практика показывает, что достаточно часто в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности представляются доверенности, в которых в качестве представителя (патентного поверенного) указывается несколько лиц, любое из которых вправе вести дела заявителя. Вместе с тем не следует забывать о необходимости согласованности их действий в целях наиболее эффективной защиты интересов заявителя.

6. Закон не допускает подачи одной заявки в отношении нескольких товарных знаков. Даже при незначительных отличиях заявляемых обозначений необходимо оформлять несколько заявок на регистрацию, поскольку эти обозначения являются разными товарными знаками. Невозможна подача одной заявки на несколько вариантов одного товарного знака. Вместе с тем следует иметь в виду, что, например, одновременное размещение слова, выполненного на русском языке, и его транслитерации буквами латинского языка ("стол" и "stol") рассматривается как один товарный знак.

7. Кодекс не содержит требования обязательного оформления заявки на регистрацию товарного знака на специальном бланке, однако в качестве одного из приложений к действующим в настоящее время Правилам составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания и к проекту Административного регламента ТЗ дается образец бланка заявки. Именно на таком бланке (типографском или компьютерной распечатке) подается заявка на регистрацию товарного знака.

8. Установленный комментируемой статьей перечень тех сведений, которые должны содержаться в подаваемой заявке, имеет важное значение, поскольку отсутствие даже одного из них может повлечь серьезные последствия, во-первых, для заявки, во-вторых, для объема будущей правовой охраны товарного знака и, соответственно, содержания исключительного права на товарный знак. Например, в некоторых случаях невозможно будет установить приоритет товарного знака по дате подачи заявки на товарный знак, а это повлияет на определение даты возникновения правовой охраны и, соответственно, возникновения исключительного права на товарный знак.