ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 4197
Скачиваний: 1
5. С развитием информационных технологий появилась также возможность ознакомления с материалами заявки в сети Интернет, на сайте федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Причем доступ к материалам заявки является свободным - бесплатным.
Статья 1494. Приоритет товарного знака
Комментарий к статье 1494
1. С датой приоритета связаны важные правовые последствия. С этой даты исчисляется срок действия исключительного права на товарный знак. Она принимается во внимание при проведении экспертизы заявляемого обозначения, при определении "старшинства" прав на сравниваемые обозначения (товарные знаки).
2. В соответствии с п. 1 рассматриваемой статьи приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
3. Гражданский кодекс предусматривает для заявителя возможность подачи так называемой выделенной заявки: в соответствии с п. 2 ст. 1502 ГК в период проведения экспертизы заявки на товарный знак заявитель вправе - до принятия по ней решения - подать на то же самое обозначение выделенную заявку. В отношении таких заявок п. 2 комментируемой статьи рассматривает только вопрос приоритета товарного знака по выделенной заявке. Он устанавливается по дате приоритета первоначальной заявки, т.е. той заявки, из которой было произведено выделение.
Следует иметь в виду, что в случае, если приоритет товарного знака по первоначальной заявке устанавливается в соответствии с положениями ст. 1495 ГК (т.е. если речь шла о конвенционном или выставочном приоритете), заявитель также имеет право на установление приоритета по выделенной заявке (см. комментарий к этой статье).
Статья 1495. Конвенционный и выставочный приоритет товарного знака
Комментарий к статье 1495
1. Статьей 4 Парижской конвенции предусмотрено, что любое лицо, надлежащим образом подавшее заявку на товарный знак в одной из стран Союза, или правопреемник этого лица пользуется для подачи заявки в других странах правом приоритета в течение 6 месяцев с даты подачи этой заявки.
Таким образом, возможность испрашивания конвенционного приоритета, предусмотренная п. 1 комментируемой статьи, основана на положениях Парижской конвенции. Предоставление права испрашивать конвенционный приоритет обеспечивает достаточно широкие возможности для заявителя, т.к., подав заявку в одной из стран-участниц, он имеет в распоряжении срок для защиты своих прав в других странах, являющихся участницами Парижской конвенции.
2. Важно также иметь в виду, что заявляемые обозначение и перечень должны соответствовать обозначению и перечню товаров и услуг, содержащимся в первой заявке; при этом допускается подача заявки, содержащей (по сравнению с первой заявкой) сокращенный перечень товаров и услуг.
3. Статья 11 Парижской конвенции предусматривает еще одну льготу для заявителей - возможность использовать так называемый выставочный приоритет. В соответствии с указанной статьей страны-участницы обязаны предоставлять временную охрану товарным знакам, сопровождающим товары, экспонируемые на официально признанных международных выставках, проводимых на территории любой страны - участницы Парижской конвенции. При этом временная охрана может обеспечиваться различными средствами, в т.ч. путем предоставления выставочного приоритета, который устанавливается по дате начала открытого показа экспоната на выставке.
Основываясь на положениях ст. 11 Парижской конвенции, Гражданский кодекс предоставляет соответствующую возможность для заявителей, подающих заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
4. Для правильного применения норм, касающихся предоставления выставочного приоритета, необходимо в первую очередь определить, какие выставки являются официальными или официально признанными международными. В этой связи необходимо обратиться к Конвенции о международных выставках 1928 г., согласно ст. 1 которой "рассматривается как международная официальная или официально признанная выставка всякий показ, каково бы ни было его наименование, к участию в котором другие страны приглашаются дипломатическим путем, который имеет в качестве общего правила непериодический характер, главная цель которого состоит в выявлении успехов, достигнутых различными странами в одной отрасли или нескольких отраслях производства и во время которого по существу при входе в помещение выставки не делается никакого различия между покупателями или посетителями".
5. Как и при испрашивании конвенционного приоритета, при испрашивании выставочного приоритета необходимо представить документ, подтверждающий показ товаров, маркированных товарным знаком на выставке. Такой документ должен подтверждать статус выставки как официальной или официально признанной международной, организованной на территории страны - участницы Парижской конвенции. Он должен содержать наименование лица, экспонировавшего товары, обозначение, которым они маркировались, перечень тех товаров, которые маркировались этим обозначением, и дату начала открытого показа товаров (экспонатов) на выставке. Указанный документ подписывается уполномоченным лицом соответствующей выставки (см. комментарий к ст. 1492).
6. Что касается порядка испрашивания выставочного приоритета, то он совпадает с порядком, предусмотренным для приоритета конвенционного.
7. Предусмотренная п. 4 комментируемой статьи возможность установления приоритета по дате международной регистрации товарного знака в соответствии с международными договорами Российской Федерации основывается на положениях п. 2 ст. 4 Мадридского соглашения и п. 2 ст. 4 Протокола к Мадридскому соглашению (и, соответственно, на установленных ими условиях).
Статья 1496. Последствия совпадения дат приоритета товарных знаков
Комментарий к статье 1496
Комментируемая статья устанавливает порядок разрешения достаточно часто встречающихся на практике ситуаций, когда в отношении одного и того же обозначения и в отношении тождественных товаров и услуг одновременно подают заявки либо два различных, либо один и тот же заявитель.
Поскольку товарный знак, предназначенный для индивидуализации тождественных товаров, не может быть зарегистрирован на имя двух различных заявителей, а также принимая во внимание то обстоятельство, что на имя одного лица не могут быть зарегистрированы два или более тождественных товарных знака, предназначенных для индивидуализации тождественных товаров, Гражданским кодексом предусматривается, что заявители (заявитель) должны самостоятельно определить, по какой заявке должно быть продолжено делопроизводство. При этом на решение данного вопроса заявителям (заявителю) предоставляется достаточно длительный срок - 6 месяцев, который может быть продлен.
В случае же, если федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение этого срока не будет уведомлен о решении заявителей (заявителя), обе заявки признаются отозванными в соответствии с установленным порядком.
Статья 1497. Экспертиза заявки на товарный знак и внесение изменений в документы заявки
Комментарий к статье 1497
1. Важный момент, содержащийся в рассматриваемой статье, - установление двухэтапной экспертизы, состоящей из формальной экспертизы и экспертизы заявленного обозначения. Содержание этих двух этапов экспертизы отражено в ст. ст. 1498 и 1499 ГК; в комментируемой же статье содержатся установления, относящиеся как к формальной экспертизе, так и к экспертизе заявленного обозначения.
2. Заявитель может подавать дополнительные материалы по заявке как по собственной инициативе, так и по инициативе патентного ведомства, которая может выражаться в направлении заявителю писем, запросов или уведомлений.
При поступлении дополнительных материалов, представленных заявителем по собственной инициативе или по запросу Роспатента и принятых к рассмотрению, проверяется, не изменяют ли они заявку по существу.
Дополнительные материалы признаются изменяющими заявку по существу в двух случаях. Во-первых, если они затрагивают восприятие заявленного обозначения в целом или его основных (т.е. занимающих доминирующее положение и влияющих на восприятие обозначения в целом) элементов. К таким изменениям, в частности, относятся: включение в обозначение или исключение из него словесного либо основного изобразительного элемента; фонетическое или смысловое изменение основного словесного элемента; графическое или смысловое изменение основного изобразительного элемента или влияющего на восприятие обозначения сочетания цветов. Во-вторых, если они содержат дополнение перечня товаров и услуг товарами и услугами, не указанными в заявке.
В случае признания дополнительных материалов изменяющими заявку по существу заявителю до принятия решения о государственной регистрации или об отказе в регистрации товарного знака сообщается (в очередном направляемом ему документе экспертизы) о том, какие из включенных в дополнительные материалы сведений послужили основанием для такого вывода экспертизы.
3. Следует обратить внимание на то, что изменения, предусмотренные п. 3 статьи, могут вноситься до государственной регистрации товарного знака, а не до принятия решения по заявке, как это предусмотрено для изменений, вносимых в соответствии с п. 2 комментируемой статьи.
4. Рассматривая положения п. 3 комментируемой статьи, нельзя не остановиться на порядке, в соответствии с которым осуществляется передача права на заявку - уступка заявки.
Так, в случае уступки заявки иному лицу заявитель подает в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности соответствующее заявление, содержащее сведения о правопреемнике и подписанное заявителем и правопреемником.
Следуя положениям Договора о законах по товарным знакам, допускается также подписание упомянутого заявления только заявителем. Однако в этом случае необходимо представить подтверждающий передачу права документ, подписанный как заявителем, так и правопреемником. Заявление об уступке заявки должно сопровождаться уплатой соответствующей пошлины.
Датой перехода права на заявку является дата направления заявителю и правопреемнику соответствующего уведомления о внесении изменений в материалы заявки.
5. При изменении наименования заявителя - юридического лица или имени (включая фамилию, имя или отчество) заявителя - индивидуального предпринимателя, в т.ч. в связи с универсальным правопреемством, заявителем предоставляется соответствующее заявление, а также документ об уплате пошлины за внесение изменений в материалы заявки. О необходимости представления документа, подтверждающего эти изменения, заявитель уведомляется только в случае возникновения обоснованных сомнений в отношении достоверности любого указания, содержащегося в заявлении и (или) в любом представленном документе.
В случае передачи своего права на регистрацию иному лицу заявитель подает заявление о внесении в заявку соответствующего изменения. Если выполнены все установленные требования, заявителю направляется решение о внесении в материалы заявки сведений об изменении заявителя. Вся дальнейшая переписка ведется с новым заявителем.
В случае несоблюдения установленных требований заявитель и (или) его правопреемник уведомляются о необходимости уточнить и (или) исправить представленные документы или о невозможности внесения в материалы заявки записи об изменении заявителя с приведением соответствующих доводов.
6. Отметим также, что пошлины уплачиваются и в случае подачи заявления об исправлении очевидных и технических ошибок.
7. Как следует из п. 4 статьи, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вправе запрашивать у заявителя дополнительные материалы, если без них проведение экспертизы невозможно. Так, в запросе формальной экспертизы может содержаться требование о представлении недостающих материалов заявки, в т.ч. документа об уплате пошлины за подачу заявки или уплате дополнительной пошлины в случае ее некорректного расчета. На этапе экспертизы заявленного обозначения запрос может содержать требование о корректировке перечня товаров и услуг заявки, представлении подтверждения полномочия представителя или уточнении вопросов, связанных с выявлением сходных товарных знаков.
Действующими в настоящее время Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания и проектом Административного регламента ТЗ достаточно подробно регламентируются порядок и условия продления срока ответа заявителя на запрос экспертизы. Установлено, что ходатайство о продлении срока представляется в двухмесячный срок со дня получения заявителем запроса или копий материалов, указанных в запросе экспертизы, если они были запрошены заявителем в пределах месяца со дня получения запроса. При рассмотрении поступившего ходатайства, которое должно быть осуществлено в течение месяца с даты поступления, проводится проверка его соответствия установленным требованиям. Если ходатайство подано с соблюдением установленных требований, заявитель уведомляется о продлении срока представления запрашиваемых материалов. Продление осуществляется на срок, указанный в ходатайстве и исчисляемый со дня истечения установленного срока представления запрашиваемых материалов. Однако он не может превышать 6 месяцев.
Если в ходатайстве срок продления не указан, то он продлевается на один месяц. Аналогичный порядок действует и в том случае, если ходатайство подавалось неоднократно. Продление срока ответа на запрос экспертизы на срок свыше 6 месяцев не допускается. Срок представления запрашиваемых материалов не определяется, если: ходатайство оформлено с нарушением установленных требований или документ, подтверждающий уплату пошлины за продление срока, к ходатайству не приложен или сумма уплаченной пошлины не соответствует установленному размеру. Заявитель уведомляется об отказе в продлении срока. Также подробно Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания и проектом Административного регламента ТЗ регламентируются порядок и условия признания заявки отозванной на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.