Файл: ГК_4_комм_Маковский_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3210

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объекты, в отношении которых предоставляется охрана в силу Парижской конвенции, - это "патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции" (п. 2 ст. 1). Этот замкнутый перечень охраняемых объектов требует пояснений:

- в действительности охрана должна предоставляться в отношении не "фирменного наименования" (как ошибочно сказано в ст. 8 официального русского текста Конвенции), а "коммерческого обозначения" (le nom commercial). Последнее должно охраняться во всех участвующих в Конвенции государствах "без обязательной подачи заявки или регистрации", что неосуществимо в России в отношении фирменных наименований (см. абз. 2 п. 4 ст. 54 ГК);

- Конвенция обязывает все участвующие в ней государства обеспечить защиту от недобросовестной конкуренции, но вытекающее из этого право "на пресечение недобросовестной конкуренции" представляет собой лишь право на защиту от неправомерного поведения, а не право на промышленную собственность как на интеллектуальный продукт, на его использование, которое правообладатель может разрешать или запрещать другим лицам.

Субъекты, которым предоставляется охрана, в Парижской конвенции не только не определены, но в отношении прав на некоторые охраняемые объекты промышленной собственности даже не названы. В отношении технических решений (и то в некоторых случаях не всех) в Конвенции используются (но не определяются) понятия "патентообладатель" (подп. 1 и 4 п. "A" ст. 5, ст. 5.ter, ст. 5.quater) или "владелец патента" (п. 2 ст. 12), в отношении товарных знаков - "владелец товарного знака" (подп. 2 п. "C" ст. 5, ст. 6.septies). Указаний на то, кому принадлежит право на коммерческое обозначение или наименование места происхождения товара, в Парижской конвенции нет.

Путем сопоставления разных положений Парижской конвенции, отталкиваясь от противного, используя некоторые ее положения по аналогии, можно прийти к выводу, что субъектами прав на охраняемые Конвенцией объекты промышленной собственности могут быть физические или юридические лица, занимающиеся изготовлением, производством или сбытом продуктов, которые в договаривающемся государстве имеют право на законную охрану (см., в частности, п. 1 ст. 9 и п. 2 ст. 10). Такой весьма общий вывод имеет объяснение: во-первых, Конвенция, как правило, имеет дело с объектами, охрана которым в каждом случае предоставляется на основании индивидуального акта органа власти, и, во-вторых, Конвенция исходит из оборотоспособности прав на эти объекты. Не случайно в единственной норме Парижской конвенции, в которой фигурирует вполне конкретный правообладатель - изобретатель, речь идет о личном неимущественном праве (ст. 4.ter; ср. ст. 1347, п. 1 ст. 1394 ГК). В остальном определение обладателей прав на охраняемые объекты промышленной собственности Конвенция оставляет национальному законодательству.


Предоставление национального режима предусмотрено в Парижской конвенции в качестве одного из ее важнейших положений: "В отношении охраны промышленной собственности граждане" каждого государства - участника Конвенции пользуются во всех других участвующих в ней государствах "теми же преимуществами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены впоследствии соответствующими законами собственным гражданам... Исходя из этого, их права будут охраняться так же, как и права граждан своей страны, и они будут пользоваться теми же законными средствами защиты от всякого посягательства на их права, если при этом соблюдены условия и формальности, предписываемые собственным гражданам" (п. 1 ст. 2).

Последнее "если..." вносит в понятие национального режима, предоставления которого требует Парижская конвенция, очень существенный элемент, которого нет в Бернской и Римской конвенциях и в большинстве других подобных конвенций, - необходимость для иностранных граждан и юридических лиц соблюдать все условия и правила получения соответствующего патента, установленные в государстве, где испрашивается охрана.

Права, предоставляемые в силу Конвенции. В приведенной выше норме Парижской конвенции о национальном режиме (п. 1 ст. 2) сказано также, что предоставление иностранцам права пользоваться "теми же преимуществами", какими пользуются собственные граждане, осуществляется "без ущемления [sans prejudice] прав, специально предусмотренных настоящей Конвенцией".

Парижская конвенция не содержит общих определений или характеристик прав, предоставляемых в отношении названных в ней "объектов охраны". Лишь косвенным образом ее нормы указывают на то, что патентом, в том числе на изобретение, "предоставляется исключительное право" (подп. 2 п. "A" ст. 5), а владельцу товарного знака принадлежит "исключительное право изготовления или продажи... продуктов, снабженных... знаком" (п. 1 ст. 6.quater). Что же касается "прав, специально предусмотренных Конвенцией", то они предусмотрены в Парижской конвенции главным образом как нормы о защите правообладателя от ограничений или нарушений его прав, которую должны обеспечить договаривающиеся государства, причем далеко не все эти нормы являются правилами гражданского права (см., например, статьи 9, 10 и 10.ter).

Ограничения предоставляемой охраны, предусмотренные в Парижской конвенции, немногочисленны, но весьма конкретны и для содержания предоставляемых прав существенны. Так, договаривающимся государствам разрешается предусматривать в своем законодательстве "выдачу принудительных лицензий для предотвращения злоупотреблений" исключительным правом из патента, а если выдача такой лицензии окажется недостаточной, то и "лишение прав на патент" (подп. 2 и 3 п. "A" ст. 5). Кроме того, Конвенция определяет условия выдачи принудительной лицензии в случаях неиспользования патента (подп. 4 п. "A" ст. 5; ср. ст. 1239, 1362 и 1405 ГК). Подробно регламентировано в Конвенции запрещение использования в договаривающихся государствах в качестве товарных знаков их "государственных эмблем" и официальных "знаков и клейм контроля" (ст. 6.ter; ср. п. 2 ст. 1483 ГК).


8. Предоставление правовой охраны селекционным достижениям предусмотрено Международной конвенцией по охране новых сортов растений (далее - Конвенция о новых сортах растений, Конвенция UPOV).

Конвенция разработана Международным союзом по охране новых сортов растений (UPOV) - независимой межправительственной организацией и принята в Париже 2 декабря 1961 г. Конвенция трижды пересматривалась <1>. В редакции 1991 г. она вступила в силу 24 апреля 1998 г. В Конвенции, имея в виду все ее редакции, участвуют свыше 60 государств.

--------------------------------

<1> Дополненные и пересмотренные редакции Конвенции о новых сортах растений принимались в Женеве 10 ноября 1972 г., 23 октября 1978 г. и 19 марта 1991 г. Далее, если специально не оговаривается иное, имеется в виду эта Конвенция в редакции 1991 г.


Россия присоединилась к Конвенции о новых сортах растений на основании Постановления Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. <1>, и для России она вступила в силу также 24 апреля 1998 г.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1577 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции по охране новых сортов растений" // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5819.


Конвенция о новых сортах растений принята на английском, французском и немецком языках, причем в случае расхождения между этими текстами предпочтение отдается французскому тексту (п. 1 ст. 41). Официальный текст на русском языке подготовлен в соответствии с п. 2 ст. 41 Конвенции <1>.

--------------------------------

<1> Публикация UPOV N 221 (R). Женева, 1992.


Основные положения Конвенции о новых сортах растений состоят в следующем.

Объекты, в отношении которых предоставляется охрана, определены в Конвенции о новых сортах растений через понятие "сорт", которому, в свою очередь, дано определение (п. VI ст. 1; ср. п. 1 и 2 ст. 1412 ГК) и указание на то, к каким "растительным родам и видам" каждое договаривающееся государство обязано применять Конвенцию (ст. 3). Кроме того, поскольку новым сортам растений (так же как техническим решениям - изобретениям и др.) правовая охрана предоставляется каждому индивидуально, на основании особого акта государственной власти, в Конвенции определены критерии охраноспособности новых сортов растений (п. 1 ст. 5, ст. 6 - 9; ср. ст. 1413 ГК).

Субъекты, которым предоставляется охрана, определены в Конвенции о новых сортах растений значительно полнее. Кроме самого селекционера - "лица, которое создало, выявило или вывело новый сорт", - понятием "селекционер" в Конвенции также охватываются:

- наниматель селекционера или лицо, давшее разрешение на его работу, в случаях, предусмотренных законодательством договаривающегося государства;

- правопреемник самого селекционера или кого-либо из указанных лиц (п. IV ст. 1; ср. ст. 1410, 1420, п. 1 ст. 1421 ГК).

В этом определении лица, которому по Конвенции предоставляется охрана, не только проведено деление правообладателей на первичных и вторичных, но по существу заложена основа правового режима служебных селекционных достижений (см. ст. 1430 ГК).


Предоставление национального режима в Конвенции о новых сортах растений явно имеет прототипом соответствующую норму Парижской конвенции (п. 1 ст. 2): граждане договаривающегося государства и физические лица и юридические лица, имеющие на его территории местожительство или местонахождение, "пользуются на территории каждой другой договаривающейся стороны таким же правовым режимом, который предоставляется или может быть предоставлен впоследствии... ее собственным гражданам, в случае соблюдения указанными гражданами, физическими и юридическими лицами условий и формальностей, предписываемых собственным гражданам..." (п. 1 ст. 4 Конвенции о новых сортах растений).

Права, предоставляемые в силу Конвенции о новых сортах растений, упомянуты в ней, как и в Парижской конвенции (п. 1 ст. 2), в норме, предписывающей предоставление национального режима "без ущерба правам, оговоренным (specified) в настоящей Конвенции" (п. 1 ст. 4 Конвенции о новых сортах растений).

Для этих "оговоренных" прав Конвенция о новых сортах растений, в отличие от ее первоначального текста 1961 г. (ст. 9), не пользуется понятием "исключительное право", но она использует как равноценное ему понятие "право селекционера" (см. п. V ст. 1, п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 10, ст. 12 и др.), определяя объем этого права, т.е. содержание входящих в него правомочий (ст. 14; ср. ст. 1421 ГК), предусматривая исключения из этого права (ст. 15; ср. п. 1 - 3 ст. 1422 ГК), его исчерпание (ст. 16; ср. п. 6 ст. 1422 ГК) и срок действия (ст. 19; ср. ст. 1424 ГК).

Ограничения предоставляемой охраны, которые могут быть введены договаривающимися государствами, ограничены, в свою очередь, рядом норм Конвенции о новых сортах растений, адресованных государствам - участникам Конвенции. Во-первых, круг устанавливаемых в их законодательстве формальностей, от которых может зависеть предоставление права селекционера, ограничен формальностями и условиями, связанными с присвоением сорту названия, с подачей заявки в компетентный орган и с уплатой пошлин (п. 2 ст. 5). Во-вторых, возможность государства позволить фермерам свободно использовать сорт на своих собственных земельных участках (см. п. 2 ст. 15) ограничена указанием на то, что вводить такое свободное использование можно лишь "в разумных пределах и при условии соблюдения законных интересов селекционера" (ср. п. 4 ст. 1422 ГК). В-третьих, - и это главное - право селекционера не может зависеть "от любых мер", принимаемых участвующей в Конвенции страной "в целях регулирования на ее территории производства, сертификации и сбыта материала сорта либо вывоза или ввоза такого материала" (ст. 18).

Общее же правило заключается в том, что за исключением этих и других "специально оговоренных" в Конвенции случаев государство может "ограничивать свободное осуществление права селекционера только в силу причин, обусловленных общественными интересами" (п. 1 ст. 17).


9. При подготовке части четвертой ГК было необходимо обеспечить ее соответствие не только тем международным договорам в сфере интеллектуальной собственности, в которых Россия участвует, но и некоторым международно-правовым актам, участницей которых Россия не является.

Важнейшим из таких международных договоров является Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС), требования которого Российская Федерация должна выполнить в связи с намерением вступить во Всемирную торговую организацию.

Соглашение ТРИПС принято 15 апреля 1994 г. в Марракеше в качестве приложения 1C к Марракешскому соглашению о создании Всемирной торговой организации и вместе с ним вступило в силу 1 января 1995 г. Это Соглашение относится к числу наиболее сложных международных договоров в сфере интеллектуальной собственности и в то же время далеко от совершенства с точки зрения юридической техники (структуры, терминологии и т.п.).

Сложность Соглашения ТРИПС состоит прежде всего в том, что оно одновременно выполняет несколько функций. С одной стороны, Соглашение ТРИПС является для его участников своего рода "зонтичным" или "рамочным" международным договором, определяя и регулируя взаимоотношения между ними в связи с предписываемой обязательностью для них основных норм четырех других международных договоров: (1) Парижской конвенции, (2) Бернской конвенции, (3) Римской конвенции и (4) Договора об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем, принятого в Вашингтоне 26 мая 1989 г. (далее - Вашингтонский договор). Главное обязательство, которое в этом отношении налагает Соглашение ТРИПС, заключается в обязанности обеспечить предоставление национального режима, как он определен в названных международных договорах, с отдельными возможными изъятиями, указанными в самом Соглашении. При этом допускается предоставление более высокого уровня правовой охраны.

С другой стороны, само Соглашение ТРИПС устанавливает и содержит целый ряд материальных норм (в том числе гражданско-правовых), повторяющих, существенно дополняющих, а иногда и корректирующих положения названных выше четырех международных договоров. Этому посвящена основная часть Соглашения ТРИПС - его часть II "Стандарты в отношении наличия, объема и использования прав интеллектуальной собственности" (ст. 9 - 40). В числе этих "стандартов" нет правил о некоторых видах интеллектуальной собственности, охраняемых по Парижской конвенции (например, полезных моделей), но зато предоставляется охрана некоторым ее видам, в Парижской конвенции не названным (например, закрытой информации).

Помимо этого Соглашение ТРИПС содержит в частях III и IV целый ряд норм публично-правового характера (процессуальных, таможенных, иных административных и т.п.), направленных на создание в государствах - членах ВТО режима, обеспечивающего выполнение норм этого Соглашения и находящихся под его "зонтиком" других международных договоров.