Файл: ГК_4_комм_Маковский_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3371

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> Закон о товарных знаках не вполне последователен, с одной стороны, провозглашая "бессрочность" действия правовой охраны (п. 4 ст. 31), а с другой - устанавливая объективные основания для ее прекращения (п. 1 ст. 42.1).


Как и применительно к товарному знаку, в отношении наименования места происхождения товара в ГК устанавливается первоначальный срок охраны продолжительностью 10 лет с возможностью его продления каждый раз на 10 лет (п. 1 и 2 ст. 1531). При этом число продлений, очевидно, ограничивается сохранением возможности производить товар с указанными особыми свойствами. Кодекс сохранил предусмотренные Законом о товарных знаках (ст. 36) условия, порядок и последствия продления срока правовой охраны, отказавшись при этом от термина "срок действия свидетельства", неосновательно акцентировавшего внимание на формальной процедуре, обеспечивающей закрепление исключительного права за правообладателем, а не на существе и последствиях такого закрепления. В настоящее время действуют утвержденные Роспатентом в 2003 г. Правила продления срока действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара и внесения изменений в регистрацию и свидетельство <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Роспатента от 25 февраля 2003 г. N 23 // Российская газета. N 71. 2003. 12 апреля.


Государственная регистрация наименования

места происхождения товара

(статьи 1522 - 1534)


В отечественном правопорядке регистрация наименования места происхождения товара носит правоустанавливающий характер. Только на основании государственной регистрации как одного из предусмотренных законом оснований возникновения гражданских прав и обязанностей (подп. 2 п. 1 ст. 8 ГК) возникает исключительное право использования наименования места происхождения товара, обеспечивающее функцию индивидуализации товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Правоустанавливающий характер этой процедуры потребовал законодательного урегулирования основных положений о государственной регистрации (гл. 8 Закона о товарных знаках). На этом же принципиальном подходе основывается регулирование государственной регистрации наименования места происхождения товара и в Кодексе (подпараграф 3 § 3 гл. 76). В Гражданском кодексе определены состав необходимых для проведения регистрации документов, последовательность, сроки и последствия их рассмотрения. Регулирование деталей этой процедуры Кодекс относит к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности (п. 7 ст. 1522, п. 2 ст. 1530).

По своему содержанию правовое регулирование в Кодексе государственной регистрации наименования места происхождения товара не содержит сколько-нибудь существенных отличий от действующего законодательства, претерпев лишь некоторые юридико-технические и редакционные изменения, отражающие изменившийся подход к обозначению в законе наименований федеральных органов исполнительной власти и их функций, а также необходимые для увязки этой процедуры с другими положениями Кодекса.


Процедура государственной регистрации наименования места происхождения товара практически совпадает с аналогичной процедурой, установленной для товарного знака, отличаясь от последней набором сведений, включаемых в документы заявки и соответственно подлежащих проверке в ходе проведения экспертизы, а также сроками проведения такой проверки. Кроме того, следует отметить, что, хотя предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара не предполагает осуществление повторной регистрации самого наименования (что нашло отражение в ГК в различном наименовании соответствующих заявок), Кодекс, как и прежнее законодательство, предусматривает аналогичные процедуры предоставления исключительного права как на наименование места происхождения товара, правовая охрана которого испрашивается впервые, так и на зарегистрированное ранее наименование. Отличие заключается только в составе данных, проверяемых в ходе проведения экспертизы заявленного обозначения.

Процесс регистрации начинается с подачи заинтересованным лицом (далее - заявитель) заявки на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование либо заявки на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара (далее - заявка на наименование места происхождения товара) в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (далее - патентное ведомство) <1>. Заявка может быть подана как самим заявителем, так и через патентного поверенного (ст. 1247) или иного представителя заявителя. В настоящее время действуют утвержденные Роспатентом в 2003 г. Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара и заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара <2>.

--------------------------------

<1> По данным Роспатента, общее число заявок на наименование места происхождения товаров в течение 2001 - 2005 гг. колеблется от 28 до 62 в год. При этом за этот же период было зарегистрировано от одного (в 2001 г.) до 23 (2005 г.) наименований мест происхождения товаров.

<2> Приказ Роспатента от 25 февраля 2003 г. N 24 // Российская газета. N 63. 2003. 3 апреля.


Заявка на наименование места происхождения товара должна относиться к одному наименованию (п. 2 ст. 1522). Кодекс устанавливает исчерпывающий перечень документов, которые должны содержаться в самой заявке (п. 3 ст. 1522) и прилагаться к ней (п. 5 ст. 1522), а также требования к языку, на котором должны быть представлены эти документы (п. 6 ст. 1522).

В отличие от прежнего законодательства (п. 4 ст. 32 Закона о товарных знаках), не устанавливавшего никаких различий в определении органа, который компетентен дать заключение о том, что заявитель производит товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, Кодекс предусматривает, что в отношении впервые испрашиваемой регистрации такой орган уполномочивается непосредственно Правительством РФ (абз. 1 п. 5 ст. 1522), а в отношении ранее зарегистрированного наименования - в порядке, установленном Правительством РФ (абз. 2 п. 5 ст. 1522). Такое различие объясняется тем обстоятельством, что во втором случае требуется только подтверждение соответствия товара, производимого заявителем, свойствам, указанным в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации (далее - Государственный реестр наименований), тогда как в первом случае необходимо удостоверение зависимости свойств товара от природных условий и (или) людских факторов. В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2004 г. N 481 заключения о том, что в границах географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, компетентны давать Минздравсоцразвития, Минпромэнерго и Минсельхоз <1>.


--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 38. Ст. 3806.


Датой подачи заявки считается дата поступления в патентное ведомство документов, которые должны содержаться в заявке (п. 8 ст. 1522). Хотя, как уже отмечалось, правовой режим наименования места происхождения товара не предусматривает требования новизны заявляемого обозначения, а следовательно, и установления приоритета такого обозначения, как это имеет место для товарного знака (п. 1 ст. 1494), установление своеобразного приоритета по дате поступления заявки необходимо для решения вопроса о соотношении прав на различные средства индивидуализации, тождественные или сходные до степени смешения, защиту которых Кодекс ставит в зависимость от их старшинства: преимущество отдается тому из средств индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого исключительного права может потребовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения (п. 6 ст. 1252). Соответственно может быть оспорено и предоставление правовой охраны наименованию места происхождения товара (п. 2 ст. 1535). Ввиду важнейшего значения для правового режима наименования места происхождения товара дата подачи заявки должна вноситься в Государственный реестр наименований мест происхождения товаров Российской Федерации (п. 2 ст. 1529) и указываться в свидетельстве об исключительном праве на соответствующее наименование (п. 2 ст. 1530) в числе сведений, относящихся к государственной регистрации.

По заявке на наименование места происхождения товара патентное ведомство проводит экспертизу, которая включает формальную экспертизу и экспертизу обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара. Кодекс предоставляет заявителю право по своей инициативе в период проведения экспертизы дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки (п. 2 ст. 1523), а патентному ведомству - право запрашивать у заявителя дополнительные материалы, без которых проведение экспертизы невозможно (п. 3 ст. 1523). В последнем случае Кодекс предусматривает, что, если в установленный срок заявитель не представит запрашиваемые материалы, заявка признается отозванной. Заявитель вправе отозвать заявку на любом этапе ее рассмотрения, но не позднее внесения соответствующих сведений в Государственный реестр наименований (ст. 1527).

Формальная экспертиза проводится в течение двух месяцев со дня подачи заявки на наименование места происхождения товара. В ходе формальной экспертизы проверяется наличие необходимых документов заявки и их соответствие установленным требованиям. По результатам экспертизы принимается решение об отказе в принятии заявки к рассмотрению либо о принятии ее к рассмотрению (ст. 1524). В последнем случае заявителю сообщается дата поступления заявки в патентное ведомство.


Экспертиза заявленного обозначения проводится по заявке, принятой к рассмотрению <1>. В ходе экспертизы проверяется соответствие заявленного обозначения требованиям, предъявляемым к наименованию места происхождения товара (ст. 1516, п. 5 ст. 1522). По результатам проверки соответствия заявленного обозначения указанным требованиям патентное ведомство в случае предполагаемого отказа в государственной регистрации наименования места происхождения товара и (или) в предоставлении исключительного права на такое наименование может уведомить заявителя, предложив ему представить относительно изложенных в уведомлении мотивов свои доводы, которые учитываются при принятии окончательного решения (ст. 1525).

--------------------------------

<1> Название это весьма условно и, как и в прежнем законодательстве, аналогично названию соответствующей процедуры в отношении товарного знака. Однако в ходе экспертизы заявленного обозначения применительно к наименованию проверяется не только его соответствие наименованию, но прежде всего зависимость свойств производимого заявителем товара от характерных для данного географического объекта природных условий и (или) людских факторов.


По результатам экспертизы патентное ведомство принимает решение о государственной регистрации наименования места происхождения товара и (или) о предоставлении исключительного права на такое наименование либо об отказе в государственной регистрации наименования места происхождения товара и (или) в предоставлении исключительного права на такое наименование (ст. 1526). При этом Кодекс более полно и четко, чем это сделано в прежнем законодательстве (п. 6 ст. 33 Закона о товарных знаках), перечисляет возможные решения патентного ведомства в зависимости от того, испрашивалось ли исключительное право на впервые регистрируемое наименование или на зарегистрированное ранее наименование (ч. 2 ст. 1526).

Кодекс сохранил предусмотренный Законом о товарных знаках (п. 1 ст. 34) трехмесячный срок для оспаривания в административном порядке (п. 2 ст. 11 ГК) решений патентного ведомства, принятых по заявке на наименование места происхождения товара (п. 1 ст. 1528). Однако в отличие от прежнего законодательства решение по существу соответствующего возражения (подаваемого, как и прежде, в палату по патентным спорам, образуемую при федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности) принимается самим патентным ведомством - федеральным органом (п. 2 ст. 1248). Указанные решения вступают в силу со дня их принятия и могут быть оспорены в суде в установленном законом порядке. В п. 2 ст. 1528 ГК определяются порядок и условия восстановления патентным ведомством пропущенных заявителем сроков представления дополнительных материалов (п. 3 ст. 1523) и сроков оспаривания решений по заявке на наименование места происхождения товара (п. 1 ст. 1528).


На основании решения, принятого по результатам экспертизы заявленного обозначения, патентное ведомство осуществляет государственную регистрацию наименования в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации (п. 1 ст. 1529). В 2004 г. Роспатентом утвержден Порядок ведения Государственного реестра наименований мест происхождения товаров Российской Федерации <1>. В отличие от процедуры государственной регистрации товарного знака (ст. 14 Закона о товарных знаках, п. 1 ст. 1503 ГК) Кодекс, как и прежнее законодательство (п. 1 ст. 35 Закона о товарных знаках), не устанавливает срока осуществления государственной регистрации наименования места происхождения товара (п. 1 ст. 1529). Кодекс содержит неисчерпывающий перечень сведений, подлежащих включению в Государственный реестр наименований (п. 2 ст. 1529, ст. 1532).

--------------------------------

<1> Приказ Роспатента от 5 марта 2004 г. N 32 // Российская газета. N 59. 2004. 24 марта.


Сведения, относящиеся к государственной регистрации наименования места происхождения товара, подлежат опубликованию патентным ведомством в официальном бюллетене незамедлительно после внесения их в Государственный реестр наименований (ст. 1533).

Свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара выдается патентным ведомством в течение месяца со дня получения документа об уплате пошлины за выдачу свидетельства (п. 1 ст. 1530).


Прекращение правовой охраны наименования

места происхождения товара

(статьи 1535, 1536)


Возможность предоставления исключительного права на зарегистрированное наименование места происхождения товара неограниченному кругу лиц, которые в границах того же географического объекта производят товар, обладающий теми же особыми свойствами (п. 2 ст. 1518), предопределяет необходимость раздельного регулирования оснований прекращения государственной регистрации наименования места происхождения товара и оснований прекращения исключительного права использования ранее зарегистрированного наименования.

Кодекс, как и прежнее законодательство, исходит из того, что прекращение исключительного права на наименование места происхождения товара само по себе не влияет на действительность государственной регистрации соответствующего наименования, тогда как признание недействительной государственной регистрации влечет отмену решения о предоставлении исключительного права на такое наименование (п. 1 ст. 1535). При этом Кодекс более четко и последовательно регулирует основания и последствия оспаривания и признания недействительной правовой охраны наименования места происхождения товара в зависимости от того, оспаривается ли правовая охрана наименования места происхождения товара в целом или только предоставление права использования ранее зарегистрированного наименования (п. 1 ст. 1535). Аналогичные нормы в прежнем законодательстве отсутствуют.