Файл: ГК_4_комм_Маковский_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3200

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разделом 3 части II Соглашения ТРИПС предусматривается охрана географических указаний, обозначающих происходящий с территории страны, региона или местности на этой территории товар, особые качества, репутация или другие характеристики которого главным образом определяются его географическим происхождением (п. 1 ст. 22). Аналогичное содержание "географическому указанию" придает и Минское соглашение (ст. 1). Таким образом, "географическое указание" охватывает понятие "наименование места происхождения товара", как оно определено в Законе о товарных знаках (п. 1 ст. 30). Этот же подход заложен и в ГК РФ, в котором правовой режим наименования места происхождения товара установлен с учетом обязательных для стран - участниц ВТО положений Соглашения ТРИПС о географических указаниях.


Основные положения

(статьи 1516 - 1518)


Понятие наименования места происхождения товара сформулировано в ГК РФ (ст. 1516) на основе прежнего законодательства (п. 1 ст. 30 Закона о товарных знаках) и содержит требования как к данному виду обозначения, так и к свойствам товара, для индивидуализации которых это наименование может применяться. Определяющим для правового режима данного средства индивидуализации является требование о том, что особые свойства соответствующего товара исключительно или главным образом должны определяться характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (ст. 1516 ГК). Как уже отмечалось, влияние географической среды на свойство товара было в 1992 г. сформулировано под несомненным влиянием Лиссабонского соглашения, так как отечественному правопорядку и юридической лексике неизвестно сколько-нибудь определенное содержание понятия "людские факторы". Хотя в действующих международных обязательствах, а равно и договорах, к которым Российская Федерация намеревается присоединиться, не ставится акцент на этнографической составляющей географической среды происхождения товара, законодатель сохранил в Кодексе ссылку на "людские факторы", имея в виду, что это выражение за последние годы вошло в научный и профессиональный оборот и прочно связано с рассматриваемым средством индивидуализации. В литературе влияние людских факторов на свойства товара раскрывается, как правило, путем указания на профессиональный опыт, традиции, секреты и культуру производства, сохраняемые в данной местности и передаваемые проживающими здесь людьми из поколения в поколение <1>.

--------------------------------

<1> См.: Калятин В.О. Указ. соч. С. 350; Павлова Е.А. Средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг (гл. 57) // Гражданское право Российской Федерации: Учебник / Под ред. О.Н. Садикова. Т. 2. М., 2007. С. 583.


Индивидуализация товаров обеспечивается путем закрепления за производителем товара исключительного права использования наименования места его происхождения (п. 1 ст. 1516, ст. 1519). Как и Закон о товарных знаках (п. 3 ст. 31), Кодекс не требует от правообладателей обязательного занятия предпринимательской деятельностью. Необходимо лишь, чтобы такие правообладатели - граждане или юридические лица производили в границах того же географического объекта товар с характерными для данного географического объекта особыми свойствами (п. 2 ст. 1518).


Кодекс сохранил закрепленную в Законе о товарных знаках (п. 1 ст. 31) регистрационную систему в качестве основания возникновения прав на наименование места происхождения товара. Это исключительное право признается и охраняется при условии государственной регистрации соответствующего наименования федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 1517, п. 1 ст. 1518). На территории Российской Федерации признаются и права на наименование места происхождения товара, охраняемого в соответствии с международным договором Российской Федерации (п. 1 ст. 1517). Таким договором могло бы быть Лиссабонское соглашение о защите указаний места происхождения изделий и их международной регистрации (1958 г.), однако Российская Федерация в нем не участвует <1>. Зарегистрировать наименование места происхождения товара в иностранном государстве российские граждане и юридические лица вправе только после государственной регистрации соответствующего наименования в Российской Федерации (ст. 1534 ГК).

--------------------------------

<1> Лиссабонское соглашение, в котором в настоящее время участвует 24 государства, предусматривает для наименований мест происхождения товара режим международной регистрации, во многом аналогичный режиму, установленному для товарных знаков Мадридским соглашением о международной регистрации знаков (1891 г.).


В соответствии с пунктом 9 статьи 24 Соглашения ТРИПС Кодекс предусматривает условия предоставления правовой охраны в Российской Федерации наименованию места происхождения товара, находящемуся в иностранном государстве (п. 2 ст. 1517). В отличие от Закона о товарных знаках (ч. 2 ст. 47), предоставляющего право регистрации в Российской Федерации наименований мест происхождения товаров иностранным гражданам и юридическим лицам только на основе принципа взаимности, Кодекс не обусловливает права указанных лиц на регистрацию предоставлением аналогичных прав российским гражданам и юридическим лицам в соответствующем иностранном государстве <1>.

--------------------------------

<1> По данным Роспатента, за последние пять лет в Российской Федерации иностранными заявителями не было подано ни одной заявки на наименование места происхождения товара.


Помимо предусмотренного Законом о товарных знаках (п. 1 ст. 30) использования современного или исторического наименования географического объекта Кодекс упоминает в качестве видов наименований мест происхождения товаров также официальные и неофициальные, полные и сокращенные обозначения соответствующего объекта (п. 1 ст. 1516). Таким образом, наименование места происхождения товара охраняется только в словесной форме, в которой должно содержаться указание о том, что товар происходит с данной территории.

Единственным требованием к содержанию обозначения, обусловливающим его охраноспособность в качестве наименования места происхождения товара, как и в прежнем законодательстве, является требование различимости, в соответствии с которым правовая охрана не предоставляется наименованиям, вошедшим в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства (п. 2 ст. 1516). В то же время использование наименования места происхождения товара не должно вводить в заблуждение относительно товара или его изготовителя в связи наличием товарного знака, имеющего более ранний приоритет (п. 2 ст. 1535).



Исключительное право на наименование

места происхождения товара

(статьи 1519 - 1521)


Наиболее заметные изменения внесены Кодексом в правовой режим использования наименования места происхождения товара.

Закон о товарных знаках (п. 3 ст. 31, п. 1 ст. 32, п. 2 ст. 35, ст. 38) закрепляет за всеми лицами, зарегистрировавшими наименование места происхождения товара, право пользования этим наименованием. В этой связи в отечественной литературе наибольшее распространение получила концепция, основывающаяся на отрицании исключительного характера указанного права <1>. В обоснование этой концепции обычно приводятся ссылки на несовместимую с исключительным характером права множественность субъектов, отсутствие права распоряжения им, а также на международные акты и мировой опыт.

--------------------------------

<1> См.: Сергеев А.П. Указ. соч. С. 634 - 635; Городов О.А. О проекте части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации // Правоведение. 2006. N 6. С. 48 - 49.


Сохранив предусмотренные действующим законодательством ограничения, Кодекс признает исключительное право использования наименования места происхождения товара (п. 1 ст. 1516, ст. 1519). При этом законодатель исходит из того, что множественность субъектов исключительного права, даже не будучи характерной для большинства результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, тем не менее вполне совместима с режимом исключительного права. Достаточно упомянуть о коллективном знаке, исключительный характер права на который никем не отрицается. Подобно тому, как круг субъектов права на коллективный знак ограничен входящими в состав соответствующего объединения лицами, круг субъектов права на наименование места происхождения товара ограничивается требованием нахождения производителей товара в определенной местности и производства товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для этой местности факторами.

Не препятствует в данном случае признанию исключительного права и отсутствие правомочия по распоряжению им. Соответствующее ограничение присуще правовому режиму тех же коллективных знаков (п. 2 ст. 20 Закон о товарных знаках). Следует упомянуть и о том, что монопольные права обладателя исключительного права на товарный знак вполне легально ограничиваются однородными товарами, так что в отношении товара из другого класса МКТУ в качестве товарного знака вполне может быть зарегистрировано тождественное обозначение.

Наконец, при закреплении исключительного права на наименование места происхождения товара учитывался и характер защиты, предоставляемой соответствующим правообладателям в соответствии с международными договорами. И Парижская конвенция (ст. 9, 10, 10.bis и 10.ter), и Соглашение ТРИПС (ст. 22 и 23), не называя права на географические указания (указания происхождения) исключительными, предоставляют им правовую охрану, аналогичную правовой охране других объектов исключительных прав. Учитывался российским законодателем также и новейший иностранный опыт правового регулирования: в Законе Республики Казахстан от 26 июля 1999 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" прямо закреплен исключительный характер права пользования наименованием места происхождения товара (ст. 37).


Таким образом, признание исключительного права на наименование места происхождения товара лишь расширяет круг объектов, в отношении которых исключительное право не носит абсолютного характера <1>.

--------------------------------

<1> Квазиабсолютный характер исключительного права в отношении средств индивидуализации объяснен и научно обоснован в трудах проф. В.А. Дозорцева, одного из главных идеологов новейшей кодификации российского законодательства об исключительных правах (см.: Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. М., 2003. С. 64 - 65, 118 - 119, 378).


Лицам, зарегистрировавшим наименование места происхождения товара, принадлежит удостоверенное свидетельством исключительное право его использования по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом (п. 1 ст. 1229, п. 2 ст. 1518, п. 1 ст. 1519). Множественность правообладателей означает прежде всего возможность осуществления основанных на исключительном праве правомочий любым лицом, имеющим соответствующее свидетельство. Поскольку наименование места происхождения товара призвано индивидуализировать товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, исключительное право его использования может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же особыми свойствами (п. 2 ст. 1518).

Исключительный характер права на наименование места происхождения товара подчеркивается запретом использовать зарегистрированное наименование лицам, не имеющим соответствующего свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как "род", "тип", "имитация" и т.п., а также использовать сходное обозначение для любых товаров, способное ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара (п. 3 ст. 1519). Данный запрет в соответствии с п. 2 и 4 ст. 22, ст. 23 Соглашения ТРИПС призван исключить введение потребителя в заблуждение даже такими способами, которые, строго говоря, прямо не нарушают исключительное право на наименование места происхождения товара. Нарушение этих условий также признается Кодексом незаконным использованием наименования места происхождения товара (п. 3 ст. 1519), дополняя общее для всех средств индивидуализации понятие нарушения исключительного права (п. 1 ст. 1229).

В отличие от прежнего законодательства (п. 1 ст. 40 Закона о товарных знаках), содержащего исчерпывающий перечень способов использования наименования места происхождения товара, Кодекс не только делает этот перечень открытым, относя к использованию наименования его размещение на производимых, продаваемых и иными способами вводимых в гражданский оборот товарах, а также размещение наименования в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации (п. 2 ст. 1519). Расширение указанного перечня за счет включения в него способов использования, предусмотренных для товарного знака (см. п. 2 ст. 1484), вызвано прежде всего совпадением функций этих средств индивидуализации, а также необходимостью более полного определения тем самым в законе круга действий, совершение которых другими лицами означает нарушение исключительного права правообладателя и влечет установленную законом ответственность.


Защиту интересов правообладателя призваны обеспечить и нормы, допускающие отчуждение исключительного права на товарный знак, включающий в качестве неохраняемого элемента зарегистрированное наименование места происхождения товара, а также предоставление исключительного права использования такого товарного знака только при наличии соответственно у приобретателя или лицензиата исключительного права на такое наименование (п. 3 ст. 1488, п. 3 ст. 1489). Эти нормы являются необходимым дополнением общего правила о допустимости включения в качестве неохраняемого элемента товарного знака обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с зарегистрированным наименованием места происхождения товара, только при условии, что товарный знак регистрируется на имя лица, имеющего исключительное право на такое наименование, и в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара (п. 7 ст. 1483).

Кодекс сохранил за правообладателем предусмотренную прежним законодательством (ст. 41 Закона о товарных знаках) возможность для оповещения о своем исключительном праве помещать рядом с наименованием места происхождения товара знак охраны в виде словесного обозначения "зарегистрированное наименование места происхождения товара" или "зарегистрированное НМПТ". Такой знак охраны указывает на то, что применяемое обозначение является наименованием места происхождения товара, зарегистрированным в Российской Федерации (ст. 1520). При этом лицо, проставляющее знак охраны и производящее иную маркировку по отношению к не зарегистрированному в Российской Федерации наименованию места происхождения товара, несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 1537). Отказ в нормах ГК от используемого прежним законодательством названия "предупредительная маркировка" вызван необходимостью унификации терминологии, используемой в Кодексе для наименования аналогичных обозначений применительно к иным охраняемым объектам (ст. 1271, 1305, 1455).

Срок действия исключительного права использования наименования места происхождения товара определен в Кодексе путем установления продолжительности правовой охраны соответствующего наименования. Как и прежнее законодательство, Кодекс не ограничивает эту продолжительность каким-либо формально определенным сроком. Правда, в отличие от нечеткого указания "действует бессрочно" (п. 4 ст. 31 Закона о товарных знаках) Кодекс допускает сохранение режима исключительного права в течение всего времени существования возможности производить товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для соответствующего географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (ст. 1521) <1>.