Файл: ГК_4_комм_Маковский_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3204

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В течение пяти лет со дня публикации сведений о государственной регистрации (ст. 1506) предоставление правовой охраны может быть оспорено в случае нарушения требований п. 6 и 7 ст. 1483 ГК, т.е. требований в отношении новизны заявленного обозначения и соблюдения старшинства по отношению к наименованию места происхождения товара, тождественному или сходному до степени смешения с заявленным обозначением. При этом правовая охрана товарного знака с более поздним приоритетом по отношению к признанному общеизвестным зарегистрированному товарному знаку, которому предоставляется охрана и в отношении неоднородных товаров, может быть признана недействительной в течение всего срока действия охраны (подп. 4 п. 2 ст. 1512).

Государственная регистрация товарного знака может быть оспорена только полностью, т.е. в отношении всех товаров, для индивидуализации которых он зарегистрирован, в случае:

- нарушения требований к обладателю исключительного права (ст. 1478);

- предоставления правовой охраны товарному знаку с более поздним приоритетом по отношению к признанному общеизвестным зарегистрированному товарному знаку, которому предоставляется охрана и в отношении неоднородных товаров (подп. 4 п. 2 ст. 1512);

- нарушения требований Парижской конвенции о предоставлении правовой охраны товарному знаку на имя представителя лица, которое является обладателем исключительного права на товарный знак в одном из государств - участников Конвенции (подп. 5 п. 2 ст. 1512).

По остальным основаниям (подп. 1, 2, 6 п. 2 и п. 3 ст. 1512) правовая охрана может быть оспорена как полностью, так и частично. При признании предоставления правовой охраны товарному знаку недействительным полностью свидетельство на товарный знак и запись в Государственном реестре товарных знаков аннулируются, а при признании предоставления правовой охраны частично недействительным выдается новое свидетельство на товарный знак и вносятся соответствующие изменения в Государственный реестр товарных знаков (п. 5 ст. 1513).

По сравнению с прежним законодательством (п. 3 и 4 ст. 28 Закона о товарных знаках) претерпел заметные изменения административный порядок признания недействительным предоставления товарному знаку правовой охраны. Заинтересованные лица по основаниям и в сроки, предусмотренные ст. 1512 ГК, могут оспорить государственную регистрацию товарного знака путем подачи возражения в палату по патентным спорам при федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (п. 1, 2, абз. 1 п. 3 ст. 1513). Непосредственно в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности подается возражение в случае признания связанных с государственной регистрацией действий правообладателя злоупотреблением правом или недобросовестной конкуренцией (абз. 2 п. 3 ст. 1513). При этом решения о признании недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку или об отказе в таком признании принимаются непосредственно федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Указанные решения вступают в силу со дня принятия и могут быть оспорены в суде (п. 2 ст. 1248, п. 4 ст. 1513).



Защита исключительного права на товарный знак

(статья 1515)


Как и прежнее законодательство (п. 2 ст. 4, п. 1 ст. 46 Закона о товарных знаках), ГК предусматривает ответственность за незаконное использование товарного знака (ст. 1515). Кодекс признает контрафактными товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение (п. 1 ст. 1515). При определении законности размещения товарного знака должны учитываться не только способы использования товарного знака, но и цель такого использования - введение в гражданский оборот соответствующих товаров (п. 2 ст. 1484). Закон о товарных знаках (п. 1, 2 и 4 ст. 46) крайне фрагментарно регулирует вопросы ответственности за незаконное использование товарного знака, упоминая лишь о существовании уголовной и административной ответственности и перечисляя пять способов гражданско-правовой защиты соответствующих прав. Кодекс также допускает установление другими законами <1> ответственности за незаконное использование товарного знака (п. 1 ст. 1229), однако более подробно регулирует гражданско-правовую ответственность за указанные нарушения. Минское соглашение содержит указания на такие меры защиты, как возмещение убытков (ст. 14, 15, 17), устранение товаров из торгового оборота (ст. 16), удаление незаконно прикрепленного товарного знака (ст. 16), предупреждение поступления товаров в торговый оборот (ст. 18), приостановление выпуска товаров в свободный оборот таможенными органами (ст. 22). Предусмотренные Кодексом условия применения гражданско-правовых мер ответственности отвечают и требованиям Соглашения ТРИПС (ст. 45 и 46), в котором упоминается о возмещении убытков, удалении неправомерно используемого товарного знака с товаров, а также об изъятии товаров, материалов и оборудования из торговой сети.

--------------------------------

<1> Речь идет прежде всего об уголовном законодательстве и законодательстве об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 180 УК за незаконное использование товарного знака предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ, лишения свободы. Административная ответственность за незаконное использование товарного знака предусмотрена в виде наложения административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака (ст. 14.10 КоАП). В силу статьи 23 Минского соглашения Российская Федерация приняла на себя обязательство установить в национальном законодательстве уголовную и административную ответственность в случае намеренного использования ложных товарных знаков.

Кроме того, в случаях, когда нарушение исключительного права на товарный знак признано в установленном порядке недобросовестной конкуренцией, защита нарушенного исключительного права может осуществляться в соответствии с антимонопольным законодательством (п. 7 ст. 1252 ГК).



Правообладатель вправе предъявить требование о признании исключительного права на товарный знак к лицу, которое отрицает или иным образом не признает это право, нарушая тем самым интересы правообладателя (подп. 1 п. 1 ст. 1252 ГК).

Правообладатель может заявить требование о пресечении действий, нарушающих исключительное право на товарный знак или создающих угрозу его нарушения, к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним (подп. 2 п. 1 ст. 1252). При этом такое пресечение осуществляется независимо от вины нарушителя и за его счет (п. 3 ст. 1250).

Правообладатель вправе потребовать возмещения убытков, возникших в результате неправомерного использования другим лицом товарного знака без заключения соглашения с правообладателем либо в результате иных нарушений, причинивших ущерб правообладателю (подп. 3 п. 1 ст. 1252).

Правообладатель вправе вместо возмещения убытков потребовать от нарушителя выплаты компенсации. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от обязанности доказывания размера причиненных ему убытков. Правообладатель вправе по своему выбору потребовать компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн. руб., определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости, либо в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака. Правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо за допущенное правонарушение в целом (п. 3 ст. 1252, п. 4 ст. 1515).

Правообладатель вправе потребовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя без какой бы то ни было компенсации контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение (п. 4 ст. 1252, п. 2 ст. 1515). Отсутствие в действующем законодательстве соответствующего указания нередко приводило на практике к отказу в удовлетворении предъявляемых правообладателями исков об уничтожении контрафактных товаров <1>. Правда, в тех случаях, когда введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель вправе требовать лишь удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения (п. 2 ст. 1515).


--------------------------------

<1> См.: Сергеев А.П. Указ. соч. С. 646.


Оборудование, прочие устройства и материалы, главным образом используемые или предназначенные для совершения нарушения исключительного права на товарный знак, по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя (п. 5 ст. 1252). Требования об изъятии материального носителя могут быть предъявлены правообладателем к соответствующему изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю или недобросовестному приобретателю (подп. 4 п. 1 ст. 1252). Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок (п. 3 ст. 1515).

К материальным носителям, оборудованию и материалам, в отношении которых выдвинуто предположение о нарушении исключительного права на товарный знак, могут быть в порядке обеспечения иска по делам о нарушении исключительных прав приняты меры, установленные процессуальным законодательством, в том числе наложение ареста на материальные носители, оборудование и материалы (п. 2 ст. 1252).

Правообладатель может предъявить к нарушителю исключительного права требование о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя (подп. 5 п. 1 ст. 1252). При этом такая публикация осуществляется независимо от вины нарушителя и за его счет (п. 3 ст. 1250).

Особая мера ответственности предусматривается Кодексом для случаев неоднократного или грубого нарушения исключительного права на товарный знак. В этих случаях суд может принять решение о ликвидации соответствующего юридического лица по требованию прокурора либо о прекращении деятельности соответствующего гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 61, ст. 1253).


§ 3. Право на наименование места происхождения товара

(статьи 1516 - 1537)


Содержание предусмотренного ГК правового регулирования отношений, связанных с приобретением, использованием и защитой исключительного права на наименование места происхождения товара, основывается на прежнем российском законодательстве (Закон РФ от 23 сентября 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"), а также на международных соглашениях, в которых участвует Российская Федерация (Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г., Минское соглашение о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний 1999 г.) и к которым она присоединится в случае вступления во Всемирную торговую организацию (Соглашение ТРИПС 1994 г.). Несомненное влияние на целый ряд норм Кодекса оказали Мадридское соглашение о санкциях за ложные и неправильные обозначения происхождения изделий 1891 г. и Лиссабонское соглашение о защите указаний места происхождения изделий и их международной регистрации 1958 г., в которых Российская Федерация не участвует.


Как по выполняемым функциям, так и по форме выражения наименование места происхождения товара из всех регулируемых Кодексом средств индивидуализации наиболее близко к товарным знакам. При этом имеется и целый ряд отличий. Как и товарный знак, наименование места происхождения товара призвано индивидуализировать товары в гражданском обороте, однако если товарный знак служит для обозначения связи товара с определенным производителем, то наименование - для характеристики свойств товара, связанных с его происхождением из определенной местности. Указанными отличиями в конечном счете предопределяются и все особенности, характеризующие правовой режим наименования места происхождения товара, - потенциально неограниченный круг субъектов исключительного права на наименование, отсутствие требования новизны при его регистрации, неотчуждаемость и непередаваемость этого исключительного права и др. Наличие этих особенностей предопределило обособление в международных договорах и в национальном законодательстве, в том числе в ГК РФ, соответствующих норм от норм, регулирующих отношения, связанные с товарными знаками.

Для определения правового режима наименования места происхождения товара в контексте международных обязательств Российской Федерации важно также определить его соотношение с таким средством индивидуализации товара, как указание происхождения, упоминаемым в ряде международных соглашений, относящихся к сфере промышленной собственности. Упоминаемое в ст. 10 Парижской конвенции указание происхождения в отечественной литературе традиционно рассматривается как более общее понятие, охватывающее не только географическое происхождение товара, но и личность его производителя или продавца <1>. Поэтому предусмотренные Парижской конвенцией меры защиты против ложных указаний (ст. 9, 10.ter) в отечественном правопорядке традиционно включаются соответственно в таможенное, уголовное и антимонопольное законодательство. Поскольку Кодекс исходит из того, что наименование места происхождения товара является частным случаем указания происхождения, указанные меры защиты упомянуты в п. 2 и 7 ст. 1252 ГК, которые распространяются и на отношения, регулируемые комментируемыми нормами ГК.

--------------------------------

<1> См.: Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права): Учебник для вузов. М., 2000. С. 351; Сергеев А.П. Указ. соч. С. 608 - 609.


Существующее в отечественном правопорядке с 1992 г. понятие наименования места происхождения товара в наибольшей степени соответствует закрепленному в ст. 2 Лиссабонского соглашения определению указания места происхождения изделий, под которым понимается "географическое название страны, района или местности, используемое для обозначения происходящего оттуда изделия, качества и свойства которого определяются исключительно или в существенной мере географической средой, включая сюда природные и этнографические факторы".