ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 6653
Скачиваний: 2
2. Институт коллективного управления имеет определенные элементы представительства, обладающие следующими особенностями:
- представительство одновременно нескольких лиц;
- представителем может быть только юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией;
- представляемые являются, как правило, членами представителя;
- представитель создается по инициативе представляемых;
- круг полномочий представителя определяется законом;
- осуществляется представительство не только лиц, передавших полномочия по договору, но и тех, кто не передавал полномочия (аккредитованные организации);
- представительство при коллективном управлении обусловливает ограничение принципа свободы договоров и ведет к ограничению прав как авторов, так и пользователей;
- представительство осуществляется путем заключения лицензионных договоров от имени всех, а не каждого правообладателя;
- представительство осуществляется путем заключения лицензионных договоров от имени всех и на общих для всех условиях;
- создание организаций по управлению правами на коллективной основе осуществляется по инициативе правообладателей;
- организации по управлению правами на коллективной основе собирают вознаграждение не в отношении каждого конкретного правообладателя, а в отношении всех и распределяют между ними полученное вознаграждение. Распределение должно осуществляться пропорционально фактическому использованию произведений и объектов смежных прав.
Приемлемыми организационно-правовыми формами для таких организаций являются общественная организация и некоммерческое партнерство (ст. 6, 8 Закона о некоммерческих организациях). Комментируемая статья устанавливает два требования:
1) некоммерческий характер организации;
2) отношения членства.
Организации по управлению правами на коллективной основе в соответствии со ст. 46 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Как отмечается в п. 21 Постановления Пленума ВС РФ N 5 и Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г., в случае, если указанная организация обращается в защиту прав физических лиц или одновременно физических и юридических лиц либо неопределенного круга лиц, такие споры подведомственны судам общей юрисдикции. Если же она обращается в защиту прав только юридических лиц в связи с их предпринимательской и иной экономической деятельностью, то споры подведомственны арбитражным судам.
Аккредитованная организация (ст. 1244 ГК) действует без доверенности, подтверждая свое право на обращение в суд за защитой прав конкретного правообладателя (или неопределенного круга лиц в случае, предусмотренном абз. 2 п. 5 комментируемой статьи) свидетельством о государственной аккредитации.
Организация, не являющаяся аккредитованной, также действует без доверенности, но для подтверждения права на обращение в суд за защитой прав конкретного правообладателя представляет свой устав, а также договор с соответствующим правообладателем о передаче полномочий по управлению правами или договор с другой организацией, в том числе иностранной, управляющей правами такого правообладателя на коллективной основе (п. 3 комментируемой статьи).
Спор с участием организации, осуществляющей коллективное управление авторскими и смежными правами, может быть рассмотрен судом и без участия конкретного правообладателя.
3. Договор, упоминаемый в п. 3 настоящей статьи, не является договором о распоряжении исключительным правом (договором об отчуждении исключительного права и лицензионным договором).
Статья 1243. Исполнение организациями по управлению правами на коллективной основе договоров с правообладателями
Комментарий к статье 1243
1. В комментируемой статье рассматриваются особенности исполнения договоров между организациями по управлению правами на коллективной основе и правообладателями. Такие договоры не имеют характер лицензионных, не относятся к договорам о распоряжении исключительными правами, а имеют характер агентских, и в их предмет входит оказание услуг правообладателям по управлению их правами, включая распоряжение (заключение лицензионных договоров), сбор и передачу вознаграждения за использование объектов авторского права или смежных прав.
Основные функции организации по управлению правами на коллективной основе в части взаимодействия с пользователями следующие:
- заключение неисключительных возмездных лицензионных договоров с пользователями;
- заключение договоров о выплате вознаграждения (в частности, в соответствии со ст. 1245 ГК);
- сбор вознаграждения по заключенным с пользователями договорам, а также по лицензионным договорам, заключенным правообладателем и пользователем, если право на сбор вознаграждения предоставлено данным договором организации;
- получение отчетов об использовании объектов, а также других необходимых сведений.
2. В функции организации по управлению правами на коллективной основе по взаимодействию с правообладателями включены:
- распределение вознаграждения;
- выплата вознаграждения;
- предоставление правообладателю отчета об использовании его прав и другой информации.
Функции организации по управлению правами на коллективной основе по отношению к любым заинтересованным лицам следующие:
- формирование реестров о правообладателях, правах, переданных в управление, объектах авторских и смежных прав;
- предоставление сведений любым заинтересованным лицам;
- размещение информации о правах, переданных в управление.
Информацию о деятельности организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами, которым предоставлена государственная аккредитация в соответствующих сферах управления авторскими и смежными правами, можно получить на официальных сайтах таких организаций (http://rao.ru, http://www.upravis.ru, http://www.rosvois.ru). Организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами осуществляют свою деятельность в субъектах Российской Федерации посредством создания филиалов и представительств, заключения агентских договоров (см.: Разъяснения Росохранкультуры по вопросу государственной аккредитации организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами).
3. Организация по управлению правами на коллективной основе не вправе отказывать пользователям в заключении лицензионного договора. Однако такой договор не является публичным. В правоприменительной практике нередко происходит смешение лицензионных договоров с пользователями и договоров о передаче полномочий по управлению правами, заключаемых такой организацией с правообладателем. При этом как лицензионный договор с пользователем, так и договор о передаче полномочий являются для организаций по коллективному управлению обязательными для заключения. Договор о передаче полномочий может быть заключен с правообладателями, являющимися членами такой организации, и с правообладателями, не являющимися ее членами. При этом организация по управлению правами на коллективной основе обязана принять на себя управление этими правами, если управление такой категорией прав относится к уставной деятельности этой организации.
В связи с этим примечательно Постановление ФАС Поволжского округа от 19 сентября 2008 г. по делу N А12-5054/08-С52, в котором обращается внимание на то, что "заключение лицензионного договора с правообладателем в обязательном порядке не предусмотрено Гражданским кодексом РФ, иными законами. Лицензионный договор не является публичным и требует согласия РАО на его заключение. Ответчик (РАО) не согласен заключать договор, и у него такая обязанность в силу Гражданского кодекса Российской Федерации не возникает. Деятельность ответчика попадает в сферу правоотношений, регулируемых статьей 1243 ГК РФ, по смыслу которой "организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ей в управление правообладателями, на соответствующие способы использования объектов авторских и смежных прав на условиях простой (неисключительной) лицензии и собирает с пользователей вознаграждение за использование этих объектов".
Организация по управлению правами на коллективной основе не вправе отказать пользователю в заключении договора без достаточных оснований.
Организация по управлению правами на коллективной основе размещает в общедоступной информационной системе информацию о правах, переданных ей в управление, включая наименование объекта авторских или смежных прав, имя автора или иного правообладателя.
Предложенный лицензионный договор N 9443/08 не содержит конкретного перечня авторов и их произведений, в протоколе разногласий также не указывается предмет договора, то есть список авторов и их произведений, подлежащих ретрансляции. При отсутствии предмета лицензионного договора оснований для понуждения к его заключению также не имеется".
4. К достаточным основаниям, предусмотренным в абз. 2 п. 1 комментируемой статьи, могут быть отнесены:
- нарушение пользователем договоров, заключенных ранее с организацией по коллективному управлению;
- нарушение пользователем авторских и (или) смежных прав правообладателей;
- наличие серьезных недостатков в учредительных и иных необходимых для заключения договора документах пользователя;
- неспособность пользователя выполнять типовые условия лицензионного договора (предоставлять отчетную документацию в установленном организацией виде, выплачивать вознаграждение в установленной сумме, использовать систему контроля над использованием произведений и (или) объектов смежных прав и т.д.).
Статья 1244. Государственная аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе
Комментарий к статье 1244
1. Под аккредитацией понимается официальное признание компетентности физического или юридического лица в осуществлении деятельности на основе оценки его соответствия определенным критериям. Целью аккредитации является наделение организаций полномочиями, предусмотренными комментируемой статьей. Аккредитацию проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере авторского права и смежных прав, в качестве которого выступает Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 407 "О Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия" <1> данная служба осуществляет функции по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности, а также по нормативно-правовому регулированию в сфере охраны культурного наследия, осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 22. Ст. 2584.
2. В п. 1 комментируемой статьи определены некоторые новые виды управления правами на коллективной основе, в частности управление правом следования в отношении произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (см. комментарий к ст. 1293 ГК).
Положение о государственной аккредитации утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 992 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами", п. 15 которого установлены следующие критерии для аккредитации:
а) возможность осуществления функций по сбору, распределению и выплате вознаграждения на всей или большей части территории Российской Федерации, а также представительство интересов российских обладателей авторского права и смежных прав на российском и мировом рынках;
б) оптимальность размера суммы, удерживаемой из вознаграждения на покрытие фактических расходов заявителя по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения;
в) возможность предоставления всем заинтересованным лицам сведений о правообладателях, правах, переданных в управление организациям, а также об объектах авторского права и смежных прав.
Государственная аккредитация предоставляется сроком на пять лет.
Аккредитация организации отзывается уполномоченным органом в случае:
а) неустранения аккредитованной организацией в установленный уполномоченным органом срок нарушений, по поводу которых уполномоченным органом давались предписания;
б) непредставления в установленный срок в уполномоченный орган ежегодного отчета о деятельности аккредитованной организации;
в) возникшего несоответствия аккредитованной организации требованиям, предъявляемым к ней ГК РФ;
г) представления аккредитованной организацией заявления о добровольном отказе от аккредитации;
д) выявления недостоверных сведений в документах, послуживших основанием для принятия решения об аккредитации;
е) представления в уполномоченный орган ежегодного отчета о деятельности аккредитованной организации, содержащего заведомо ложные сведения.
В случае отзыва аккредитации организация лишается полномочий на управление правами и сбор вознаграждения в сферах коллективного управления, предусмотренных п. 1 комментируемой статьи, в отношении тех правообладателей, с которыми у нее не заключены договоры в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 1242 ГК РФ.
Решение об аккредитации принимается аккредитационной комиссией, Положение о которой утверждено Приказом Росохранкультуры от 23 октября 2008 г. N 92 "Об утверждении Положения об аккредитационной комиссии" <1>.
--------------------------------
<1> Российская газета. N 241. 25.11.2008.
3. Наряду с критериями аккредитации и порядком ее проведения законодателем предусмотрены и другие механизмы:
- контроль за деятельностью прошедших аккредитацию организаций, который будет осуществлять уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
- обязанность организации представлять и публиковать ежегодный отчет;
- утверждение типового устава организаций в порядке, установленном Правительством РФ.
4. Типовой устав, предусмотренный п. 7 комментируемой статьи, утвержден Приказом Минкультуры России от 19 февраля 2008 г. N 30 "О Типовом уставе аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе" <1>.
--------------------------------
<1> БНА. 2008. N 23.
В настоящий момент в сферах управления авторскими правами, указанных в подп. 1, 2 п. 1 комментируемой статьи, государственная аккредитация предоставлена Общероссийской общественной организации "Российское авторское общество"; в сфере управления правом следования (подп. 3 п. 1 комментируемой статьи) государственную аккредитацию получило Некоммерческое партнерство "Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства"; в сфере осуществления смежных прав (подп. 5, 6 п. 1) государственная аккредитация предоставлена Общероссийской общественной организации "Общество по коллективному управлению смежными правами "Всероссийская организация интеллектуальной собственности".