ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 6640
Скачиваний: 2
В настоящее время, поскольку этот вопрос не получил четкого решения в законе, целесообразно в каждом конкретном договоре об отчуждении исключительного права, при заключении которого может возникать вопрос о выплате вознаграждения по комментируемой статье, специально решать вопрос о том, переходит право на такое вознаграждение к приобретателю исключительного права либо остается у его прежнего обладателя.
Статья 1246. Государственное регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности
Комментарий к статье 1246
1. Система федеральных органов исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности включает в себя:
- уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав;
- уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности (отношений, связанных с изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, программами для ЭВМ, базами данных, топологиями интегральных микросхем, товарными знаками и знаками обслуживания, наименованиями мест происхождения товаров);
- уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства;
- федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ на совершение государственной регистрации и иных юридически значимых действий;
- федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям.
2. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав, является Министерство культуры РФ, правовое положение которого определяется Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 406 "О Министерстве культуры Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 22. Ст. 2583.
3. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, является Министерство образования и науки РФ. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 15 мая 2010 г. N 337 "О Министерстве образования и науки Российской Федерации" <1> Министерство осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической деятельности, инновационной деятельности в научно-технической сфере, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2010. N 21. Ст. 2603.
4. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства, является Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России), которое осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство, ветеринарию, растениеводство. Правовое положение Министерства сельского хозяйства РФ определяется Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 450 "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" <1>. В соответствии с п. 5.2.25.1 Положения о Министерстве сельского хозяйства РФ на данное Министерство возложены функции по принятию нормативных правовых актов в целях регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с селекционными достижениями.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2006. N 14. Ст. 1543.
Федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), правовое положение которой регулируется Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 299 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" <1>. Ряд функций, связанных с обеспечением реализации работ по обеспечению выполнения Роспатентом полномочий федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, а также регистрации программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, возложен на Федеральный институт промышленной собственности, являющийся организацией, подведомственной Роспатенту.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2004. N 26. Ст. 2668.
5. К федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на совершение юридически значимых действий в отношении секретных изобретений (ст. 1401 - 1405 ГК), в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2004 г. N 514 "О федеральных органах исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", уполномоченных рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения" <1>, относятся Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Федеральная служба безопасности РФ и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом".
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2004. N 41. Ст. 4046.
Статья 1247. Патентные поверенные
Комментарий к статье 1247
1. Одним из видов договорного представительства является представительство правообладателей и других лиц патентными поверенными в отношениях в сфере патентного права, прав на товарные знаки и другие объекты интеллектуальных прав. В комментируемой статье определяются требования к патентному поверенному, в частности гражданство РФ, постоянное проживание на территории России. Другие требования к патентному поверенному, порядок его аттестации и регистрации, а также его правомочия в отношении ведения дел, связанных с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, устанавливаются Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 316-ФЗ "О патентных поверенных" <1>. Ранее требования к патентным поверенным определялись Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1993 г. N 122 "Об утверждении Положения о патентных поверенных".
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2009. N 1. Ст. 24.
2. Федеральный закон "О патентных поверенных" определяет требования к патентному поверенному, порядок его аттестации и регистрации, а также правомочия патентного поверенного РФ в отношении ведения дел. В качестве патентного поверенного может быть аттестован и зарегистрирован гражданин РФ, который:
1) достиг возраста 18 лет;
2) постоянно проживает на территории Российской Федерации;
3) имеет высшее образование;
4) имеет не менее чем четырехлетний опыт работы в сфере деятельности патентного поверенного в соответствии со специализацией, применительно к которой гражданин выражает желание быть аттестованным и зарегистрированным в качестве патентного поверенного.
Порядок аттестации патентных поверенных определен Приказом Минобрнауки России от 5 октября 2009 г. N 368 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по осуществлению аттестации и регистрации патентных поверенных Российской Федерации, выдачи патентным поверенным регистрационных свидетельств, а также контроля за выполнением патентными поверенными требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации" <1>. Порядок взимания платы за проведение квалификационного экзамена устанавливается Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 568 "Об установлении размера и правил взимания платы за проведение квалификационного экзамена при осуществлении аттестации кандидата в патентные поверенные" <2>.
--------------------------------
<1> БНА. 05.04.2010. N 14.
<2> Собрание законодательства РФ. 2009. N 30. Ст. 3811.
Федеральный закон "О патентных поверенных" предусматривает ряд новелл по сравнению с ранее действовавшими нормами Положения о патентных поверенных, в частности:
- уточнены и более четко сформулированы требования, соблюдение которых необходимо для аттестации и регистрации гражданина в качестве патентного поверенного. Эти требования разграничены по сравнению с Положением о патентных поверенных;
- определены требования к форме доверенности на ведение патентным поверенным дел и порядок взаимодействия с федеральным органом исполнительной власти;
- установлены требования к юридическим лицам, которые вправе заключать с заинтересованными лицами возмездные договоры, содержащие поручения по делам, связанным с правовой охраной и защитой результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;
- определена специализация при сдаче патентными поверенными квалификационного экзамена;
- уточнены права и обязанности патентного поверенного и меры его ответственности в случае нарушений;
- более подробно определено право патентных поверенных на создание общественных объединений и участие в них;
- урегулированы последствия поступления патентного поверенного на государственную службу, а также на работу в государственные учреждения (организации), находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также прекращения деятельности патентного поверенного или реорганизации, ликвидации юридического лица, с которым патентный поверенный заключил трудовой договор;
- конкретизированы последствия смерти или ликвидации доверителя, интересы которого представлял патентный поверенный;
- весьма подробно определены порядок прохождения аттестации кандидатов в патентные поверенные, порядок и условия регистрации, а также публикации сведений о регистрации;
- четко разграничены основания исключения из реестра федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности сведений о патентном поверенном по решению квалификационной комиссии, по решению апелляционной комиссии, по решению суда и др.
Статья 1248. Споры, связанные с защитой интеллектуальных прав
Комментарий к статье 1248
1. Статья 11 ГК РФ наряду с судебной устанавливает административную форму защиты. Комментируемая статья конкретизирует особенности административной формы защиты, в том числе интеллектуальных прав (о защите интеллектуальных прав см. ст. 1252 и комментарий к ней).
Ранее Палата по патентным спорам исполняла функции ликвидированных административных органов Роспатента - Апелляционной палаты и Высшей патентной палаты и представляла собой самостоятельную организацию - федеральное государственное учреждение, правовое положение которой определялось Уставом, утвержденным Приказом Роспатента от 3 февраля 2005 г. N 21 <1>. Согласно распоряжению Правительства РФ от 1 декабря 2008 г. N 1791-р "О реорганизации ФГУ "Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" и ФГУ "Палата по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" было принято решение реорганизовать федеральное государственное учреждение "Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" и федеральное государственное учреждение "Палата по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" путем присоединения второго учреждения к первому. Деятельность Палаты по патентным спорам как структурного подразделения ФИПС Роспатента определена Приказом Роспатента от 22 февраля 2008 г. N 32 "О деятельности коллегий палаты по патентным спорам" <2>.
--------------------------------
<1> Патенты и лицензии. 2005. N 7.
<2> СПС "КонсультантПлюс".
Приказ Роспатента от 22 апреля 2003 г. N 56 "О Правилах подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам" <1> конкретизирует перечень тех споров, которые рассматриваются Палатой по патентным спорам, в частности возражения:
--------------------------------
<1> БНА. 2003. N 31.
- на решение об отказе в выдаче патента или о выдаче патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец;
- на решение о признании заявки на изобретение, полезную модель и промышленный образец отозванной;
- против выдачи патента на изобретение, полезную модель и промышленный образец;
- против действия на территории Российской Федерации ранее выданного авторского свидетельства или патента СССР на изобретение, свидетельства или патента СССР на промышленный образец, евразийского патента на изобретение, выданного в соответствии с Евразийской патентной конвенцией от 9 сентября 1994 г.;
- на решение, принятое по результатам формальной экспертизы заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товаров или на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товаров, об отказе в принятии ее к рассмотрению;
- на решение экспертизы заявленного обозначения по заявке на регистрацию товарного знака, регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товаров или на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товаров, а также на решение о предоставлении или об отказе в предоставлении охраны, осуществленной в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г.;
- на решение о признании отозванной заявки на регистрацию товарного знака, регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товаров или на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товаров;
- против предоставления правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара, выдачи свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара, против действия на территории Российской Федерации произведенной в СССР регистрации товарного знака, знака обслуживания, а также против предоставления охраны международной регистрации знака на территории Российской Федерации;
- против предоставления правовой охраны товарному знаку на имя агента или представителя лица, которое является обладателем исключительного права на этот товарный знак в одном из государств - участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г.;