Файл: ГК_4_комм_Крашенинников_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 6576

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для осуществления сделки по передаче технологии военного назначения необходима также лицензия Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (далее - ФСВТС России) на вывоз технической документации. Для получения лицензии заявитель представляет в ФСВТС России документы, подтверждающие урегулирование с Минюстом России вопросов правовой защиты интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного назначения, которые содержатся в предусмотренной для передачи продукции военного назначения и права на которые принадлежат Российской Федерации. В соответствии с п. 6 Приказа Минюста России от 26 декабря 2002 г. N 355 <1> (в ред. Приказа Минюста России от 16 февраля 2007 г. N 33) "Об утверждении Порядка представления и рассмотрения документов в Министерстве юстиции Российской Федерации для урегулирования вопросов правовой защиты государственных интересов при экспорте продукции военного назначения, содержащей результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации", таким документом является письмо Министерства юстиции РФ с заключением об урегулировании вопросов правовой защиты результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации, при экспорте продукции военного назначения.

--------------------------------

<1> БНА. 2003. N 9.


Основным условием согласования с Минюстом России является заключение организацией - производителем или разработчиком продукции военного назначения лицензионного договора с ФГУ "ФАПРИД" при Минюсте России на право использования при выполнении контракта с иностранным заказчиком результатов НИОКР, полученных за счет средств федерального бюджета в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. N 1132 "О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" <1> и Порядком взимания платежей в соответствии с заключаемыми лицензионными договорами, утвержденным Приказом Минюста России от 21 марта 2008 г. N 72 <2>. Обязанность Минюста России обеспечивать заключение лицензионных договоров с определением в них стоимости использования (передачи) указанных результатов (прав) при принятии решений об экспорте продукции военного назначения, предусматривающих вовлечение в экономический и гражданско-правовой оборот результатов НИОКР военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации, установлена также п. 9 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" <3>.


--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1998. N 40. Ст. 4964.

<2> БНА. 2008. N 16.

<3> Собрание законодательства РФ. 2007. N 31. Ст. 3995.


Заявление на получение лицензии на вывоз продукции военного назначения согласовывается с Министерством обороны РФ или другим государственным заказчиком продукции военного назначения, в интересах которого осуществляются ввоз и (или) вывоз указанной продукции.

В практике военно-технического сотрудничества имеют место случаи, когда российские участники военно-технического сотрудничества передают иностранным заказчикам технологии под видом поставки товаров (вещей), к которым законодательством отнесена конструкторская документация. Несмотря на то что такие сделки очевидно носят притворный характер, формально они не вызывают подозрений у органов исполнительной и судебной власти Российской Федерации. Так, по мнению Федерального арбитражного суда Московского округа, организация лицензионного производства танков Т-90 российской разработки в Индии осуществлялась в соответствии с действующим российским законодательством, несмотря на то что иностранным заказчикам передавались не права на использование результатов интеллектуальной деятельности, а конструкторская документация <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Московского округа от 30 июня 2003 г. N КА-А40/3989-03.


В отношении технологий, подпадающих под действие законодательства об экспортном контроле, но не относящихся к продукции военного назначения, применяется Положение о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. N 691 <1>. Основным отличием процедуры выдачи лицензии от порядка, принятого в сфере военно-технического сотрудничества, является то, что заявитель представляет документ, подтверждающий направление в Министерство юстиции РФ документов, необходимых для урегулирования вопросов правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности, использованных при создании передаваемой иностранному лицу продукции, права на которые принадлежат государству, а не документы, подтверждающие это урегулирование. Согласование документов на выдачу лицензии с государственным заказчиком законодательством об экспортном контроле не предусмотрено.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 38. Ст. 4324.


4. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи сделки, предусматривающие использование единой технологии за пределами Российской Федерации, подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность.


Согласно п. 2 ст. 14 Закона о передаче прав на единые технологии порядок государственной регистрации сделок, предусматривающих использование единых технологий гражданского назначения на территориях иностранных государств, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 280 <1>, эти функции возложены на Минобрнауки России. В соответствии с п. 3 ст. 14 указанного Закона для государственной регистрации сделки, предусматривающей использование единой технологии гражданского назначения на территории иностранного государства, представляются следующие документы:

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2004. N 25. Ст. 2562.


1) заявление лица, осуществляющего передачу права на единую технологию;

2) документы, на основании которых лицо приобрело право на единую технологию, либо нотариально заверенные копии таких документов;

3) соответствующее соглашение (договор) о передаче права на единую технологию гражданского назначения для использования на территории иностранного государства;

4) согласие в письменной форме государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств на передачу права на единую технологию гражданского назначения для использования на территории иностранного государства либо документы, подтверждающие обращение лица, осуществляющего передачу права на данную единую технологию, за получением согласия государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств в срок не позднее чем за три месяца до даты подачи документов для государственной регистрации соответствующей сделки;

5) нотариально заверенные копии учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации лица, заключившего соответствующее соглашение (договор) о передаче права на единую технологию гражданского назначения для использования на территории иностранного государства (в случае, если указанные документы составлены на иностранном языке, представляются их нотариально заверенные переводы), - для юридических лиц;

6) документы, удостоверяющие личность (в случае, если указанные документы составлены на иностранном языке, представляются их нотариально заверенные переводы), - для физических лиц;

7) доверенность в случае, если от имени лица, заключившего соответствующее соглашение (договор) о передаче права на единую технологию гражданского назначения для использования на территории иностранного государства, выступает представитель;

8) документ, подтверждающий уплату пошлины за государственную регистрацию соответствующей сделки.


Согласно п. 2.2.2 Приказа Роспатента от 24 марта 2009 г. N 42 функции по внесению на основании решений Роспатента записей в реестр сделок, предусматривающих использование единой технологии за пределами Российской Федерации, возложены на Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

5. С момента вступления в силу Закона о передаче прав на единые технологии нормы ст. 1551 ГК РФ не подлежат применению в отношении экспорта единых технологий военного, специального и двойного назначения, поскольку в соответствии со ст. 15 упомянутого Закона "передача прав на единые технологии военного, специального или двойного назначения, а также прав на отдельные результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав этих единых технологий, для использования на территориях иностранных государств осуществляется в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля".

Нормами законодательства об экспортном контроле государственная регистрация сделок по передаче прав на технологии не предусмотрена. В соответствии с п. 21 Положения о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, утвержденного Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 г. N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами", подписанные контракты регистрируются Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству в целях их учета. Отсутствие регистрации не влияет на действительность сделок.


18 декабря 2006 года N 231-ФЗ




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 202-ФЗ,

от 30.12.2008 N 296-ФЗ, от 12.04.2010 N 61-ФЗ)


Статья 1


Комментарий к статье 1


1. В современной России при принятии кодифицированных актов "параллельно" принимаются так называемые вводные законы, предметом которых являются переходные положения, касающиеся введения в действие ряда законодательных актов, в рассматриваемом случае - части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, а также предыдущих частей Кодекса <1>. Безусловно, комментируемым Законом отменяются акты в связи с принятием части четвертой ГК РФ.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: комментарий к ст. 1 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011. С. 1284.



2. Часть четвертая ГК РФ была принята 24 ноября 2006 г. и вступила в силу спустя более года, что было сделано с целью ознакомления с новеллами Кодекса, принятия необходимых подзаконных актов, формирования единых подходов к толкованию норм комментируемой части ГК РФ. До 2006 г. относительно систематизации норм законодательства об объектах исключительных прав высказывались разные точки зрения. Так, говорилось:

о необходимости принятия специального Кодекса интеллектуальной собственности (М.А. Федотов <1>, Д.Ю. Шестаков <2>);

--------------------------------

<1> Труды по интеллектуальной собственности. Т. 1. Проблемы интеллектуальной собственности в Гражданском кодексе России: Материалы международной научно-теоретической конференции. М., 1999. С. 61.

<2> Шестаков Д.Ю. Интеллектуальная собственность в Российской Федерации: теоретико-правовой анализ: Автореф. дис. ... д.ю.н. М., 2000. С. 20.


о сокращенном варианте кодифицированных норм в Гражданском кодексе РФ (А.П. Сергеев <1>, В.И. Еременко <2>);

--------------------------------

<1> Сергеев А.П. О проекте раздела V "Право интеллектуальной собственности" (исключительные права) части третьей ГК РФ. Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2000. N 1. С. 33 - 40.

<2> Еременко В.И. Гражданский кодекс РФ и интеллектуальная собственность // Государство и право. 2003. N 1. С. 45 - 47.


о включении норм об интеллектуальной собственности в отдельные разделы и главы в первой, второй и третьей частях Гражданского кодекса РФ (П.В. Степанова <1>, Э.П. Гаврилов <2>;

--------------------------------

<1> Проект, разработанный Министерством по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Российской Федерации. См., например: Круглый стол в газете "Известия" "Интеллектуальная собственность в Гражданском кодексе России" // Информационное право. 2006. N 2; СПС "КонсультантПлюс".

<2> Гаврилов Э.П. Интеллектуальная собственность: правовое регулирование, проблемы и перспективы // Законодательство. 2001. N 4. С. 8; СПС "КонсультантПлюс".


о подробном урегулировании отношений в сфере объектов исключительных прав в Гражданском кодексе РФ, ранее - в третьей части, а теперь - в четвертой (В.А. Дозорцев <1> - с сохранением многоуровневой системы законодательства, А.Л. Маковский - без такового).

--------------------------------

<1> Дозорцев В.А. О проекте раздела V Гражданского кодекса "Исключительные права" // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2000. N 1. С. 12 - 32.


3. Часть четвертая Гражданского кодекса РФ представляет собой заключительный акт кодификации гражданского законодательства, российской системы частного права в целом и окончательного формирования "конституции" гражданского права - Гражданского кодекса Российской Федерации, состоящего из четырех частей и 1551 статьи.

4. Часть четвертая ГК РФ вступила в силу с 1 января 2008 г. в полном объеме.