Файл: ГК_4_комм_Крашенинников_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 6581

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Закрепление права на часть технологии за одним лицом никак не влияет ни на использование технологии в целом, ни на распоряжение правом на нее.


Статья 1550. Общие условия передачи права на технологию


Комментарий к статье 1550


1. В комментируемой статье используется конструкция "право на технологию", согласно п. 3 ст. 1542 ГК РФ такое право представляет собой право использовать результаты интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта. Это право возникает на основании договоров с обладателями исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии. В состав единой технологии могут входить также охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, созданные самим лицом, организовавшим ее создание. Таким образом, право на единую технологию включает в себя совокупность прав на использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, входящих, в соответствии с п. 1 ст. 1542 ГК РФ, в состав технологии. Это могут быть как исключительные права, являющиеся абсолютными, полученными по договору об отчуждении исключительного права, созданные или приобретенные лицом, организовавшим создание единой технологии, как работодателем в отношении служебных результатов интеллектуальной деятельности, так и права, полученные по иным основаниям. Кроме того, это могут быть обязательственные права, полученные по лицензионному договору.

Распоряжение правом на единую технологию осуществляется путем распоряжения правами на отдельные виды объектов, входящих в состав единой технологии как сложного объекта. Передача права на технологию полностью или частично другим лицам включает в себя передачу совокупности прав на результаты интеллектуальной деятельности в составе технологии, а именно исключительных прав или прав на использование (отдельных правомочий). В первом случае заключается договор об отчуждении исключительного права, во втором - лицензионный договор.

Если в состав единой технологии входят результаты интеллектуальной деятельности, права на которые имеют разный объем (например, на одни объекты приобретены исключительные права, на другие - права на использование по лицензионному договору), то может быть заключен лишь лицензионный договор, но не договор об отчуждении исключительного права.

2. К иным договорам, предусмотренным в абз. 1 комментируемой статьи, относятся договоры залога, договоры продажи предприятия и др. В любом случае передача прав на единую технологию возможна путем отчуждения исключительного права или предоставления права использования результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав технологии. Причем к этим договорам применяются соответствующие правила, относящиеся к содержанию (существенным условиям и т.п.), форме, государственной регистрации и т.д. Так, например, если в состав единой технологии входят объекты патентного права, то договоры об отчуждении исключительного права, как и лицензионные договоры, а также договоры, содержащие условия о распоряжении правами на эти объекты, подлежат государственной регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.


3. Отношения по распоряжению правами на единые технологии гражданского, военного, специального или двойного назначения, которые принадлежат Российской Федерации или субъекту Федерации либо совместно Российской Федерации или субъекту Федерации и иным лицам, регулируются Законом о передаче прав на единые технологии.

Передача прав на единые технологии осуществляется по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров об отчуждении прав на единые технологии либо по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения лицензионных договоров о предоставлении прав на использование единых технологий (договоры о передаче прав на единые технологии). Согласно ст. 8 вышеназванного Закона передача прав на единые технологии без проведения конкурсов или аукционов осуществляется в случае, если лица, которым права на единые технологии принадлежат совместно с Российской Федерацией или субъектом Федерации, согласились приобрести права на единые технологии в полном объеме. Передача прав на единые технологии без проведения аукционов также осуществляется, если:

1) к участию в аукционе допущено только одно лицо;

2) к участию в аукционе ни одного лица не допущено или все лица, допущенные к участию в аукционе, отказались заключить договоры о передаче прав на единые технологии;

3) конкурс на право заключения договора о безвозмездном отчуждении права на единую технологию или о безвозмездном предоставлении права на использование единой технологии по лицензионному договору признан несостоявшимся.

4. Абзац 2 комментируемой статьи регламентирует особенности передачи части единой технологии. Согласно п. 5 ст. 1549 ГК РФ часть технологии может иметь самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от иных частей этой технологии. При этом если часть технологии, право на которую принадлежит нескольким лицам, может иметь самостоятельное значение, соглашением между правообладателями может быть определено, право на какую часть технологии принадлежит каждому из правообладателей. При этом право на технологию в целом, а также распоряжение правом на нее осуществляются совместно всеми правообладателями.

5. Ограничения распоряжения правом на единую технологию, о которых говорится в абз. 1 комментируемой статьи, могут быть предусмотрены на уровне федерального законодательства, в том числе ГК РФ. Так, например, в соответствии со ст. 1551 ГК РФ право на технологию может передаваться для использования единой технологии на территориях иностранных государств при условии получения согласия государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств в соответствии с законодательством о внешнеэкономической деятельности. При отсутствии такого согласия правообладатель ограничен в распоряжении правом на единую технологию.


Пункт 3 ст. 1548 ГК РФ также устанавливает ограничения, связанные с определением возможного или безвозмездного характера передачи права на единую технологию. В случаях, когда внедрение технологии имеет важное социально-экономическое значение либо важное значение для обороны или безопасности Российской Федерации, а размер затрат на ее внедрение делает экономически неэффективным возмездное приобретение права на технологию, передача права на такую технологию Российской Федерацией, субъектом Федерации или иным правообладателем, получившим соответствующее право безвозмездно, также может осуществляться безвозмездно. Случаи, в которых допускается безвозмездная передача права на технологию, определяются Правительством РФ.


Статья 1551. Условия экспорта единой технологии


Комментарий к статье 1551


1. Абзац 1 п. 1 комментируемой статьи устанавливает норму, в соответствии с которой единая технология должна иметь практическое применение (внедрение) преимущественно на территории России. Очевидно, данное требование относится не к технической реализации соответствующих разработок на территории иностранных государств, а к условиям договоров на создание и использование единых технологий. Поскольку единые технологии создаются за счет или с привлечением средств бюджетов соответствующих публичных образований (ст. 1543 ГК), закон охраняет в данном случае публичный интерес по созданию соответствующих рабочих мест и источников поступления налоговых средств на территории Российской Федерации.

Требование о практическом применении технологии на территории субъекта Федерации, за счет средств которого оплачена разработка, законом не предусмотрено, что соответствует положению ч. 1 ст. 8 Конституции РФ о гарантиях единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности.

2. Абзац 2 п. 1 комментируемой статьи определяет, что наряду с необходимостью соблюдения требований, предусмотренных законодательством о внешнеэкономической деятельности, для передачи права на технологию для использования ее на территориях иностранных государств необходимо согласие государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств, по договорам с которыми осуществлялось финансирование создания единой технологии.

Отчуждение права на технологию для ее использования на территории иностранного государства ГК РФ не предусматривает.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <1> государственными заказчиками могут выступать соответственно органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Федерации, а также уполномоченные указанными органами государственной власти на размещение заказов получатели бюджетных средств. При этом в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" государственным заказчиком вооружения и военной техники, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по их разработке, а также по созданию новых технологий производства вооружения и военной техники в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности государства может быть только федеральный орган исполнительной власти, имеющий в своем составе войска и вооруженные формирования в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами. Распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств (ст. 158 БК).


--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.


В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона о передаче прав на единые технологии согласие на передачу технологии для использования на территории иностранного государства может быть дано в отношении технологии гражданского назначения при условии представления лицом, которому принадлежит право на единую технологию, доказательств невозможности самостоятельного практического применения этой единой технологии или передачи права на нее третьим лицам для практического применения на территории России. Правительством РФ должен быть установлен порядок получения согласия государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств на передачу права на единую технологию гражданского назначения для использования на территориях иностранных государств, а также предоставлен перечень сведений, необходимых для доказательства невозможности самостоятельного практического применения этой единой технологии лицом, которому принадлежит право на эту единую технологию, или передачи права на нее третьим лицам для практического применения на территории РФ.

Упомянутое выше условие предоставления согласия на передачу права на использование технологии на территории иностранного государства, как представляется, не в полной мере соответствует потребностям оборота и публичным интересам государства. Как показывает опыт наиболее развитых в экономическом отношении государств, стратегия ограничения экспорта передовых технологий является эффективной только до определенного момента, связанного с насыщением внутреннего рынка и созданием новых технологий более высокого уровня. В дальнейшем экспорт устаревающих технологий может отвечать потребностям страны. Существенно, что в отношении технологий военного, двойного и специального назначения, где публичный интерес выражен намного сильнее, подобное требование отсутствует. Это обусловлено тем, что в сфере военно-технического сотрудничества передача технологий, в том числе новейших, является обычной практикой, нецелесообразность запрета на экспорт технологий, которые могут использоваться на территории РФ, при принятии Закона о передаче прав на единые технологии была очевидной.

3. Законодательство о внешнеэкономической деятельности, к которому отсылает комментируемая статья, предусматривает особый правовой режим для передачи технологий военного, двойного и специального назначения. Согласно п. 2 ст. 36 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" "в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю интеллектуальной собственностью, если эти меры необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка, охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, выполнения международных обязательств Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства и в других предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях". По п. 3 ст. 1 этого же Закона "особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами Российской Федерации, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и об экспортном контроле". При этом в соответствии с абз. 3 ст. 2 Федерального закона "Об экспортном контроле" "экспортный контроль в отношении вооружения и военной техники, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (интеллектуальной собственности), являющихся продукцией военного назначения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества". Базовым нормативным правовым актом в этой сфере является Федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (далее - Закон о военно-техническом сотрудничестве).


В соответствии со ст. 1 Закона о военно-техническом сотрудничестве "военно-техническое сотрудничество - деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения". Согласно абз. 3 этой же статьи Закона о военно-техническом сотрудничестве "продукция военного назначения - вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области". Результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), являются важной составной частью продукции военного назначения продукции военного назначения.

Как показывает анализ ограничений оборота исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в сфере военно-технического сотрудничества <1>, законодательством предусмотрен общий запрет на оборот продукции военного назначения, в том числе результатов интеллектуальной деятельности и исключительных прав на них. Вопросы заключения внешнеторговых сделок, ввоза и вывоза продукции военного назначения регулируются Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 г. N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" и утвержденными им положениями, в числе которых:

--------------------------------

<1> Кудашкин В.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами". М.: Междунар. отношения, 2002. С. 91 - 92.


- Положение о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

- Положение о порядке рассмотрения обращений иностранных заказчиков и согласования проектов решений Президента РФ, Правительства РФ и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о поставках продукции военного назначения;

- Положение о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения.

В соответствии с п. 2 Положения о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами исключительно Президент РФ принимает решения о передаче иностранным заказчикам лицензий на производство продукции военного назначения. В соответствии с терминологией гл. 77 ГК РФ и практикой военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами передача лицензий на производство продукции военного назначения означает передачу права на технологию для ее использования на территории иностранного государства.