Файл: ГК_4_комм_Крашенинников_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 6582

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7. Содержание, форма договоров о передаче прав на единые технологии должны подчиняться как специальным нормам о единых технологиях, так и нормам о договорах о распоряжении исключительными правами на те результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав единой технологии, а также общим положениям гл. 69 ГК РФ о названных договорах и конечно же общим положениям о договорах, обязательствах, сделках.

Так, договоры о передаче прав на единые технологии должны содержать наряду с существенными условиями, установленными ст. 1234 - 1236 ГК РФ, следующие существенные условия:

1) описание единой технологии, передача права на которую осуществляется, перечень охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии, сроки действия документов, удостоверяющих исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (патентов, свидетельств);

2) план реализации единой технологии, обеспечивающий практическое применение единой технологии на территории Российской Федерации и достижение определенных экономических или иных показателей в результате ее практического применения;

3) порядок и сроки представления отчетности о выполнении плана реализации единой технологии лицом, приобретшим право на единую технологию;

4) обязанность лица, приобретшего право на единую технологию по договору об отчуждении права на единую технологию, выдать безвозмездную простую (неисключительную) лицензию субъекту, указанному лицом, осуществляющим от имени Российской Федерации распоряжение правом на единую технологию, если впоследствии возникнет необходимость применения единой технологии для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Закона о передаче прав на единые технологии).

Нормы ч. 3, 4 ст. 10 Закона о передаче прав на единые технологии свидетельствуют о том, что такие договоры относятся к категории договоров присоединения. Лица, приобретающие права на единые технологии, вправе требовать в судебном порядке изменения существенных условий данных договоров только в случае, если их содержание лишает лиц, приобретающих права на единые технологии, того, на что они могли бы рассчитывать при заключении таких договоров.

Примерные формы договоров о передаче прав на единые технологии утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2009 г. N 880.


Статья 1548. Вознаграждение за право на технологию


Комментарий к статье 1548


1. Содержание комментируемой статьи дает основания сказать, что приобрести право на технологию можно безвозмездно либо за вознаграждение. При этом приобретение права на технологию по каждому из этих условий регламентировано законом. Так, если технология создана за счет или с привлечением средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации на безвозмездной основе, то первичное право принадлежит исполнителю также безвозмездно, за исключением случаев, когда это право в соответствии с п. 1 ст. 1546 ГК РФ принадлежит Российской Федерации или субъекту Федерации. В этих случаях исполнитель обязан в соответствии с п. 2 ст. 1544 ГК РФ принять меры для признания за ним и получения прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности для последующей передачи этих прав соответственно Российской Федерации или субъекту Федерации, которые также приобретают указанные права безвозмездно.


В связи с тем, что другие основания безвозмездной передачи права на технологию определены п. 3 комментируемой статьи, представляется целесообразным рассмотреть их в совокупности с основаниями, содержащимися в п. 1 этой же статьи. Итак, условия последующей передачи права на технологию на безвозмездной основе делятся на несколько групп:

а) внедрение технологии имеет важное социально-экономическое значение;

б) внедрение технологии имеет важное значение для обороны Российской Федерации;

в) внедрение технологии имеет важное значение для безопасности Российской Федерации;

г) размер затрат на внедрение делает экономически неэффективным возмездное приобретение права на технологию;

д) правообладатель получил соответствующее право безвозмездно.

Следует обратить внимание на то, что безвозмездная передача права на единую технологию, имеющую важное значение в одной из указанных сфер, возможна лишь при наличии одновременно условий, названных в п. "г" и "д", т.е. размер затрат на внедрение технологии делает экономически неэффективным возмездное приобретение права на технологию и передающая сторона (правообладатель) получила право на технологию безвозмездно. Ю.П. Свит уточняет эти условия: признак затратности относится не к процессу использования технологии, а к процедуре ее внедрения. Само по себе использование технологии по завершении процедуры внедрения может быть прибыльным <1>.

--------------------------------

<1> Свит Ю.П. Правовое регулирование использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. N 1.


Поскольку законодатель не определил субъектов, которые вправе устанавливать значимость технологии и неэффективность ее приобретения на возмездной основе, в научной литературе высказано мнение, что эти юридические факты должно доказать лицо, заинтересованное в приобретении и внедрении технологии <1>.

--------------------------------

<1> Гаврилов Э.П., Городов О.А., Гришаев С.П. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть четвертая. М.: Проспект, 2009.


Дополнением к указанным основаниям безвозмездного приобретения права на технологию являются случаи, определенные Правительством РФ, которые, кстати говоря, делают этот перечень не только открытым, но и распространяют его на ситуации, когда право на технологию принадлежит нескольким лицам.

В.И. Еременко, анализируя полномочия Правительства РФ расширить перечень случаев безвозмездной передачи права на единую технологию, приходит к выводу, что комментируемая норма является рамочной, поскольку конкретизация существенных условий отражается в специальных актах Правительства РФ. При этом если учесть, что создание технологии осуществляется за счет бюджетных средств или с их привлечением, то говорить о безвозмездном характере предоставления права на технологию в указанных выше случаях можно только условно <1>.


--------------------------------

<1> Еременко В.И. Единая технология и принадлежность прав на нее в соответствии с частью четвертой ГК РФ // Адвокат. 2008. N 8.


И.А. Зенин, не называя комментируемую статью рамочной, также отмечает ее взаимосвязь с правилами ст. 1240 ГК РФ, которые применяются и к праву использования результатов интеллектуальной деятельности в составе подобных технологий <1>.

--------------------------------

<1> Зенин И.А. Исключительное интеллектуальное право (право интеллектуальной собственности) как предмет гражданского оборота // Законодательство. 2008. N 8.


2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает общие правила (условия и порядок) возмездного отчуждения права на технологию. В данной норме законодатель исходил из принципа свободы договора, который не только предоставляет сторонам право использовать любой из дозволенных для таких ситуаций договор, но и обязывает определить в нем размер вознаграждения за право на технологию, а также условия и порядок его оплаты. В связи с тем, что п. 2 комментируемой статьи указывает на эти условия, их следует признать существенными. Соответственно при отсутствии таких условий договор считается незаключенным (абз. 2 п. 3 ст. 1234 ГК), поскольку правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК РФ, для таких ситуаций не применяются.

Однако следует отметить, что если право на технологию отчуждается путем проведения торгов, то условие о начальной цене, а также форма и порядок оплаты определяются в конкурсной документации или документации об аукционе и доводятся до сведения претендентов в извещении о проведении торгов. Окончательная цена при отчуждении права на технологию на торгах определяется по результатам этих торгов <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее о порядке проведения торгов, по результатам которых производится передача прав на результаты интеллектуальной деятельности, см.: Свит Ю.П. Указ. соч.


Следует также обратить внимание на то, что ГК РФ не ограничился обычной ссылкой на "право сторон заключить договор", а сделал уточнение: "в том числе по результатам конкурса или аукциона". Такая редакция обусловлена тем, что единая технология создается, как правило, в рамках государственного, в том числе оборонного, заказа, который размещается по результатам торгов, проведенных в форме конкурса или аукциона путем заключения:

- договора об отчуждении права на единую технологию;

- лицензионного договора о предоставлении права на использование единой технологии;

- договора о выполнении дополнительных работ по доведению единой технологии до стадии практического применения с учетом потребностей заинтересованного лица.

О значимости указанных договоров и их существенных условиях можно судить по тому факту, что их примерные формы утверждены Постановлением Правительства РФ <1>.

--------------------------------


<1> Постановление Правительства РФ от 31 октября 2009 г. N 880.


Характерно, что к любому из названных договоров в качестве неотъемлемой части прилагается план реализации единой технологии, который должен содержать этапы календарных дат действий приобретателя прав, позволяющих осуществить практическое применение (использование, внедрение) на территории РФ единой технологии, и включать в себя перечень экономических и иных показателей, которые должны быть достигнуты приобретателем в результате практического применения (использования, внедрения) единой технологии.


Статья 1549. Право на технологию, принадлежащее совместно нескольким лицам


Комментарий к статье 1549


1. Глава 77 ГК РФ содержит две модели распределения прав на единую технологию. Первая модель действует, если финансирование создания технологии осуществлялось только из бюджета: в этом случае право на технологию принадлежит организатору ее создания с исключениями, установленными ст. 1546 ГК РФ, причем это распределение прав невозможно изменить договором. Если же для создания технологии привлекаются и средства иных инвесторов (которыми могут быть любые лица - физические и юридические, публично-правовые образования, иностранные и российские лица и т.д.), то ситуация меняется: стороны сами определяют, кого включить в состав правообладателей.

2. В случае совместного обладания правом на единую технологию применяется схема, значительно отличающаяся от закрепленной в общих положениях части четвертой ГК РФ (п. 3 ст. 1229). Когда исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации принадлежит нескольким лицам совместно и каждый из правообладателей вправе использовать такой результат или средство по своему усмотрению, если соглашением между ними не будет предусмотрено иное, то в этом случае комментируемая статья закрепляет императивное правило: осуществление права на единую технологию всегда осуществляется правообладателями совместно. Это означает необходимость согласования порядка использования технологии, в том числе и установление того, может ли каждый из правообладателей использовать единую технологию для собственных нужд, и т.д.

Формы согласования общей воли правообладателей закон не предписывает, но очевидно, что для предотвращения споров целесообразно заключение письменного соглашения между правообладателями, что может быть сделано как в инвестиционном договоре (или ином соглашении, на основании которого создается технология), так и в отдельном.

3. Любые сделки в отношении единой технологии (включая отчуждение права, лицензионный договор, договор залога права на единую технологию и т.д.) могут совершаться правообладателями только совместно (с учетом того, что правообладатели могут уполномочить одно или более лиц представлять свои интересы), в противном случае сделка будет являться недействительной. Однако следует заметить, что в этом случае речь идет не о ничтожности сделки, а лишь о ее оспоримости (см. п. 3 комментируемой статьи), поэтому если иные правообладатели не будут оспаривать сделку, то она будет являться действительной. Срок исковой давности по требованию о признании такой сделки недействительной и применению последствий ее недействительности составляет один год со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной (п. 2 ст. 181 ГК).


4. Из общего правила о совместном распоряжении правом на единую технологию сделано одно исключение - в ст. 12 Закона о передаче прав на единые технологии. Согласно п. 2 этой статьи лицо, осуществляющее распоряжение правом на единую технологию от имени Российской Федерации или субъекта Федерации, имеет право распорядиться правом на данную единую технологию (с учетом интересов всех лиц, которым право на данную единую технологию принадлежит совместно с Российской Федерацией или субъектом Федерации) даже в случае, если не достигнуто общее согласие о передаче права на единую технологию. При этом в соответствии с п. 1 ст. 12 указанного Закона все иные правообладатели имеют преимущественное право на приобретение права на единую технологию в полном объеме. Лицо, осуществляющее от имени Российской Федерации или субъекта Федерации распоряжение правом на единую технологию, обязано предложить в первоочередном порядке этим лицам приобрести право на единую технологию в полном объеме. Условия договора об отчуждении права на единую технологию должны предусматривать отсрочку в выплате вознаграждения за отчуждение права на единую технологию на срок не менее чем один год.

5. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает возможность признания сделки по распоряжению правом на единую технологию недействительной, если другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать об отсутствии этих полномочий. Представляется, что если лицо знает об обладателях права на данную единую технологию, то ему следует убедиться в наличии согласия всех правообладателей на совершение сделки.

6. Соглашением между правообладателями может быть предусмотрено, каким образом осуществляются распределение доходов от использования технологии (куда можно включить и доходы, полученные отдельными правообладателями) и распоряжение правом на нее. Если стороны не договорятся о распределении таких доходов, то в силу п. 3 ст. 1229 ГК РФ доходы будут распределяться поровну.

7. Пункт 5 комментируемой статьи касается вопросов использования частей технологии. Если технология не имеет самостоятельного значения (т.е. не может быть использована в отрыве от единой технологии независимо от иных частей технологии), то закреплять право одного из правообладателей на эту часть нельзя. Если же такое самостоятельное значение части технологии очевидно, то стороны могут договориться о принадлежности права на нее определенному лицу, при отсутствии такого соглашения она будет принадлежать всем им совместно.

Очевидно, что предоставление одному из обладателей права на единую технологию еще и права на часть технологии может поставить других обладателей права на технологию в зависимость от него, так как они не смогут использовать технологию без его согласия. Для предотвращения возникновения такой ситуации Кодекс устанавливает, что даже в случае, когда право на часть технологии закреплена за отдельным лицом, каждый из правообладателей все равно вправе использовать эту часть по своему усмотрению. Однако доходы от использования этой части будут поступать лицу, которому принадлежит право на нее, независимо от того, кем из правообладателей используется эта часть. Это не касается доходов от использования единой технологии в целом - вычленять часть дохода, приходящуюся на конкретную часть технологии, не требуется.