Файл: ГК_4_комм_Корчагина_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2791

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом лицензионный договор, предусматривающий использование результата интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, по общему правилу заключается на весь срок и в отношении всей территории действия исключительного права.

Лицу, организовавшему создание единой технологии, принадлежит такое неимущественное право, как право указывать свое имя или наименование.


Статья 1543. Сфера применения правил о праве на технологию


Комментарий к статье 1543


В комментируемой статье определена сфера применения положений главы о единой технологии.

По правилам статьи положения главы применяются к отношениям, связанным с правами на технологию гражданского, военного, специального или двойного назначения.

Обязательным условием применения правил о единой технологии является то, что последняя должна быть создана за счет или с привлечением средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Бюджетные средства могут выделяться для оплаты по государственным контрактам, по другим договорам, для финансирования по сметам доходов и расходов, а также в виде субсидий.

Под государственным или муниципальным контрактом, согласно ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Согласно Бюджетному кодексу под субсидией понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Прямой запрет на применение вышеуказанных правил установлен в отношении единой технологии, созданной с привлечением средств или бюджетов субъектов Российской Федерации на возмездной основе в форме бюджетных кредитов.

В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетный кредит - это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

При регулировании отношений по созданию единой технологии на практике возникает вполне закономерный вопрос о том, какими нормами регулируются отношения по созданию единой технологии юридическими лицами в процессе осуществления своей производственной (хозяйственной) деятельности.

По правилам ст. 1542 единая технология - результат научно-технической деятельности, который включает в том или ином сочетании различные результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране.

В настоящее время существует большое количество различных юридических лиц, занимающихся научно-производственной деятельностью без привлечения бюджетных средств.


Например, московская компания ООО НВП "ИНЭК" разрабатывает не только программное обеспечение, но и правила его применения в той или иной сфере, в том числе банковского и страхового дела. Правила применения носят научный характер и являются объектом авторского права.

Более того, пример ООО НВП "ИНЭК" не единичен.

В совокупности программа для ЭВМ и научное произведение (объект авторского права) служат технологической основой деятельности банков, в частности, по расчету рисков. Следовательно, в соответствии с установленной терминологией данное сочетание результатов интеллектуальной деятельности является единой технологией.

К данным отношениям в первую очередь применяются положения ст. 1240 Кодекса, и если следовать правилам ст. 1543 Кодекса, то нормы, посвященные единой технологии, не могут применяться к объектам, созданным юридическими лицами без привлечения бюджетных средств.

В таких обстоятельствах отношения по созданию юридическими лицами сложных объектов, подпадающих под понятие "единая технология", без привлечения бюджетных средств остаются не урегулированными нормами гражданского законодательства.

В этом случае более правильно применять положения ст. 6 Кодекса об аналогии закона; когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).


Статья 1544. Право лица, организовавшего создание единой технологии, на использование входящих в ее состав результатов интеллектуальной деятельности


Комментарий к статье 1544


Комментируемая статья регламентирует права лица, организовавшего создание единой технологии, на использование входящих в ее состав результатов интеллектуальной деятельности.

Согласно п. 1 комментируемой статьи право на созданную с привлечением средств федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации единую технологию принадлежит лицу, организовавшему создание единой технологии.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи на лицо, которому принадлежит право на единую технологию, возложена обязанность принимать меры к признанию и получению прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Согласно п. 3 комментируемой статьи, если для составляющих единую технологию результатов интеллектуальной деятельности предусмотрены различные способы охраны, то лицу, обладающему правом на единую технологию, принадлежит право выбрать тот способ охраны, который соответствует его интересам и обеспечивает практическое применение.


Статья 1545. Обязанность практического применения единой технологии


Комментарий к статье 1545


В соответствии с правилами комментируемой статьи создание единой технологии влечет за собой для лица, которому принадлежит право на единую технологию, обязанность использовать ее на практике (внедрять).


Данная обязанность переходит на любое лицо, которому передается или переходит право на единую технологию.

По правилам п. 2 комментируемой статьи содержание обязанности внедрения единой технологии, сроки, другие условия и порядок исполнения этой обязанности, последствия ее неисполнения и условия прекращения определяются Правительством Российской Федерации в соответствующем нормативном правовом акте.


Статья 1546. Права Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на технологию


Комментарий к статье 1546


Комментируемая статья устанавливает случаи, когда право на технологию, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета, принадлежит Российской Федерации:

единая технология непосредственно связана с обеспечением обороны и безопасности России; в целях предотвращения споров цель применения единой технологии должна быть указана в договоре;

Российская Федерация до создания единой технологии или впоследствии приняла на себя финансирование работ по доведению единой технологии до стадии практического применения;

исполнитель не обеспечил до истечения шести месяцев после создания единой технологии совершение всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав единой технологии.

Данное положение Кодекса не вполне понятно. Если исполнитель не обеспечил всех вышеназванных действий, то с его стороны допущено нарушение имущественных прав правообладателя на результаты интеллектуальной деятельности, а такое несоблюдение имущественных прав правообладателя не может стать основанием для возникновения прав на использование единой технологии Российской Федерации. Несоблюдение имущественных прав правообладателя служит основанием для привлечения нарушителя к ответственности, установленной законом.

В пункте 2 комментируемой статьи установлены случаи, когда право на единую технологию принадлежит субъекту Российской Федерации. В отличие от Российской Федерации перечень случаев, когда права принадлежат субъекту Российской Федерации, сокращен до двух.

В этом же пункте нашло отражение такое же правило, что и в отношениях с Российской Федерацией.

Из пункта 3 комментируемой статьи следует, что, когда право принадлежит Российской Федерации или ее субъекту, на исполнителя возлагается обязанность принять меры для признания за ним права и получения права на результаты интеллектуальной деятельности для последующей передачи Российской Федерации или ее субъекту.

Однако Гражданский кодекс не регулирует ситуации, когда правообладатель отказывается заключить с исполнителем тот или иной договор. В этом случае речь идет об отчуждении нематериальных активов (основных средств) организации-правообладателя. Не каждый хозяйствующий субъект готов отдать свои основные средства, так как это может привести к неспособности организации-правообладателя осуществлять свою основную коммерческую деятельность, к невозможности получать доходы.


Согласно п. 4 комментируемой статьи управление правом на технологию, принадлежащим Российской Федерации или ее субъекту, осуществляется в порядке, определяемом Правительством России или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

По пункту 5 комментируемой статьи распоряжение правом на единую технологию, принадлежащим Российской Федерации, осуществляется с учетом особенностей, устанавливаемых в законе о передаче федеральных технологий.


Статья 1547. Отчуждение права на технологию, принадлежащего Российской Федерации или субъекту Российской Федерации


Комментарий к статье 1547


Комментируемая статья посвящена вопросам отчуждения права на единую технологию, принадлежащего Российской Федерации или ее субъекту.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи право на единую технологию должно быть отчуждено лицу, заинтересованному во внедрении единой технологии и обладающему реальными возможностями для ее внедрения.

Данная обязанность должна быть исполнена в течение шести месяцев со дня получения Российской Федерацией или ее субъектом права на результаты интеллектуальной деятельности.

Помимо этого право на единую технологию должно быть отчуждено незамедлительно после того, как Российская Федерация или ее субъект утратят необходимость сохранения за собой этих прав.

При таком нормативном регулировании не совсем ясной представляется позиция законодателя в вопросе о дальнейшей судьбе исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, составляющие единую технологию. Обязаны ли Российская Федерация или ее субъект отчуждать исключительные права на использование результатов интеллектуальной деятельности или могут ограничиться предоставлением простой неисключительной лицензии?

Правильным в этой ситуации представляется то, что Российская Федерация или ее субъект наряду с отчуждением права на единую технологию должны распорядиться исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, в противном случае использование единой технологии будет неправомерно.

По правилам, установленным в п. 2 комментируемой статьи, отчуждение прав на единую технологию третьим лицам осуществляется возмездно по результатам проведения конкурса.

Однако если отчуждение права на единую технологию на конкурсной основе невозможно, то такое право передается по результатам проведения аукциона. Порядок конкурса, а также случаи, когда подобная передача осуществляется без проведения конкурса или аукциона, определяются законом о передаче технологий. Поскольку в соответствии с п. 5 ст. 1546 распоряжение правом на технологию, принадлежащую Российской Федерации, осуществляется по закону о передаче федеральных технологий, то, по-видимому, упоминаемый к комментируемом пункте закон о передаче технологий распространяется на технологии, принадлежащие и Российской Федерации, и ее субъекту. Подразумевается ли, что закон о передаче федеральных технологий и закон о передаче технологий - это один и тот же нормативный акт, скорее всего, нет, так как речь идет о разных объектах - единых технологиях, принадлежащих различным субъектам.


Пункт 3 устанавливает, что преимущественное право на заключение с Российской Федерацией или ее субъектом договора об отчуждении права на технологию принадлежит при прочих равных условиях исполнителю, которым было организовано создание результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии. Под исполнителем, организовавшим создание результатов интеллектуальной деятельности, необходимо понимать то юридическое (или физическое) лицо, которое поручило физическим лицам - авторам или юридическим лицам по авторскому договору заказа, или в порядке исполнения служебных обязанностей, или в рамках договора подряда создание результатов интеллектуальной деятельности.

Вместе с тем не совсем ясно, как на практике будет реализовываться это право исполнителя, так как по правилам ст. 448 ГК РФ победителем торгов считается лицо, предложившее наивысшую цену.

Однако в комментируемой статье не учтено, что осуществление права на технологию неразрывно связано с правами на использование результатов интеллектуальной деятельности. В этой связи необходимо обратиться к положениям ст. 1550 ГК РФ, согласно которым право на технологию передается одновременно в отношении всех результатов интеллектуальной деятельности. Следовательно, реализация права на технологию посредством проведения торгов или аукциона подразумевает одновременную реализацию прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, а в протоколе, заключаемом по результатам проведения торгов или аукциона, должны быть указаны и результаты интеллектуальной деятельности, составляющие единую технологию.


Статья 1548. Вознаграждение за право на технологию


Комментарий к статье 1548


В комментируемой статье определен порядок выплаты вознаграждения за отчуждаемое право на технологию.

Если право на технологию отчуждается в случаях, указанных в ст. 1544 и п. 3 ст. 1546 ГК РФ, то оно передается безвозмездно.

При реализации права на технологии на торгах или на аукционе размер, порядок и условия выплаты вознаграждения определяются соглашением сторон.

Особые сложности в реализации на практике вызывают положения п. 3 комментируемой статьи, устанавливающей дополнительный случай, когда право на технологию может перейти безвозмездно, - когда внедрение технологии имеет большое социально-экономическое значение либо большое значение для обороны или безопасности Российской Федерации, а размер затрат на ее внедрение делает экономическим неэффективным возмездное приобретение права на технологию; при этом правообладатель должен получить данное право на технологию безвозмездно.

Перечень случаев, когда право на технологию может перейти безвозмездно, установленных в комментируемой статье, не является исчерпывающим. Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные случаи безвозмездного приобретения права на технологию. Данная позиция законодателя представляется не совсем верной, более правильно, думается, определить, что случаи, когда право на технологию может перейти безвозмездно, должны устанавливаться федеральным законом.