Файл: ГК_4_комм_гл72_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1462

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Закон о государственной тайне (разд. III и IV) и принятые в соответствии с этим Законом Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности (утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870) регламентируют вопросы изменения степени секретности и рассекречивания сведений. Указанные Правила являются обязательными для исполнения при разработке развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию, а также при подготовке предложений предприятиями, учреждениями и организациями о включении в перечень сведений, которые они разрабатывают. Нормы действующих Правил позволяют расширительно толковать содержание сведений, которые именно по этим Правилам квалифицируются как сведения, составляющие государственную тайну, и получают соответствующий гриф секретности. Степень секретности может быть изменена в связи с появлением объективных факторов, вызывающих необходимость ее корректировки (изменение международной обстановки, появление новых достижений науки и техники, снятие того или иного изделия с вооружения и т.д.).

2. В случае повышения степени секретности изобретения Роспатент передает документы заявки на секретное изобретение в зависимости от их тематической принадлежности в соответствующий уполномоченный орган (п. 2 ст. 1403 ГК), который осуществляет дальнейшее делопроизводство. В комментируемом случае для обеспечения непрерывности и преемственности в рассмотрении заявки вместе с собственно документами заявки, перечень которых определен в п. 2 ст. 1375 ГК РФ, передаются и все материалы, содержащиеся в деле заявки на момент передачи (в частности, переписка между федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности и заявителем, представленные заявителем дополнительные материалы, отчет об информационном поиске и др.).

3. При понижении степени секретности изобретения документы заявки по-прежнему остаются секретными, и даже если изобретение и заявка стали иметь степень секретности "секретно" и согласно п. 2 ст. 1401 ГК РФ могли бы быть рассмотрены в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, такая заявка продолжает рассматриваться в уполномоченном органе.

4. При рассекречивании сведений следует руководствоваться требованиями ст. 13 Закона о государственной тайне, содержащей нормы, регламентирующие порядок рассекречивания сведений, и нормами ст. 14 указанного Закона, регламентирующими порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну. Рассекречивание сведений и их носителей - это снятие ранее введенных в предусмотренном законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям. Основаниями для рассекречивания сведений могут явиться, например:


- принятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в России государственную тайну;

- изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

В соответствии с установленным порядком органы государственной власти обязаны периодически, но не реже чем через каждые пять лет, пересматривать содержание действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности. Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен. Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих сроков носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего перечня, на основании которых они были засекречены.

Закон о государственной тайне не содержит положений, касающихся порядка изменения степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, а также порядка изменения грифов секретности носителей этих сведений. Рассекречивание изобретений возможно как после выдачи патента на секретное изобретение, так и в процессе рассмотрения заявки на выдачу такого патента.

В рамках комментируемой статьи нельзя не коснуться вопроса о рассекречивании секретных изобретений, на которые выданы авторские свидетельства СССР или были поданы заявки на выдачу авторских свидетельств или патентов СССР. Соглашением о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных секретов в области правовой охраны изобретений, подписанным на заседании Совета глав правительств стран Содружества Независимых Государств в г. Минске 4 июня 1999 г. (ратифицировано Федеральным законом от 3 января 2006 г. N 4-ФЗ) <1>, были утверждены Правила, предусматривающие порядок рассекречивания секретных изобретений, на которые выданы авторские свидетельства СССР или поданы заявки на выдачу авторских свидетельств или патентов СССР в соответствии с патентным законодательством СССР.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2006. N 2. Ст. 169.


В соответствии с указанными Правилами рассмотрение возможности рассекречивания секретных изобретений, на которые выданы авторские свидетельства СССР, может быть осуществлено по инициативе любой стороны (государства - участника данного Соглашения).

При этом решение о необходимости рассекречивания секретного изобретения принимается заинтересованной стороной в порядке, предусмотренном ее национальным законодательством, регулирующим рассекречивание сведений, относящихся к государственным секретам.


Рассекречивание сведений о секретных изобретениях с грифом "совершенно секретно", на которые выданы авторские свидетельства СССР на основании решений министерств и ведомств СССР и сведения о которых распространялись в СССР в специальных отраслевых и межотраслевых изданиях, осуществляется в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.


Статья 1404. Признание недействительным патента на секретное изобретение


Комментарий к статье 1404


1. Комментируемая статья предусматривает, что возражение против выдачи патента на секретное изобретение подается и рассматривается в административном порядке федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2004 г. N 514 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных рассматривать заявки на выдачу патента на изобретения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну".

2. Правила рассмотрения и разрешения споров, связанных с секретными изобретениями, устанавливаются соответствующим уполномоченным органом (в отличие от аналогичных споров, рассматриваемых федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности и образуемой при нем палатой по патентным спорам, где правила рассмотрения и разрешения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности). Решения уполномоченных органов вступают в силу со дня их принятия. Они могут быть оспорены в суде в установленном законом порядке, что вытекает из нормы п. 2 ст. 11 ГК РФ. Однако после рассекречивания изобретения возражение против его выдачи должно подаваться и рассматриваться в том порядке, который предусмотрен для несекретных изобретений п. 2 ст. 1398 ГК РФ.

3. В Роспатент также может быть подано возражение против выдачи патента на секретное изобретение. Основаниями для этого являются те же факторы, которые установлены подп. 1 - 3 п. 1 ст. 1398 ГК РФ.

Принятое по возражению решение Роспатента и уполномоченного органа должно быть утверждено руководством этого органа и вступает в силу со дня его утверждения. Как любое другое решение, принятое в административном порядке, данное решение в соответствии с п. 2 ст. 11 ГК РФ может быть оспорено в суде.

Для реализации указанного положения Роспатентом был издан Приказ от 11 декабря 2003 г. N 164 "О внесении изменений и дополнений в Правила подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам" (зарегистрирован в Минюсте России 18 декабря 2003 г. регистрационный N 5339) <1>.

--------------------------------

<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 1.


Изменения и дополнения включают положения, регламентирующие особенности подачи возражений, касающихся заявок и патентов на секретные изобретения, рассмотрение и выдача которых были осуществлены непосредственно Роспатентом.


Итак, в Роспатент может быть подано возражение против выдачи патента на секретное изобретение в случае:

- несоответствия запатентованного секретного изобретения условиям патентоспособности;

- наличия в формуле секретного изобретения, которая содержится в решении о выдаче патента, признаков, отсутствовавших на дату подачи заявки в описании секретного изобретения и в формуле секретного изобретения, если заявка на дату ее подачи содержала формулу;

- выдачи патента при наличии нескольких заявок на идентичные изобретения, имеющих одну и ту же дату приоритета.

Возражение может быть подано любым лицом в течение всего срока действия патента на секретное изобретение.

Действия, связанные с подачей возражения, указанное лицо может совершать как лично, так и через уполномоченного им представителя, в том числе патентного поверенного, зарегистрированного в Роспатенте и имеющего соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Полномочия представителя, а в соответствующих случаях - патентного поверенного подтверждаются доверенностью, содержащей указание объема его полномочий.

Любое действие представителя, включая патентного поверенного, в пределах предоставленных ему полномочий или любое действие Роспатента, как и патентного поверенного, имеют те же последствия, что и действия доверителя или действия по отношению к доверителю.

Возражение составляется в произвольной форме, представляется в машинописном виде, подписывается лицом (лицами), его подавшим (подавшими), или его представителем. От имени юридического лица возражение подписывается руководителем организации или иным лицом, уполномоченным на это в установленном порядке, с указанием его должности; подпись скрепляется печатью юридического лица.

Возражение должно содержать обоснование неправомерности выдачи патента на секретное изобретение.

В случае представления дополнительных материалов к возражению проверяется, не изменяют ли они мотивы, приведенные в подтверждение наличия оснований для признания патента недействительным, полностью или частично.

Дополнительные материалы считаются изменяющими упомянутые мотивы, если в них указано на нарушение иных, чем в возражении, условий патентоспособности изобретения либо приведены отсутствующие в возражении источники информации.

Такие материалы могут быть оформлены в качестве самостоятельного возражения, поданного в соответствии с условиями подачи возражений.

Возражение должно относиться к одному запатентованному секретному изобретению.

Вместо подачи возражения, повторяющего содержание ранее поданного возражения того же лица, не принятого к рассмотрению, допускается подача просьбы о рассмотрении в качестве такого возражения материалов ранее поданного возражения. При этом уплата пошлины или зачет ранее уплаченной пошлины производится в установленном порядке.


Не принимаются к рассмотрению возражения, относящиеся к выдаче патента на секретное изобретение, действие которого прекращено.

Поступившее возражение регистрируется, и ему присваивается входящий номер.

В случае если поступившее возражение отвечает условиям его подачи, лицу, подавшему возражение, не позднее одного месяца с даты его поступления в Роспатент направляется уведомление о принятии возражения к рассмотрению, в котором указывается дата проведения заседания по рассмотрению возражения.

Экземпляр возражения вместе с уведомлением о принятии его к рассмотрению направляется с использованием средств специальной связи обладателю исключительного права на секретное изобретение с предложением до даты проведения заседания представить отзыв в Роспатент и лицу, подавшему возражение.

В необходимых случаях на заседание по рассмотрению возражения может быть приглашено лицо, принимавшее решение по результатам экспертизы и имеющее соответствующий допуск.


Статья 1405. Исключительное право на секретное изобретение


Комментарий к статье 1405


1. При использовании запатентованного секретного изобретения патентообладатель должен учитывать, что согласно положениям ст. ст. 9 и 10 Закона о государственной тайне информация об изобретении, признанном в установленном порядке секретным, переходит в распоряжение органа государственной власти, руководитель которого принял решение о ее засекречивании. Кроме того, ст. 24 указанного Закона предусматривает возможность временного ограничения прав лиц, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне, на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование изобретений, содержащих такие сведения.

2. В отличие от п. 2 ст. 30.6 Патентного закона РФ в комментируемой статье прямо говорится о регистрации как договора об отчуждении патента, так и лицензионного договора на использование секретного изобретения в органе, выдавшем патент на секретное изобретение, или его правопреемнике. В настоящее время такими органами являются федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент) и соответствующий уполномоченный орган. Учитывая, что законодательство о государственной тайне устанавливает ограничения на передачу сведений, составляющих государственную тайну, между предприятиями, организациями и гражданами, патентообладатель ограничен в возможности поиска потенциальных лицензиатов, а также в выдаче лицензий и уступке патента, поскольку при этом неизбежно происходит передача сведений об изобретении.

3. Подача заявления об открытой лицензии или публичное предложение заключить договор об отчуждении патента вступали бы в противоречие с установленными законодательством о государственной тайне ограничениями передачи соответствующих сведений, так как данные заявление и предложение предполагают передачу сведений об изобретении любому лицу. Кроме того, такие заявления и предложения не могли бы быть опубликованы, поскольку ГК РФ запрещает публикацию сведений о заявке и патенте на секретное изобретение.