Файл: ГК_4_комм_гл72_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1465

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задача формальной экспертизы заявки на секретное изобретение состоит в том, чтобы определить соответствие комплекта представленных документов, составляющих заявку, требованиям к документам заявки, предъявляемым ГК РФ и Административным регламентом. Эти требования установлены для обеспечения возможности проведения по поданной заявке экспертизы по существу и выдачи патента.

Формальная экспертиза заявок на секретные изобретения проводится в соответствии со ст. 1384 ГК РФ и п. 23 Административного регламента.

Начальным этапом формальной экспертизы можно считать процедуру регистрации поступивших материалов заявки на изобретение и проверку уплаты пошлины за подачу заявки.

Поступившие в Роспатент документы, оформленные в соответствии с правилами секретного делопроизводства, регистрируются с простановкой даты поступления в качестве заявки на секретное изобретение, при условии, что эти документы содержат как минимум заявление о выдаче патента на русском языке.

Документы секретных заявок должны быть представлены только на русском языке в одном экземпляре. Секретные заявки, поданные не на русском языке, а также заявки, поступившие от иностранных граждан или от иностранных юридических лиц, возвращаются заявителю без рассмотрения.

В случае поступления документов с нарушением правил секретного делопроизводства они возвращаются лицу, их подавшему, для оформления.

О факте поступления документов заявки лицо, обладающее правом на получение патента, уведомляется с сообщением ему регистрационного номера заявки и даты ее поступления.

Заявке на изобретение присваивается десятизначный регистрационный номер, первые четыре цифры которого обозначают год поступления заявки, пятая цифра - код, используемый для обозначения заявок на изобретения, пять остальных цифр - порядковый номер заявки в серии данного года. Для заявки на секретное изобретение первые четыре цифры регистрационного номера обозначают год поступления заявки, пятая цифра - код, используемый для обозначения заявок на секретные изобретения, шестая цифра - код, используемый для обозначения уполномоченного органа, четыре остальные цифры - порядковый номер заявки на секретное изобретение в серии данного года (подп. 1 п. 13.1 Административного регламента).

Если в процессе рассмотрения заявки, не являющейся заявкой на секретное изобретение, будет установлено, что содержащиеся в ней сведения составляют государственную тайну, принимаются меры к засекречиванию заявки в установленном порядке (подп. 4 п. 13.1 Административного регламента).

Если в процессе рассмотрения заявки на секретное изобретение степень секретности изобретения будет повышена, она в соответствии с п. 2 ст. 1403 ГК РФ передается в зависимости от ее тематической принадлежности в соответствующий уполномоченный орган (подп. 5 п. 13.1 Административного регламента).


Формальная экспертиза проводится по заявке, прошедшей регистрацию в соответствии с подп. 1 п. 13.1 Административного регламента.

При проведении формальной экспертизы заявки на секретное изобретение проверяются наличие документов, которые должны содержаться в заявке или прилагаться к ней (п. п. 10.2, 10.3 Административного регламента), и соблюдение установленных требований к документам заявки (п. п. 10.2 - 10.11 Административного регламента), выявляемое без анализа существа изобретения.

Заявление о выдаче патента на секретное изобретение оформляется в соответствии с п. 10.6 Административного регламента. При указании в заявлении нескольких заявителей секретная переписка ведется только по адресу, указанному в заявлении в качестве адреса для ведения секретной переписки.

В заявлении на выдачу патента на секретное изобретение графы 86, 87 не заполняются <1>.

--------------------------------

<1> Более подробно о требованиях к заявлению о выдаче патента на секретное изобретение см.: Правовое регулирование отношений, связанных с секретными изобретениями, в Российской Федерации / А.Д. Корчагин и др. М.: Патент, 2009. С. 30 - 32.


Описание секретного изобретения составляется в соответствии с п. 10.7 Административного регламента. При составлении описания секретного изобретения следует руководствоваться ограничениями, вытекающими из законодательства о государственной тайне <1>.

--------------------------------

<1> См.: Правовое регулирование отношений, связанных с секретными изобретениями, в Российской Федерации / А.Д. Корчагин и др. С. 33 - 35.


Экспертиза по существу проводится в соответствии с п. 1 ст. 1386 ГК РФ при условии завершения формальной экспертизы с положительным результатом и подачи заявителем ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу.

При проведении экспертизы заявки на секретное изобретение по существу применяются положения ст. ст. 1386 - 1389 ГК РФ.

В рамках настоящего комментария полагаем необходимым остановиться на некоторых особенностях экспертизы заявки на секретное изобретение.

При проведении тематического поиска по заказам отдельных лиц и организаций следует иметь в виду, что информация о секретных изобретениях должна быть сохранена в тайне и ознакомиться с ней могут только те лица, которые имеют право на работу с информацией ограниченного доступа.

В объем информационного поиска для целей проверки новизны заявленного секретного изобретения в уровень техники (п. 2 ст. 1350 ГК) также включаются (при условии их более раннего приоритета) секретные изобретения, запатентованные в Российской Федерации, и секретные изобретения, на которые выданы авторские свидетельства СССР.

При рассмотрении заявки на секретное изобретение секретные изобретения включаются в уровень техники при условии их более раннего приоритета, если для них установлена степень секретности не выше, чем степень секретности изобретения, новизна которого устанавливается (п. 5 ст. 1401 ГК РФ).


Любое лицо, имеющее соответствующую форму доступа, может получить копию отчета о проведенном по заявке на выдачу патента информационном поиске при условии соответствующей оплаты. Третьим лицам, имеющим соответствующую форму доступа, копия отчета об информационном поиске может быть предоставлена не ранее даты регистрации сведений о заявке в соответствующем реестре.

Переписка с экспертизой ведется заявителем или его представителем, уполномоченным на это, по каждой заявке на секретное изобретение в отдельности, с соблюдением требований законодательства о государственной тайне. Материалы, имеющие гриф секретности, направляются в Роспатент в установленном для таких материалов порядке. Роспатент в случае необходимости может запросить у лица, осуществляющего переписку по заявке на секретное изобретение, копию лицензии на проведение работ со сведениями, составляющими государственную тайну.

Внесение изменений в документы заявки на секретное изобретение осуществляется в соответствии со ст. 1378 ГК РФ и п. 15 Административного регламента путем представления дополнительных материалов, удовлетворяющих требованиям п. п. 10.2 - 10.11 Административного регламента.

В соответствии со ст. 1378 ГК РФ заявитель имеет право внести в документы заявки на секретное изобретение исправления и уточнения до принятия по заявке решения. Изменение указания заявителя при передаче права на получение патента или в результате изменения наименования заявителя может быть произведено до даты регистрации изобретения в Государственном реестре изобретений РФ. Исправление очевидных и технических ошибок в документах заявки на секретное изобретение также может быть произведено до даты регистрации изобретения в Государственном реестре изобретений. Поправка является очевидной, если из общеизвестных знаний для специалиста следует, что ничего кроме предложенной поправки не могло быть предпринято (подп. 6 п. 15 Административного регламента).

Заявитель (его представитель) может знакомиться с поданной этим заявителем заявкой на секретное изобретение и материалами переписки по этой заявке как непосредственно в Роспатенте, согласовав предварительно дату и время ознакомления, так и путем запроса копий заявки, указанных материалов или их частей. Ознакомление в Роспатенте осуществляется при наличии у заявителя (его представителя) предписания установленной формы на выполнение задания, подписанного руководителем организации-заявителя, с представлением документа, удостоверяющего личность, и справки о допуске к секретным работам (п. 17 Административного регламента). Ознакомление с материалами, указываемыми экспертизой в процессе рассмотрения заявки на секретное изобретение, осуществляется в соответствии со ст. 1388 ГК РФ. С документами заявки на секретное изобретение в той ее части, на которую имеется указание в запросе, решении или отчете об информационном поиске по рассматриваемой заявке, заявитель может быть ознакомлен непосредственно в Роспатенте. Копии таких документов ему не высылаются. Ознакомление с документами заявки на секретное изобретение осуществляется в установленном порядке.


В рассмотрении заявки на секретное изобретение может принять участие представитель заявителя, если это следует из его полномочий, изложенных в доверенности. Лица, участвующие в экспертном совещании, должны иметь допуск к работам со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии со ст. 1380 ГК РФ заявитель вправе отозвать заявку. Отзыв заявки на секретное изобретение осуществляется в соответствии с п. 22 Административного регламента. Заявление об отзыве заявки может быть подано не позднее даты регистрации изобретения в Государственном реестре изобретений. Права заявителя в дальнейшем не могут основываться на отозванной заявке (в частности, не может быть испрошен приоритет в случаях, предусмотренных п. п. 2 - 4 ст. 1381 ГК).

Заявка на секретное изобретение, поступившая в Роспатент не по назначению, передается в соответствующий уполномоченный орган, компетентный в отношении такой заявки. По поступившей в Роспатент заявке, для которой степень секретности не установлена и которая содержит заявление о том, что в ней есть сведения, составляющие государственную тайну, проводится проверка содержания в заявке таких сведений в соответствии с порядком проведения проверки содержания в заявке сведений, составляющих государственную тайну, утвержденным Правительством РФ.

Сведения о заявках на секретные изобретения и о выдаче патентов на секретные изобретения в соответствии с п. 2 ст. 1402 ГК РФ не публикуются. Это означает, что временная правовая охрана секретным изобретениям не предоставляется.

5. Пунктом 5 комментируемой статьи уровень техники, который применяется при установлении новизны изобретения, для секретного изобретения дополнен по сравнению с п. 2 ст. 1350 ГК РФ сведениями о секретных изобретениях, охраняемых патентом Российской Федерации или авторским свидетельством СССР. Как и в случае уровня техники для открытых заявок, такое дополнение сделано, чтобы избежать выдачи двух охранных документов на одно и то же изобретение.

6. Возражение против решения, принятого по заявке на секретное изобретение уполномоченным органом, подается в этот же уполномоченный орган и рассматривается в установленном им порядке. Данное положение аналогично положению п. 2 ст. 1398 ГК РФ, определяющего порядок подачи и рассмотрения возражений по "открытым" (несекретным) изобретениям: возражение рассматривается в административном порядке в рамках того же органа, который принял решение о выдаче патента. Такое решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд, что вытекает из нормы п. 2 ст. 11 ГК РФ.

Особенностью рассмотрения заявок на секретные изобретения в уполномоченных органах является то, что для них не предусмотрено рассмотрение и разрешение споров, связанных с секретными изобретениями, федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатентом) и образуемой при нем палатой по патентным спорам.


По мнению специалистов, предусмотренная ст. 1248 ГК РФ палата по патентным спорам как функциональная структура призвана осуществлять подготовку экспертных заключений по результатам рассмотрения спора, которые могут быть положены в основание решения Роспатента (ненормативного правового акта государственного органа).

Для целей реализации положения указанной статьи, предусматривающей необходимость образования при Роспатенте палаты по патентным спорам, Правительством РФ принято распоряжение от 1 декабря 2008 г. N 1791-р. В результате реорганизации, проведенной в соответствии с этим распоряжением, в одном федеральном государственном учреждении сосредоточены подразделения, обеспечивающие выполнение всех подготовительных операций для принятия Роспатентом решения в соответствии с положениями части четвертой ГК РФ, что, по мнению Правительства РФ, позволит Роспатенту оптимизировать технологические процессы, использовать единую информационную инфраструктуру, сократить численность работников, занятых техническими и административными видами работ и, как следствие, сократить сроки рассмотрения дел.

После рассекречивания изобретения возражение против его выдачи должно подаваться и рассматриваться в том порядке, который предусмотрен для несекретных изобретений, т.е. федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатентом) и образуемой при нем палатой по патентным спорам.

7. Секретным полезным моделям правовая охрана в рамках ГК РФ не предоставляется. В соответствии с положениями п. 5 ст. 1390 ГК РФ в случае, когда при рассмотрении в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки на полезную модель установлено, что содержащиеся в ней сведения составляют государственную тайну, документы заявки засекречиваются в порядке, установленном законодательством о государственной тайне. При этом заявителю сообщается о возможности отзыва заявки на полезную модель или преобразования ее в заявку на секретное изобретение. Рассмотрение такой заявки приостанавливается до получения от заявителя соответствующего заявления или до рассекречивания заявки.


Статья 1402. Государственная регистрация секретного изобретения и выдача патента на него. Распространение сведений о секретном изобретении


Комментарий к статье 1402


1. Комментируемая статья устанавливает, что секретные изобретения регистрируются в соответствующем государственном реестре. Это означает, что несекретные и секретные изобретения регистрируются в едином государственном реестре, что подтверждается тем, что уполномоченные органы, зарегистрировавшие такое изобретение и выдавшие патент на секретное изобретение, уведомляют об этом федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент).