Файл: ГК_4_комм_гл70-71_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1897

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Новеллой законодательства в области смежных прав является замена термина "передачи эфирного и кабельного вещания" термином "сообщения в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания)", что соответствует правовому режиму данного объекта и международным договорам, в частности Международной конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г., Брюссельской конвенции по распространению несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, 1974 г.

3. В отличие от объектов авторских прав не каждый объект смежных прав включает в себя творческий элемент. Творческий характер присущ в определенной мере исполнительской деятельности артистов, режиссеров, постановщиков. Исполнения и постановки можно признать в большинстве случаев результатами творческой деятельности.

Что касается изготовителей звукозаписей и организаций эфирного и кабельного вещания, то их деятельность носит в основном технический характер. Смежные права по большей части являются производными и зависимыми от авторских. Для осуществления смежных прав, затрагивающих охраняемые произведения, необходимо получение разрешения автора (правообладателя) и соблюдение его авторских прав (как имущественных, так и личных неимущественных). Так, например, согласно п. 2 ст. 1323 ГК РФ изготовитель фонограммы осуществляет свои права с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей. Кроме исключительных прав смежные права включают в себя и личные неимущественные права, например, согласно п. 1 ст. 1315 ГК РФ исполнителю принадлежит право авторства, право на имя, право на неприкосновенность исполнения.


Статья 1304. Объекты смежных прав


Комментарий к статье 1304


1. В настоящей статье перечислены объекты смежных прав и даны их понятия. Перечень объектов смежных прав является исчерпывающим и не всегда совпадающим с объектами, охраняемыми в других странах. Так, например, в Великобритании, Австралии, Индии, Новой Зеландии, Сингапуре в качестве объекта смежных прав охраняется графическое оформление печатных изданий.

Новыми объектами смежных прав в ГК РФ по сравнению с Законом об авторском праве и смежных правах являются базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов и произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений, упоминаемые в подп. 4 и 5 п. 1 комментируемой статьи.

2. В п. 1 определены исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Исполнение - это представление произведений посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении. Исполнение как объект смежного права возникает с момента окончания такого представления, во время представления происходит процесс возникновения этого объекта. Статья 3 Римской конвенции в качестве исполнителей называет актеров, певцов, музыкантов, танцоров или других лиц, которые играют роли, поют, читают, декламируют, исполняют или каким-либо иным образом участвуют в исполнении литературных или художественных произведений.


3. Следующим объектом смежных прав являются фонограммы, определение которых уточнено по сравнению с Законом об авторском праве и смежных правах, согласно ст. 4 которого под фонограммой понималась любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков. Женевская конвенция "Об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм" под фонограммой понимает любую исключительно звуковую запись звуков и предусматривает, что каждое государство-участник обязуется охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами других государств-участников, от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий всякий раз, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью распространения фонограмм среди публики, а также от распространения их среди публики.

Новое определение соответствует п. b ст. 2 Договора ВОИС от 20 декабря 1996 г., согласно которому фонограмма означает запись звуков исполнения или других звуков либо отображение звуков, кроме звуков в форме записи, включенной в кинематографическое или иное аудиовизуальное произведение. Как видно из приведенного определения, оно отвечает современному развитию технологий, поскольку звуки могут создаваться компьютером, изменяться синтезатором или с помощью иного оборудования <1>. Вместе с тем звуковые дорожки к фильмам не входят в понятие "фонограмма". Однако в ст. 2 Договора ВОИС от 20 декабря 1996 г. отмечается, что звуковые дорожки, сделанные к фильму, будут охраняться как фонограмма, если они будут изъяты из фильма и отдельно записаны на звуковых носителях. В согласованном заявлении (CRNR/DC/97), которое касалось ст. 2b Договора ВОИС от 20 декабря 1996 г., говорилось: "...оговорка не свидетельствует о том, что права на фонограмму каким-то образом пострадают из-за их включения в кинематографическое или иное аудиовизуальное произведение" <2>.

--------------------------------

<1> Lewinski. Die Diplomatische Konferenz der WIPO 1996 zum Urheberrecht und zu verwandten Schutzrechten, GRUR Int 1997, 667(678).

<2> Вальтер Мишель. Связь и сопоставление Римской конвенции, Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам и Соглашения по ТРИПС; совершенствование охраны смежных прав // Бюллетень по авторскому праву. 2000. XXXIV. N 3. С. 27.


4. Сообщения передач организаций эфирного и кабельного вещания представляют собой объект смежных прав, который в Законе об авторском праве и смежных правах рассматривался как программы передач.

5. Охрана объектам смежных прав может предоставляться на основании международных договоров, что предусмотрено в п. 3 комментируемой статьи.

Российская Федерация является участницей:

1) Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г. - с 13 марта 1995 г. Россия присоединилась к этой Конвенции на основании Постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224 "О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений" в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм";


2) Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г. - с 26 мая 2003 г. Россия присоединилась к этой Конвенции на основании Постановления Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. о присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций;

3) Конвенции о нераспространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, от 21 мая 1974 г., - как правопреемница СССР, присоединившегося к этой Конвенции 20 января 1989 г.

Российская Федерация присоединилась к Договору ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г. распоряжением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 998-р "О присоединении к Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам, принятому Дипломатической конференцией по некоторым вопросам авторского права и смежных прав в г. Женеве 20 декабря 1996 г." <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 29 (ч. 2). Ст. 3554.


При присоединении к Договору ВОИС были сделаны следующие оговорки.

Российская Федерация в соответствии с п. 3 ст. 15 Договора:

не будет применять п. 1 ст. 15 Договора в отношении фонограмм, производитель которых не является гражданином или юридическим лицом другой Договаривающейся Стороны;

ограничит предоставляемую в соответствии с п. 1 ст. 15 Договора охрану в отношении фонограмм, производитель которых является гражданином или юридическим лицом другой Договаривающейся Стороны, в объеме и на условиях, предоставляемых этой Договаривающейся Стороной фонограммам, впервые записанным гражданином или юридическим лицом Российской Федерации.

Российская Федерация в соответствии с п. 3 ст. 3 Договора уведомляла, что при присоединении к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г. согласно п. 3 ст. 5 Конвенции не будет применять критерий записи, предусмотренный в подп. b п. 1 ст. 5 Конвенции.


Статья 1305. Знак правовой охраны смежных прав


Комментарий к статье 1305


1. В соответствии с п. 2 ст. 1304 ГК РФ для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей, в том числе государственной регистрации <1>. Проставление знака правовой охраны смежных прав является правом, а не обязанностью обладателя исключительного права на фонограмму или исполнение и является одним из доказательств наличия смежных прав. В то же время отсутствие этого знака не лишает принадлежности смежных прав.

--------------------------------

<1> В Российской Федерации, как и в некоторых других странах (например, в США), возможна факультативная регистрация объектов смежных прав, не влияющая на их возникновение.


2. На экземпляре фонограммы может быть проставлено несколько знаков охраны смежных прав с указанием имен, наименований обладателей смежных прав. Кроме того, на экземпляре фонограммы могут быть проставлены и знаки охраны авторских прав (см. комментарий к ст. 1271 ГК РФ).


3. Комментируемая статья устанавливает знак охраны смежных прав, который может быть использован изготовителем фонограммы или исполнителем, а также иным обладателем исключительного права на фонограмму или исполнение в информационных целях. Данный знак состоит из трех элементов: 1) латинской буквы "P" в окружности; 2) имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав; 3) года первого опубликования фонограммы, что предусмотрено ст. 11 Римской конвенции. В тех случаях, когда в отношении фонограмм Договаривающееся государство в силу своего внутреннего законодательства требует соблюдения формальностей в качестве условия предоставления охраны прав производителей фонограмм или артистов-исполнителей или тех и других, они должны считаться соблюденными, если все находящиеся в продаже экземпляры опубликованной фонограммы или их упаковки имеют надпись, состоящую из буквы "P" в окружности с указанием года первой публикации, помещенную таким образом, чтобы ясно показать, что фонограмма охраняется; если на экземплярах или на упаковке не упоминается производитель фонограммы или обладатель лицензии на это, выданной их производителем, то надпись должна также включать фамилию обладателя правами производителя фонограммы; более того, если на экземпляре или их упаковке не указываются основные артисты-исполнители, то в надписи должна также указываться фамилия лица, обладающего правами таких артистов-исполнителей в стране, где осуществлена запись. Знак охраны смежных прав может иметь правоустанавливающий характер в ряде Договаривающихся государств, которые связывают возникновение прав исполнителя/производителя фонограммы с соблюдением формальностей.

Аналогичная норма предусмотрена в ст. 5 Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г., согласно которой в тех случаях, когда одно из государств-участников в соответствии со своим национальным законодательством требует выполнения формальностей в качестве условий, при которых обеспечивается охрана интересов производителей фонограмм, эти формальности считаются выполненными, если все разрешенные копии фонограмм, распространяемые среди публики, или их упаковка имеют специальную надпись в виде буквы "P" (в окружности) с указанием года первого издания, проставленную так, чтобы было отчетливо видно, что данная фонограмма находится под охраной; если копии или их упаковка не устанавливают производителя фонограмм, его правопреемника или обладателя лицензии путем упоминания его фамилии, марки или другого соответствующего обозначения, то надпись должна также включать фамилию производителя, его правопреемника или обладателя исключительной лицензии.

4. Новеллой комментируемой статьи является определение понятия "отображение звуков", что имеет важное значение для цифровой формы записи звуков. Фонограммой признается запись не только самих звуков, но и их отображений, позволяющих восстановить оригинальный звуковой ряд с помощью техники.



Статья 1306. Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения


Комментарий к статье 1306


1. Случаи свободного использования объектов смежных прав определены только ГК РФ и не подлежат расширительному толкованию. К таковым относятся случаи, которым посвящены следующие статьи Кодекса:

- ст. 1273 "Свободное воспроизведение произведения в личных целях";

- ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях";

- ст. 1277 "Свободное публичное исполнение музыкального произведения";

- ст. 1278 "Свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения";

- ст. 1279 "Свободная запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования".

При этом не имеет значения, исполнено ли и записано ли на фонограмму охраняемое произведение, либо это объект, который не охраняется нормами авторского права, либо произведение, перешедшее в общественное достояние.

2. К иным случаям, предусмотренным настоящей главой, относятся:

- воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения (п. 3 ст. 1317 ГК РФ), аналогичное положение действует в отношении сообщения радио- или телепередачи (п. 4 ст. 1330 ГК РФ);

- извлечение из правомерно используемой базы данных материалов и осуществление их последующего использования в личных, научных, образовательных и иных некоммерческих целях в объеме, оправданном указанными целями, и в той мере, в которой такие действия не нарушают авторские права изготовителя базы данных и других лиц (п. 3 ст. 1334 ГК РФ). К таким действиям относятся демонстрация приобретенного в собственность оригинала произведения и воспроизведение его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передача оригинала этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами;

- распространение оригинала или экземпляров фонограммы, правомерно введенных в гражданский оборот, путем их продажи или иного отчуждения (ст. 1325 ГК РФ). Данное положение относится и к оригиналам или экземплярам произведений, на которые распространяются права публикатора (ст. 1344 ГК РФ);

- использование оригинала произведения, на которое распространяются права публикатора, если исключительное право публикатора на произведение не перешло к приобретателю оригинала произведения.

При использовании вышеназванных способов согласие правообладателя и выплата ему вознаграждение не требуются. В то же время это не умаляет право исполнителя, изготовителя фонограмм на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях в соответствии со ст. 1245 ГК РФ <1>. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.