Файл: ГК_4_комм_гл70-71_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1893

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К информации о смежном праве относится любая информация, которая:

- идентифицирует объект смежных прав;

- идентифицирует правообладателя;

- относится к условиям использования объекта смежных прав.

В отношении объектов смежных прав не допускается:

1) удаление или изменение без разрешения правообладателя информации о смежных правах;

2) воспроизведение, распространение, импорт в целях распространения, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения объектов смежных прав, в отношении которых без разрешения правообладателя была удалена или изменена информация о смежных правах.

В случае нарушения названных положений правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации. Компенсация как санкция за нарушения в отношении информации о смежном праве определена ст. 1311 ГК РФ.


Статья 1311. Ответственность за нарушение исключительного права на объект смежных прав


Комментарий к статье 1311


1. Нормы данной статьи в основном повторяют нормы ст. 1301 ГК РФ об ответственности за нарушение исключительного права на произведение. Наиболее эффективным способом защиты исключительного права на объект смежных прав является компенсация, которая может использоваться наряду с другими применимыми способами, предусмотренными ГК РФ (см. комментарий к ст. 1301 Кодекса).

Компенсация за нарушение смежных прав заимствована Законом об авторском праве и смежных правах из законодательства США, в котором она носит название "statutory damages". Компенсация не может иметь характер номинальных и "показательных" убытков. В праве США в качестве такой санкции используется взыскание убытков в размере 1 доллара с целью публично продемонстрировать тот факт, что данное лицо является нарушителем или же присуждение подобных убытков выступает в качестве необходимого формального условия для того, чтобы иметь возможность обратиться к иным санкциям против того же нарушителя. Российскому гражданскому праву, основывающемуся на принципе компенсационности ответственности, такие санкции совершенно несвойственны <1>.

--------------------------------

<1> См.: Комментарий к Постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.М. Жуйкова. М.: Норма, 2008.


До вступления в силу части четвертой ГК РФ в судебно-арбитражной практике встречались разные подходы к необходимости доказывания убытков в целях взыскания компенсации. По крайней мере, Верховный Суд РФ в отдельных актах требовал такого доказывания (например, Определение от 18 октября 1999 г. по делу N 18-В99-69).

2. Наряду с гражданско-правовой ответственностью законодательством установлена уголовная и административная ответственность. Исходя из диспозиции ч. 2 ст. 146 УК РФ необходимым условием наступления уголовной ответственности за приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров фонограмм является совершение указанных деяний в целях сбыта.


Приобретение контрафактных экземпляров фонограмм состоит в их получении лицом в результате любой сделки по передаче права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления (например, в результате купли-продажи, мены либо при получении указанных предметов в качестве вознаграждения за проделанную работу, оказанную услугу или как средства исполнения долговых обязательств). Под хранением контрафактных экземпляров фонограмм следует понимать любые умышленные действия, связанные с фактическим их владением (на складе, в местах торговли, изготовления или проката, в жилище, тайнике и т.п.), а под перевозкой - умышленное их перемещение любым видом транспорта из одного места нахождения в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта. Сбыт контрафактных экземпляров фонограмм заключается в их умышленном возмездном или безвозмездном предоставлении другим лицам любым способом (например, путем продажи, проката, бесплатного распространения в рекламных целях, дарения, размещения произведений в сети Интернет). Наличие у лица цели сбыта может подтверждаться, в частности, нахождением изъятых контрафактных экземпляров в торговых местах, пунктах проката, на складах и т.п., количеством указанных предметов.

Предусмотренные ч. ч. 2 и 3 ст. 146 УК РФ незаконное использование объектов смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров фонограмм в целях сбыта следует считать оконченными преступлениями с момента совершения указанных действий в крупном (особо крупном) размере независимо от наступления преступных последствий в виде фактического причинения ущерба правообладателю.

Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, наказываются штрафом в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, если они совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо в особо крупном размере, либо лицом с использованием своего служебного положения, наказываются лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового. При этом деяния признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают 50 тыс. рублей, а в особо крупном размере - 250 тыс. рублей.

3. Часть 1 ст. 7.12 КоАП устанавливает ответственность за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях смежных прав, а равно иное нарушение смежных прав в целях извлечения дохода, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 14.33 КоАП, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2 тыс. рублей с конфискацией контрафактных экземпляров фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на должностных лиц - от 10 тыс. до 20 тыс. рублей с конфискацией контрафактных экземпляров фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на юридических лиц - от 30 тыс. до 40 тыс. рублей с конфискацией контрафактных экземпляров фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.



Статья 1312. Обеспечение иска по делам о нарушении смежных прав


Комментарий к статье 1312


1. Положения настоящей статьи повторяют и отсылают к нормам ст. 1302 ГК РФ, распространяющей свое действие на объекты авторских прав. Настоящая статья распространяется на объекты смежных прав, а именно:

- на результаты исполнительской деятельности (исполнения);

- на фонограммы;

- на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания);

- на содержание баз данных;

- на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

Суд может запретить ответчику или лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем смежных прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт либо иное предусмотренное настоящим Кодексом использование, а также транспортировку, хранение или владение) в целях введения в гражданский оборот экземпляров объектов смежных прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными.

При определении контрафактного экземпляра объекта смежных прав целесообразно руководствоваться п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака", в соответствии с которым экземпляры фонограмм считаются контрафактными, если изготовление, распространение или иное их использование, а равно импорт таких экземпляров нарушают авторские и смежные права, охраняемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Разрешая вопрос о том, является ли экземпляр объекта смежных прав контрафактным, суд должен оценивать все фактические обстоятельства дела, в частности обстоятельства и источник приобретения лицом указанного экземпляра, правовые основания его изготовления или импорта, наличие договора о передаче (предоставлении) права пользования (например, лицензионного договора), соответствие обстоятельств использования произведения условиям этого договора (выплата вознаграждения, тираж и т.д.), заключение экспертизы изъятого экземпляра объекта.

2. В Законе об авторском праве и смежных правах (ст. 50) применительно к объектам авторских и смежных прав были установлены единые нормы об обеспечении иска по делам о нарушении смежных прав. Под обеспечительными мерами в соответствии со ст. 90 АПК РФ необходимо понимать срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя. Обеспечительные меры принимаются судом в порядке, установленном Арбитражным процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами в зависимости от подведомственности спора (см. комментарий к ст. 1302 ГК РФ).


При применении обеспечительных мер необходимо учитывать специфику объекта смежных прав и перспективы вынесения (а не исполнения) решения. При этом специально оговаривается, что положительно оцененные судом перспективы (т.е. сама возможность) вынесения решения не должны предопределять решение по делу в определении суда об обеспечении иска <1>.

--------------------------------

<1> Комментарий к Постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.М. Жуйкова. М.: Норма, 2008.


§ 2. Права на исполнение


Статья 1313. Исполнитель


Комментарий к статье 1313


1. Понятие "исполнение" используется в части четвертой ГК РФ как минимум в трех значениях:

1) как объект смежных прав;

2) как способ использования произведения (публичное исполнение);

3) как исполнение договорных обязательств (осуществление обязанностей, предусмотренных различными договорами о распоряжении исключительными правами).

В данной статье понятие "исполнение" используется в первом значении, т.е. как объект смежных прав, получившем известность с принятием Основ гражданского законодательства 1991 г.

Базой для определения понятия исполнителя в комментируемой статье послужили нормы Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г., в котором участвует Российская Федерация и который под исполнителями понимает актеров, певцов, музыкантов, танцоров и других лиц, которые играют роль, поют, читают, декламируют, играют на музыкальном инструменте или иным образом исполняют литературные или художественные произведения либо произведения фольклора.

Исполнение представляет собой результат исполнительской деятельности, а именно исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств (ст. ст. 1303, 1304 ГК РФ).

Исполнителем может быть только физическое лицо независимо от наличия полной дееспособности. Согласно ст. 63 Трудового кодекса РФ в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, при которых может выполняться работа.

2. Относительно режиссера театральной постановки в научной литературе высказываются критические мнения об отнесении его фигуры к исполнителям как субъектам смежных прав. Так, С.П. Гришаеву представляется, что деятельность режиссера театральной постановки "является творческой и театральная постановка отвечает признакам охраняемого авторским правом произведения, поэтому можно было бы говорить об охране авторским правом осуществляемой им деятельности. Тем более что режиссеры аудиовизуальных произведений рассматриваются в качестве авторов этих произведений. Нередки случаи, когда театральные спектакли снимаются на пленку, в результате чего они автоматически становятся аудиовизуальными произведениями и соответственно режиссеры этих спектаклей - субъектами авторского права" <1>.


--------------------------------

<1> Гришаев С.П. Смежные права (работа подготовлена для СПС "КонсультантПлюс", 2007).


Охраняются и права дирижера в качестве исполнителя. Дирижер - это музыкант, управляющий оркестром или хором при исполнении музыкального произведения <1>.

--------------------------------

<1> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь. М.: Азъ, 1993. С. 168.


Статья 1314. Смежные права на совместное исполнение


Комментарий к статье 1314


1. К исполнителям в соответствии со ст. 1313 ГК РФ относятся:

- артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера);

- режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления);

- дирижер.

Смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполнителей независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В качестве неделимого исполнения может выступать исполнение музыканта и певца.

Отношения из совместного исполнения имеют много общих черт с соавторством (см. комментарий к ст. 1258 ГК), в частности:

1) исполнение, как и произведение, представляет собой результат творческой деятельности;

2) возникновение отношений соавторства независимо от того, образует ли объект неразрывное целое или состоит из элементов, имеющих самостоятельное значение;

3) недопустимость запрета на использование без достаточных оснований, если объект образует неразрывное целое;

4) возможность использования части (элемента) объекта;

5) порядок распределения доходов;

6) возможность самостоятельно принимать меры по защите нарушенных прав даже в тех случаях, когда объект представляет собой неразрывное целое. Данное положение является новеллой ГК РФ.

2. Различия заключаются в том, что использование произведения, созданного в соавторстве, по общему правилу осуществляется авторами совместно, а применительно к исполнению смежные права осуществляет руководитель коллектива исполнителей (например, дирижер, руководитель труппы), который может рассматриваться в качестве законного представителя (представительство, базирующееся на указании закона). Зачастую коллектив исполнителей образует самостоятельный субъект, выступающий под определенным названием, которое можно рассматривать как псевдоним и которое может быть зарегистрировано в качестве товарного знака с учетом того, что правообладателем может быть либо юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель.