Файл: ГК_4_комм_гл70-71_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1888

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 1324. Исключительное право на фонограмму


Комментарий к статье 1324


1. Как и в отношении произведений и исполнений, применительно к исключительному праву на фонограмму в п. 1 ст. 1324 ГК РФ устанавливается, что его содержание составляет возможность использования фонограммы любым не противоречащим закону способом, в том числе способами, указанными в п. 2. При этом изготовитель фонограммы может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом. Таким образом, исключительное право на фонограмму регулируется традиционным для части четвертой ГК РФ способом, общие параметры которого предусмотрены в ст. 1229 Кодекса.

Закон об авторском праве и смежных правах разделял способы использования фонограмм на две категории: 1) способы, прямо отнесенные к исключительному праву (ст. 38); 2) способы, установленные как бы в изъятие из положений ст. ст. 38 (37 - для исполнителей) и 39. Смысл разделения состоял в необходимости получения согласия правообладателя на использование фонограммы. Однако следует признать, что все эти способы относились к исключительному праву на фонограмму, и в этом смысле такое разделение создавало ощущение, что у изготовителя фонограммы есть исключительное право, а также иное имущественное право - право на вознаграждение.

Это не так. Все способы относятся к использованию фонограммы и, следовательно, связаны с исключительным правом на фонограмму. Поэтому в п. 2 комментируемой статьи указываются все основные известные способы использования фонограмм.

По своему содержанию способы использования фонограмм аналогичны способам использования произведений (см. комментарий к ст. 1270 ГК) и исполнений (см. комментарий к ст. 1317 ГК). Поэтому остановимся только на некоторых особенностях этих способов применительно к фонограммам.

2. Говоря о распространении фонограммы, следует учитывать, что использованием фонограммы могут признаваться не только факты отчуждения экземпляров фонограммы, но и факты предложения к продаже таких экземпляров. Как указано в п. 2 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности, обнародованных информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 декабря 2007 г. N 122, с учетом положений ст. 494 ГК РФ использованием исключительных прав в форме распространения является в том числе предложение к продаже экземпляра фонограммы, совершенное лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу.

Отдельно выделен такой способ использования, как прокат. В Законе об авторском праве и смежных правах устанавливалось, что право на распространение экземпляров фонограммы путем сдачи их в прокат принадлежит производителю фонограммы независимо от права собственности на эти экземпляры. Однако трактовка проката как момента распространения не отвечала ни существу вопроса, ни международным актам. Например, в упоминавшемся Договоре ВОИС право на прокат (ст. 13) указано наряду с правом на распространение (ст. 12) в числе прав изготовителей фонограмм. В соответствии с этой статьей изготовители фонограмм пользуются исключительным правом разрешать коммерческий прокат оригинала и экземпляров своих фонограмм для публики даже после их распространения, осуществленного изготовителем или по его разрешению. Очевидно, что речь идет о разных правах и способах использования фонограммы, что и нашло свое отражение в п. 2 комментируемой статьи.


Переработка фонограммы означает создание новой фонограммы с использованием первоначального образца. В отличие от искажения фонограммы, которое представляет собой искажение существующей фонограммы, извращение восприятия записи, переработка связаны с появлением нового объекта и не нарушают личных неимущественных прав изготовителя фонограммы. В то же время переработка фонограммы является обеспечительным действием по отношению к праву на переработку произведения (в частности, музыкального). Она позволяет осуществить необходимую переработку, не создавая конфликта интересов. Поэтому логичным продолжением такого регулирования является признание смежного права на переработанную фонограмму за лицом, правомерно осуществившим такую переработку (п. 3 комментируемой статьи).


Статья 1325. Распространение оригинала или экземпляров опубликованной фонограммы


Комментарий к статье 1325


Комментируемая статья содержит положение, основанное на принципе "исчерпания прав" применительно к такому способу использования фонограммы, как распространение оригинала или экземпляров опубликованной фонограммы. Данный принцип заключается в том, что, если оригинал или экземпляры фонограммы уже введены в гражданский оборот путем их продажи или иного отчуждения (т.е. уже распространены), дальнейшее их распространение осуществляется без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Это означает, что приобретенный на законных основаниях диск с фонограммой может быть потом свободно подарен, обменен и т.д.

Данный принцип имеет несколько ограничений. Во-первых, он касается только распространения фонограммы и не касается других способов использования, например, проката. Во-вторых, он применяется только в отношении правомерно опубликованной фонограммы. А под опубликованием (выпуском в свет) фонограммы в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 1323 ГК РФ понимается такое обнародование фонограммы, которое выражается в выпуске в обращение экземпляров фонограммы с согласия изготовителя в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики. В отношении публичного исполнения или сообщения в эфир фонограммы данный принцип не применяется. В-третьих, принцип "исчерпания прав" имеет территориальное ограничение. Он касается только тех экземпляров, которые предназначены для распространения на территории Российской Федерации. Распространение экземпляров фонограммы на территории другого государства требует согласия правообладателя.


Статья 1326. Использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях


Комментарий к статье 1326


1. Комментируемая статья посвящена таким способам использования фонограммы, при которых согласия правообладателя не требуется. К ним относятся публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю. Данная статья основана на положении ст. 12 Римской конвенции. Как уже отмечалось, подобные способы использования не предполагают возникновения исключительного права на вознаграждение, а представляют собой особый порядок реализации исключительного права на фонограмму - без согласия правообладателя. Это не лишает правообладателя права требовать выплаты причитающегося ему вознаграждения за такое использование.


При этом, учитывая, что указанные способы использования (за редким исключением) предполагают использование не только фонограммы, но и исполнения, комментируемая статья решает вопросы выплаты вознаграждения не только обладателю исключительного права на фонограмму, но и исключительного права на исполнение. Особо следует отметить, что в п. 1 данной статьи указывается именно обладатель исключительного права, что не только еще раз подчеркивает вывод об отсутствии особого права на вознаграждение, но и указывает на то, что с переходом исключительного права на фонограмму (и (или) на исполнение), например путем заключения договора об отчуждении исключительного права, переходит и право требовать выплаты вознаграждения на основании этого пункта настоящей статьи.

Учитывая, что получение такого вознаграждения в индивидуальном порядке довольно затруднительно, рассматриваемые способы использования фонограммы относятся к сфере коллективного управления. Причем в соответствии с п. 2 комментируемой статьи и подп. 5 и 6 п. 1 ст. 1244 ГК РФ в рассматриваемой сфере должна действовать организация, получившая государственную аккредитацию на осуществление данного вида деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 1243 ГК РФ такая организация по управлению правами на фонограммы на коллективной основе заключает с пользователями договоры о выплате вознаграждения и собирает средства на эти цели. Для осуществления организацией по управлению правами на коллективной основе деятельности по сбору и распределению среди правообладателей соответствующего вознаграждения пользователи фонограмм на основании п. 4 комментируемой статьи должны представлять в эту организацию отчеты об использовании фонограмм, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения.

Первоначально собранные средства подлежат распределению между обладателями исключительного права на фонограмму и обладателями исключительного права на исполнение в пропорции 50 на 50. Распределение средств между конкретными обладателями права осуществляется в соответствии с п. 3 комментируемой статьи пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм.

2. На основании комментируемой статьи 29 декабря 2007 г. Постановлением Правительства РФ N 988 были утверждены Правила сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (далее - Правила).

В Правилах указано, что сбором вознаграждения занимаются аккредитованные организации, определен круг плательщиков такого вознаграждения, установлено, что плательщики выплачивают вознаграждение за использование фонограммы (далее - вознаграждение) независимо от того, является использование фонограммы основным видом деятельности для плательщика или не является (п. 2 Правил).


Кроме того, в этих Правилах устанавливаются факторы, которые подлежат учету при определении размера вознаграждения. К ним относятся:

- минимальные ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений и за сообщение произведений в эфир, а также за сообщение произведений по кабелю;

- определение того, является использование фонограмм основным видом деятельности для плательщика или не является;

- платность или бесплатность входа для слушателей (посетителей);

- размер вознаграждения, который при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичное использование фонограмм, в том числе за рубежом (п. 4 Правил).

По результатам рассмотрения аккредитационной комиссии Приказами Росохранкультуры от 6 августа 2009 г. N 136 и 137 общероссийской общественной организации "Общество по коллективному управлению смежными правами "Всероссийская организация интеллектуальной собственности" сроком на пять лет предоставлена государственная аккредитация на ведение деятельности в сфере осуществления прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, и в сфере осуществления прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

При этом в информационном сообщении Росохранкультуры специально указывается, что, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 1326 ГК РФ сбор с пользователей вознаграждения и его распределение осуществляются организациями по коллективному управлению, имеющими государственную аккредитацию, организации по коллективному управлению правами, не получившие государственную аккредитацию, не могут осуществлять деятельность по сбору и распределению вознаграждения. Однако следует учитывать, что в соответствии с п. 6 Правил выплата вознаграждения может быть осуществлена не только непосредственно получателю вознаграждения, но и через организацию, управляющую правами указанного лица на основе договора с ним, о чем аккредитованная организация в письменной форме уведомляет получателя вознаграждения.

При этом выплата вознаграждения должна осуществляться не реже чем четыре раза в год.


Статья 1327. Срок действия исключительного права на фонограмму, переход этого права к правопреемникам и переход фонограммы в общественное достояние


Комментарий к статье 1327


Несмотря на свое длинное наименование, рассматриваемая статья не является объемной по содержанию и включает вполне понятные положения.

В частности, устанавливается традиционный 50-летний срок действия исключительного права. Такой же срок предусмотрен в Договоре ВОИС 1996 г. по фонограммам (п. 2 ст. 17), Соглашении ТРИПС, Директиве ЕС от 29 октября 1993 г. N 93/98/СЕЕ, а ранее - в Законе об авторском праве и смежных правах (п. 2 ст. 43). Так же как и в отношении исключительного авторского права и исключительного права на исполнение, ГК РФ устанавливает начало отсчета данного срока с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место действие, послужившее началом течения срока. Таких действий два: запись фонограммы (1), а если имело место обнародование (2), то начало течения срока связывается именно с фактом обнародования, если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи. Таким образом, исключительное право на фонограмму теоретически может действовать и 60, и 70, и более лет с момента ее записи.


Статьей 6 Вводного закона предусматривается, что указанный в комментируемой статье срок применяется, если 50-летний срок действия исключительного права на фонограмму не истек к 1 января 1993 г.

Переход исключительного права к правопреемникам, в порядке как универсального, так и сингулярного правопреемства, не изменяет данного срока. По истечении 50-летнего срока фонограмма переходит в общественное достояние. При этом к фонограммам применяются правила ст. 1282 ГК РФ о произведениях, перешедших в общественное достояние.


Статья 1328. Действие исключительного права на фонограмму на территории Российской Федерации


Комментарий к статье 1328


Данная статья исходит из традиционного признания исключительного права в случаях, когда субъект права (изготовитель фонограммы) является российским лицом, т.е. гражданином Российской Федерации или юридическим лицом, зарегистрированным на территории Российской Федерации, и когда фонограмма обнародована или ее экземпляры впервые публично распространялись на территории Российской Федерации.

Кроме того, исключительное право на фонограмму действует также в случаях, предусмотренных международными договорами. Так, с момента присоединения к Римской конвенции в Российской Федерации признается исключительное право иностранных изготовителей фонограмм, действующих либо обнародовавших фонограммы в странах - участницах Римской конвенции. Как указывается в ч. 1 ст. 5 данного международного договора, каждое "Договаривающееся государство предоставляет изготовителям фонограмм национальный режим при соблюдении любого из следующих условий:

a) изготовитель фонограмм является гражданином или юридическим лицом другого Договаривающегося государства (критерий национальной принадлежности);

b) первая запись звука была осуществлена в другом Договаривающемся государстве (критерий записи);

c) фонограмма впервые была опубликована в другом Договаривающемся государстве (критерий публикации)".


§ 4. Право организаций эфирного и кабельного вещания


Статья 1329. Организация эфирного или кабельного вещания


Комментарий к статье 1329


1. Параграф 4 гл. 71 ГК РФ посвящен смежному праву организаций эфирного и кабельного вещания. В отношении данного права прежде всего возникает вопрос об определении субъектов данного права.

2. Для уяснения круга вещательных организаций полезно обратиться к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ). В соответствии со ст. 2 этого Закона вещание представляет собой вид распространения продукции средств массовой информации, заключающийся в трансляции радио-, телепрограмм. При этом под продукцией понимается отдельный выпуск радио-, телепрограммы.

Положения Закона о СМИ позволяют определить "вещателя" как распространителя продукции средств массовой информации. Этим "вещатель" отличается от производящих (продакшн) компаний, которые создают соответствующие сериалы, ток-шоу, иные аудиовизуальные произведения, называемые программами, но не являются лицами, взявшими на себя инициативу и ответственность за распространение таких программ в той или иной среде.