ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 5203
Скачиваний: 5
Поскольку работодатель может реализовать свое право на использование служебного селекционного достижения в режиме неисключительной лицензии в течение довольно продолжительного времени, то возможны различные ситуации с правовым оформлением указанного права работодателя.
Так, если работодателя и работника связывают трудовые отношения, то их взаимоотношения по выплате компенсации должны быть урегулированы в трудовом договоре или путем дополнительного соглашения к трудовому договору. Если начало использования служебного селекционного достижения приходится на период времени, когда между работодателем и работником прекращены трудовые отношения, между ними должен быть заключен лицензионный договор, подлежащий государственной регистрации, одно из условий которого - выплата патентообладателю, бывшему работнику, компенсации.
7. В пункте 5 комментируемой статьи закреплено право работника на получение от работодателя вознаграждения за использование созданного, выведенного или выявленного служебного селекционного достижения в размере и на условиях, которые определяются соглашением между ними, но не менее чем в размере, составляющем 2% от суммы ежегодного дохода от использования селекционного достижения, включая доход от предоставления лицензий, которое выплачивается работнику в течение шести месяцев после истечения каждого года, в котором использовалось селекционное достижение.
Примечательно, что вышеуказанные положения о выплате вознаграждения работнику, не являющемуся патентообладателем, в целом воспроизводят положения ст. 23 ранее действовавшего Закона о селекционных достижениях. Эти положения менее благоприятны для работника-селекционера по сравнению, например, с нормами о вознаграждении работника за служебное изобретение, когда работник имеет право на вознаграждение уже в случаях получения работодателем патента на служебное изобретение, принятия им решения о сохранении информации о таком изобретении в тайне, передачи им права на получение патента другому лицу, неполучения патента по поданной им заявке по зависящим от него причинам.
Кроме того, следует отметить, что в ст. 23 ранее действовавшего Закона о селекционных достижениях устанавливалось право автора селекционного достижения на получение вознаграждения от патентообладателя, что автоматически снимало вопрос о том, кто должен платить вознаграждение в случае отчуждения патента на селекционное достижение другому лицу, если в договоре отсутствовала соответствующая оговорка.
Напротив, комментируемая статья сохраняет правовую неопределенность во взаимоотношениях между работодателем и работником, являющимся автором селекционного достижения, поскольку зачастую при отчуждении исключительное право на служебное селекционное достижение фактически обременяется обязательством по выплате вознаграждения работнику, с которым правопреемника работодателя не связывают никакие отношения.
8. Пункт 6 комментируемой статьи содержит новеллу, несомненно имеющую прогрессивное значение, поскольку она восполняет давно существующий пробел в российском законодательстве.
Развитие правового регулирования служебных селекционных достижений привело к выделению из них особой промежуточной (между служебными и свободными) категории селекционных достижений, созданных, выделенных или выявленных с использованием опыта или иных средств работодателя, права на которые хотя и принадлежат работнику, однако ограничены в значительной степени правами работодателя.
Особым признаком таких селекционных достижений является то обстоятельство, что они получены с использованием денежных, технических или иных материальных средств работодателя, но не в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя.
Такие селекционные достижения не являются служебными, а право на получение патента и исключительное право на такие селекционные достижения принадлежат работнику.
При этом работодатель правомочен по своему выбору:
- потребовать предоставления ему безвозмездной простой (неисключительной) лицензии на использование селекционного достижения для собственных нужд на весь срок действия исключительного права;
- возмещения расходов, понесенных им в связи с созданием, выведением или выявлением такого селекционного достижения.
Следует учитывать тот факт, что в ГК РФ не раскрыто понятие "для собственных нужд". Вполне очевидно, что на практике различные хозяйствующие субъекты имеют различный масштаб собственных нужд.
Следует также отметить, что за указанную категорию селекционных достижений работодатель не обязан уплачивать патентообладателю-работнику компенсацию или какое-либо иное вознаграждение.
Статья 1431. Селекционные достижения, созданные, выведенные или выявленные по заказу
Комментарий к статье 1431
1. Комментируемая статья является новеллой в российском законодательстве о селекционных достижениях. Ранее в российском гражданском законодательстве был известен только авторский договор заказа.
Как и в некоторых других случаях, здесь явно чувствуется влияние авторского права (в данном случае ст. 1288 ГК РФ), равно как и ст. 1372 ГК РФ ("Промышленный образец, созданный по заказу").
Законодатель прямо не указывает вид договора, который может заключаться между сторонами с целью создания, выведения или выявления селекционного достижения. Однако используемая в данной статье терминология ("заказчик", "подрядчик", "исполнитель") свидетельствует, что это может быть только договор подрядного типа.
2. В анализируемой статье речь идет о селекционном достижении, созданном, выведенном или выявленном по заказу.
В связи с этим возникает вопрос, может ли быть создано, выведено или выявлено селекционное достижение не только по договору заказа, но и в рамках подрядных договоров (например, договора на выполнение научно-исследовательских работ), предметом которых его создание, выведение или выявление прямо не предусмотрено, как это указано, например, в ст. 1371 ГК РФ в отношении изобретения, полезной модели, промышленного образца.
На этот вопрос дает ответ сама специфика селекционного достижения как объекта правовой охраны, допускающая правовую охрану случайно выявленного нового сорта растений или породы животных.
В связи с вышеизложенным следует полагать, что в данном случае, при наличии явного пробела в законодательстве, к договорам на выполнение научно-исследовательских работ в сфере селекционных достижений, возможно, в порядке аналогии закона (ст. 6 ГК РФ), применение правил ст. 1371 ГК РФ.
3. В пункте 1 комментируемой статьи определены предмет договора заказа и принадлежность права на селекционное достижение, созданное, выведенное или выявленное по заказу.
По замыслу законодателя, предметом указанного договора является создание, выведение или выявление селекционного достижения. Однако одного этого указания недостаточно, поскольку передать нематериальный результат работы невозможно. Поэтому необходимо дополнительное указание на передачу заказчику права на получение патента.
Таким образом, толковать предмет договора заказа следует расширительно, включая в него не только нематериальный результат творческой деятельности подрядчика (исполнителя), но и передачу права на получение патента заказчику.
В пункте 1 комментируемой статьи закреплена диспозитивная норма о принадлежности права на получение патента и исключительного права на созданное, выведенное или выявленное селекционное достижение.
Вполне очевидно, что стороны договора заказа могут включить в договор иное условие о принадлежности права на селекционное достижение.
5. В пункте 2 комментируемой статьи определены правовые последствия принадлежности заказчику права на получение патента и исключительного права на селекционное достижение, созданное, выведенное или выявленное по заказу.
В этом случае подрядчик (исполнитель) правомочен, поскольку в договоре не предусмотрено иное, использовать селекционное достижение для собственных нужд на условиях простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия патента.
Гражданский кодекс не дает определение термина "для собственных нужд", поэтому в договоре целесообразно указывать, в чем состоят такие нужды (на собственном предприятии, в сфере официальной деятельности и т.д.).
В предложении втором п. 2 комментируемой статьи указано, что договором, на основании которого выполнялась работа, может быть предусмотрена лицензия иного вида.
Следует полагать, что такой лицензией, учитывая общие нормы ст. 1236 ГК РФ о видах лицензионных договоров, может быть исключительная лицензия.
6. В пункте 3 комментируемой статьи определены правовые последствия принадлежности подрядчику (исполнителю) права на получение патента и исключительного права на селекционное достижение, созданное, выведенное или выявленное по заказу.
Эти последствия, по сути, идентичны тем последствиям, которые указаны в п. 5 комментария к данной статье.
7. В пункте 4 комментируемой статьи урегулированы вопросы выплаты вознаграждения автору созданного, выведенного или выявленного по заказу селекционного достижения.
Вознаграждение автору, не являющемуся патентообладателем, выплачивается по правилам п. 5 ст. 1430 ГК РФ (см. комментарий к указанной статье).
На практике указанное вознаграждение выплачивается патентообладателем, которым, в зависимости от условий договора заказа, может быть как заказчик, так и подрядчик (исполнитель).
Размер и условия выплаты такого вознаграждения устанавливаются соглашением между патентообладателем и автором, но не менее чем в размере, составляющем два процента от суммы ежегодного дохода от использования селекционного достижения, включая доход от предоставления лицензий.
Статья 1432. Селекционные достижения, созданные, выведенные или выявленные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту
Комментарий к статье 1432
В соответствии с комментируемой статьей к селекционным достижениям, созданным (выведенным или выявленным) при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, соответственно применяются правила ст. 1373 ГК РФ, т.е. правила относительно изобретения, полезной модели или промышленного образца, созданных при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту. Иными словами, в данном случае законодатель применил отсылочную норму к правовому регулированию других результатов интеллектуальной деятельности с учетом особенностей селекционных достижений (см. комментарий к ст. 1373 ГК РФ).
Следует особо указать, что до настоящего времени практике не известны работы, выполняемые по государственному или муниципальному контракту, при выполнении которых возможно создание, выведение или выявление селекционных достижений.
§ 5. Получение патента на селекционное достижение.
Прекращение действия патента на селекционное достижение
Статья 1433. Заявка на выдачу патента на селекционное достижение
Комментарий к статье 1433
1. Оформление прав на селекционное достижение проходит несколько этапов, исходной точкой которых является заявка на выдачу патента на селекционное достижение (заявка на выдачу патента).
В соответствии с п. 1 комментируемой статьи заявка на выдачу патента подается в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям (до 1 января 2008 г. - ФГУ "Государственная комиссия РФ по испытанию и охране селекционных достижений", далее - Госсорткомиссия или Госкомиссия) лицом, обладающим правом на получение патента в соответствии с ГК РФ (заявителем).
В качестве заявителей могут выступать авторы селекционных достижений (селекционеры), их правопреемники, а также работодатели, имеющие право на получение патента на служебное селекционное достижение, либо заказчики или подрядчики (исполнители) по договору заказа, либо исполнители или государственные или муниципальные заказчики (выступающие от имени России, субъекта РФ или муниципального образования), либо совместно исполнители и государственные или муниципальные заказчики (выступающие соответственно от имени России, субъекта РФ или муниципального образования) согласно государственному или муниципальному контракту.
2. Заявка на выдачу патента должна относиться к одному селекционному достижению и содержать:
- заявление о выдаче патента с указанием автора селекционного достижения и лица, на имя которого испрашивается патент, а также места жительства или места нахождения каждого из них;
- анкету селекционного достижения;
- документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере либо основания для освобождения от уплаты пошлины, или для уменьшения ее размера, или для отсрочки ее уплаты.
Анкета сорта (породы) должна, в частности, содержать: название рода и вида (русское и латинское); имя и адрес заявителя; предлагаемое наименование селекционного достижения и селекционный номер; происхождение селекционного достижения с указанием места создания и исходные (родительские) формы; особенности поддержания и размножения селекционного достижения; признаки селекционного достижения, характеризующие отличительные особенности; наименования похожих селекционных достижений и признаки, по которым они отличаются от заявленного селекционного достижения; особые условия для испытания селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность (если они имеются).
Размер и сроки уплаты патентных пошлин за совершение юридически значимых действий, связанных с заявкой и патентом на селекционное достижение, установлены в Положении о патентных пошлинах на селекционные достижения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 918 (СЗ РФ. 1994. N 18. Ст. 2080).
В указанном Положении имеются нормы, освобождающие от уплаты патентных пошлин (участников Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним), уменьшающие их размер (для инвалидов, испрашивающих патент на свое имя), а также предоставляющие отсрочку от уплаты пошлин, в частности за поддержание патента в силе с первого по третий год его действия.
Однако при заключении указанными лицами договора об исключительной лицензии или договора об отчуждении патента действие упомянутых выше льгот прекращается. В этом случае документ, подтверждающий уплату пошлины или ее доплату до установленного размера, если автор, патентообладатель были освобождены от ее уплаты полностью или частично либо им была предоставлена соответствующая отсрочка от уплаты пошлины, представляется вместе с документом, подтверждающим уплату пошлины за регистрацию указанных договоров.
3. Требования к документам заявки устанавливаются на основании положений ГК РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства.
В настоящее время функции указанного федерального органа выполняет Министерство сельского хозяйства РФ.
4. Документы заявки представляются на русском или другом языке. В последнем случае к заявке должен прилагаться перевод этих документов на русский язык.