ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 5202
Скачиваний: 5
При этом наименование иностранного селекционного достижения записывают на языке заявителя и в русской транскрипции. Русскую транскрипцию наименования иностранного селекционного достижения предлагает заявитель и утверждает федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям.
Статья 1434. Приоритет селекционного достижения
Комментарий к статье 1434
1. Комментируемая статья содержит правила установления приоритета селекционного достижения федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям.
В ранее действовавшем законодательстве вопросам установления приоритета селекционного достижения была посвящена ст. 7 Закона о селекционных достижениях, которая мало чем отличается от комментируемой статьи.
Под приоритетом обычно понимается признание указанным федеральным органом первенства в оформлении прав на селекционное достижение. Конкретные даты приоритета относятся к юридическим фактам, имеющим исключительно важное значение при проведении экспертизы селекционного достижения на его соответствие критерию новизны или отличимости. В конечном счете дата приоритета служит для исключения появления нескольких охранных документов на одно и то же селекционное достижение.
2. В пункте 1 комментируемой статьи предусмотрено общее правило установления приоритета селекционного достижения: приоритет селекционного достижения устанавливается по дате поступления в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям заявки на выдачу патента.
Следует особо отметить, что согласно ранее действовавшему законодательству (абзац первый ст. 7 Закона о селекционных достижениях) приоритет селекционного достижения устанавливался по более широкому кругу оснований.
Кроме упомянутого выше основания, приоритет устанавливался по дате поступления в Госкомиссию заявки на допуск к использованию. Но поскольку институт допуска селекционных достижений к использованию законодателем упразднен, отпала необходимость во втором основании для установления приоритета.
В литературе иногда встречаются предложения о расширении круга оснований для установления приоритета селекционного достижения по примеру ст. 1381 ГК РФ, предусматривающей приоритет изобретения, полезной модели и промышленного образца.
Думается, что такие предложения неосуществимы на практике, исходя прежде всего из специфики селекционного достижения как объекта правовой охраны.
Кроме того, Конвенция УПОВ, в отличие от Парижской конвенции по охране промышленной собственности, предусматривающей в ст. 4 различные виды приоритета, по сути, признает только конвенционный приоритет.
3. В пункте 2 комментируемой статьи предусмотрены исключения из общего правила установления приоритета селекционного достижения по дате поступления заявки на выдачу патента.
Во-первых, если в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям поступают две или более заявки на одно и то же селекционное достижение в один и тот же день, то приоритет устанавливается по более ранней дате отправки заявки.
Во-вторых, если экспертизой установлено (на стадии предварительной экспертизы заявки), что эти заявки (на одно и тоже селекционное достижение, поступившие в один и тот же день) имеют одну и ту же дату отправки, патент может быть выдан по заявке, имеющей более ранний регистрационный номер указанного федерального органа, при условии, что соглашением между заявителями не предусмотрено иное.
4. Пункт 3 комментируемой статьи, по сути, воспроизводит текст абзацев третьего и четвертого ст. 7 ранее действовавшего Закона о селекционных достижениях от 6 августа 1993 г., принятого до даты присоединения России к Конвенции УПОВ.
В абзаце первом п. 3 комментируемой статьи указано, что если поступившей в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям заявке предшествовала заявка, поданная заявителем в иностранном государстве, с которым Российская Федерация заключила договор об охране селекционных достижений, заявитель пользуется приоритетом первой заявки в течение двенадцати месяцев со дня ее подачи.
Указанная норма имела значение в период, когда Россия не участвовала в Конвенции УПОВ. В таких условиях право приоритета селекционного достижения могло быть предоставлено (в том числе и отечественным заявителям в иностранных государствах) только на основании двусторонних международных договоров на основе принципа взаимности.
Комментируемая норма имеет определенное значение в отношениях с теми государствами, которые не являются участниками Конвенции УПОВ, при условии заключения РФ с ними соответствующих договоров.
В абзаце втором п. 3 комментируемой статьи предписано, что в заявке, направляемой в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, заявитель должен указать дату приоритета первой заявки.
Затем в течение шести месяцев со дня поступления заявки в указанный федеральный орган заявитель обязан представить копию первой заявки, заверенную компетентным органом иностранного государства, и ее перевод на русский язык. При этом заявитель вправе не предоставлять дополнительную документацию и необходимый для испытания материал в течение трех лет со дня подачи первой заявки.
5. Российские заявители с 1998 г. имеют возможность истребовать так называемый конвенционный приоритет согласно ст. 11 Конвенции УПОВ: селекционер, подавший в установленном порядке заявку на предоставление правовой охраны нового сорта в одной из Договаривающихся Сторон ("первая заявка"), пользуется в течение двенадцати месяцев правом приоритета для целей подачи заявки на предоставление права селекционера на этот сорт в компетентный орган любой другой Договаривающейся Стороны ("последующая заявка"). Этот срок исчисляется со дня подачи первой заявки и день подачи заявки в указанный срок не включается.
Законодатель не счел необходимым включить в главу 73 ГК РФ отдельную статью, по примеру ст. 1382 ГК РФ ("Конвенционный приоритет изобретения, полезной модели и промышленного образца"), посвященную конвенционному приоритету селекционного достижения.
Поэтому упомянутая выше ст. 11 Конвенции УПОВ действует на территории России непосредственно, без ее трансформации в национальное законодательство.
Статья 1435. Предварительная экспертиза заявки на выдачу патента
Комментарий к статье 1435
1. Выдача патента на селекционное достижение осуществляется после проведения нескольких процедур, включающих предварительную экспертизу заявки, экспертизу селекционного достижения на новизну и испытания селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность.
В ранее действовавшем законодательстве порядок проведения предварительной экспертизы был регламентирован в ст. 8 Закона о селекционных достижениях, который с тех пор не претерпел существенных изменений.
Предварительной экспертизе в патентном праве соответствует формальная экспертиза заявки, которая предшествует экспертизе заявки на изобретение и на промышленный образец по существу.
2. В пункте 1 комментируемой статьи предписано, что в ходе предварительной экспертизы заявки на выдачу патента:
- устанавливается дата приоритета селекционного достижения;
- проверяется наличие предписанных документов (см. комментарий к п. 2 ст. 1433 ГК РФ) и их соответствие установленным требованиям.
Для проведения предварительной экспертизы заявки определен довольно-таки сжатый срок - один месяц.
Более детальные положения относительно проведения предварительной экспертизы заявки на выдачу патента были изложены в Правилах составления и подачи заявки на выдачу патента на селекционное достижение, утвержденных Государственной комиссией РФ по испытанию и охране селекционных достижений 14 октября 1994 г. N 2-01/3.
3. В пункте 2 комментируемой статьи закреплены права и обязанности заявителя в ходе проведения предварительной экспертизы заявки на выдачу патента.
Так, в этот период заявитель вправе по собственной инициативе дополнять, уточнять или исправлять документы заявки.
Следует полагать, что это правомочие заявителя ограничено указанным периодом, поскольку оно не предусмотрено в процедуре экспертизы селекционного достижения на новизну.
Заявитель обязан представить в установленный федеральным органом исполнительной власти срок отсутствующие или уточняющие документы заявки на выдачу патента. В случае неисполнения заявителем этой обязанности заявка не принимается к рассмотрению, о чем уведомляется заявитель.
4. После завершения предварительной экспертизы федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям незамедлительно уведомляет заявителя о положительном результате предварительной экспертизы и дате подачи заявки.
При этом сведения о принятых заявках подлежат публикации в официальном бюллетене указанного федерального органа.
5. Пункт 4 комментируемой статьи предоставляет возможность заявителю оспаривать в судебном порядке решение федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям, принятое по результатам предварительной экспертизы, если он не согласен с этим решением. Срок, предоставляемый для оспаривания решения указанного федерального органа, равняется трем месяцам.
Следует особо отметить, что заявитель имеет право оспаривать решение указанного федерального органа непосредственно в суде, минуя какую-либо административную структуру, например палату по патентным спорам, как это предусмотрено в патентом праве (см. комментарии к п. 3 ст. 1248 и к ст. 1392 ГК РФ), хотя в рамках указанного федерального органа и было создано соответствующее подразделение - Апелляционная комиссия.
Статья 1436. Временная правовая охрана селекционного достижения
Комментарий к статье 1436
1. Комментируемая статья посвящена сравнительно новому для российского законодательства институту - временной правовой охране селекционных достижений.
В ранее действовавшем законодательстве временная правовая охрана была предусмотрена в ст. 15 Закона о селекционных достижениях, которая, с незначительными изменениями и дополнениями, легла в основу комментируемой статьи.
2. В пункте 1 комментируемой статьи раскрыто содержание временной правовой охраны: селекционному достижению, на которое подана заявка в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, со дня подачи заявки и до даты выдачи заявителю патента на селекционное достижение предоставляется временная правовая охрана.
Следует особо подчеркнуть, что временная правовая охрана предоставляется не с даты публикации заявки, как, например, в патентном праве (см. комментарий к ст. 1392 ГК РФ), когда сведения о чужих правах становятся общедоступными для третьих лиц, с более ранней даты, открывающей возможность для объективного вменения, т.е. для возложения неблагоприятных последствий независимо от вины третьих лиц.
Указанное решение российского законодателя в принципе не противоречит международному праву, поскольку ст. 13 Конвенции УПОВ позволяет Договаривающимся Сторонам избрать один из следующих вариантов: в течение периода с момента подачи или публикации заявки на предоставление права селекционера и до предоставления такового права каждая Договаривающаяся Сторона может предусматривать меры с целью защиты интересов селекционера.
Кроме того, следует учитывать тот факт, что период времени с даты подачи заявки и до даты публикации сведений о принятых заявках в официальном бюллетене в принципе не должен превышать один месяц - общий срок проведения предварительной экспертизы заявки на выдачу патента.
3. В пункте 2 комментируемой статьи определены условия реализации временной правовой охраны селекционного достижения: после получения заявителем патента в форме выплаты ему (уже патентообладателю) денежной компенсации, размер которой определяется соглашением сторон, а в случае спора - судом.
Прямое указание на рассмотрение споров в судебном порядке - нововведение в статью о временной правовой охране, поскольку ранее такая возможность вытекала из ст. 29 Закона о селекционных достижениях о рассмотрении споров в судебном порядке.
Строго говоря, термин "охрана" здесь не совсем удачен, поскольку публикация сведений о заявке не предоставляет заявителю право запрещать третьим лицам использовать его заявленное селекционное достижение, а после получения патента патентообладатель может рассчитывать только на получение денежной компенсации, а не на возмещение причиненных ему убытков.
Третьи лица, скорее всего конкуренты, имеют право использовать чужое заявленное селекционное достижение, и если процедура выдачи патента растягивается на много лет, то выплата денежной компенсации, которая всегда меньше реальных убытков, - слабое утешение для патентообладателя.
В комментируемом пункте предусматривается, что патентообладатель имеет право получить денежную компенсацию от лица, совершившего без разрешения заявителя в период временной правовой охраны действия, указанные в п. 3 ст. 1421 ГК РФ, т.е. действия по использованию селекционного достижения (производство и воспроизводство, доведение до посевных кондиций для последующего размножения, предложение к продаже, продажа и т.д.).
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в комментируемом пункте речь идет о возможности предоставления заявителем разрешения третьим лицам на использование селекционного достижения, т.е. о возможности предоставления заявителем лицензий, хотя и в косвенной форме.
Как известно, законодатель предусмотрел непосредственно в законе только договор об отчуждении права на получение патента на селекционное достижение (см. комментарий к ст. 1420 ГК РФ).
Вместе с тем не существует и прямого запрета на осуществление сделок по предоставлению прав на использование заявленных селекционных достижений.
4. Институт временной правовой охраны селекционного достижения, по сравнению с одноименным институтом в патентном праве, имеет свои особенности.
Одна из таких особенностей - ограничения в сфере использования заявленного селекционного достижения самим заявителем в период временной правовой охраны.
В пункте 3 комментируемой статьи изложен исчерпывающий перечень случаев дозволенного использования селекционного достижения, согласно которому заявителю разрешены:
- продажа и иная передача семян, племенного материала только для научных целей;