ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 5201
Скачиваний: 5
- такая продажа и иная передача связаны с отчуждением права на получение патента на селекционное достижение;
- такая продажа или иная передача связаны с производством семян, племенного материала по заказу заявителя в целях создания их запаса.
В последнем случае разрешение использования селекционного достижения необходимо заявителю, например, для использования им последующей обязанности по сохранению селекционного достижения в течение срока действия патента (см. комментарий к ст. 1440 ГК РФ). Вполне очевидно, что для указанных целей заявитель вправе заключать лицензионные договоры о предоставлении права использования заявленного селекционного достижения.
В связи с вышеизложенным следует отметить, что в ст. 13 Конвенции УПОВ не предусмотрено никаких ограничений по продаже семян после подачи заявки в рамках временной правовой охраны.
5. В пункте 4 комментируемой статьи установлены основания ненаступления временной правовой охраны селекционного достижения, а именно:
- заявка на выдачу патента не была принята к рассмотрению (см. комментарий к ст. 1435 ГК РФ);
- по заявке принято решение об отказе в выдаче патента и возможность подачи возражения против этого решения исчерпана;
- нарушение заявителем требований п. 3 комментируемой статьи, т.е. выход заявителя за пределы разрешенных способов использования заявленного селекционного достижения в период временной правовой охраны.
В отличие от патентного права среди оснований для ненаступления временной правовой охраны селекционного достижения нет отзыва заявителем заявки на выдачу патента, поскольку в праве на селекционное достижение не предусмотрен сам отзыв заявки на выдачу патента на селекционное достижение.
Статья 1437. Экспертиза селекционного достижения на новизну
Комментарий к статье 1437
1. В комментируемой статье изложены основные правила проведения экспертизы селекционного достижения на новизну, которая является одним из критериев охраноспособности селекционного достижения.
Комментируемая статья с незначительными изменениями воспроизводит ст. 9 ранее действовавшего Закона о селекционных достижениях.
Следует отметить, что экспертиза селекционного достижения на новизну существенно отличается от экспертизы заявки на изобретение по существу (см. комментарий к ст. 1386 ГК РФ), включающей проверку соответствия заявленного изобретения критериям патентоспособности, в том числе критерию новизны.
2. В пункте 1 комментируемой статьи предусмотрены условия проведения экспертизы селекционного достижения на новизну.
Следует отметить, что экспертиза селекционного достижения на новизну не проводится федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям автоматически, после завершения с положительным результатом предварительной экспертизы заявки на выдачу патента.
Такая экспертиза проводится выборочно, по тем заявленным селекционным достижениям, в отношении которых в указанный федеральный орган поступили ходатайства (ранее они назывались претензиями) о проведении экспертизы на новизну, содержащие какие-либо сведения, порочащие новизну заявленных селекционных достижений.
Содержание критерия охраноспособности селекционного достижения "новизна" раскрыто в п. 3 ст. 1413 ГК РФ (см. комментарий к ней).
Напомню, что селекционное достижение считается новым, если на дату подачи заявки семена или племенной материал данного селекционного достижения не продавались и не передавались иным образом селекционером, его правопреемником или с их согласия другим лицом для его использования:
- на территории России ранее, чем за один год до указанной даты;
- на территории другого государства ранее чем за четыре года или, если это касается сортов винограда, древесных декоративных, древесных плодовых культур и древесных лесных пород, ранее чем за шесть лет до указанной даты.
Указанное ходатайство может быть подано любым заинтересованным лицом (указанный термин в законе не раскрыт) в течение шести месяцев со дня публикации сведений о заявке на выдачу патента. Вполне очевидно, что решение о соответствии селекционного достижения критерию новизны может быть принято указанным федеральным органом не ранее шести месяцев с даты публикации сведений о заявке на выдачу патента.
О поступлении упомянутого ходатайства указанный федеральный орган уведомляет заявителя с изложением его существа.
Ранее требовалось, чтобы соответствующая претензия относительно новизны селекционного достижения была обоснованной.
Заявитель располагает трехмесячным сроком для направления в указанный федеральный орган мотивированного возражения против ходатайства.
3. В пункте 2 комментируемой статьи изложен порядок принятия решения относительно соответствия заявленного селекционного достижения критерию новизны.
Федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям принимает решение по ходатайству и сообщает о нем заинтересованному лицу по имеющимся материалам.
Сказанное означает, что в отличие, например, от патентного права в процессе проверки соответствия селекционного достижения критерию новизны не проводится информационный поиск в отношении заявленного селекционного достижения. Такая проверка ограничивается исследованием материалов, порочащих новизну заявленного селекционного достижения, содержащихся в ходатайстве о проведении экспертизы на новизну.
Отсутствие новизны селекционного достижения является основанием для принятия решения указанным федеральным органом об отказе в выдаче патента на селекционное достижение. Следует полагать, что указанный федеральный орган должен уведомить заявителя о принятии решения об отказе в выдаче патента.
Статья 1438. Испытания селекционного достижения на отличимость, однородность, стабильность
Комментарий к статье 1438
1. В комментируемой статье сформулированы основные правила проведения испытания селекционного достижения на отличимость, однородность, стабильность, которые являются условиями охраноспособности селекционного достижения (см. комментарий к ст. 1413 ГК РФ).
Комментируемая статья с незначительными изменениями воспроизводит ст. 10 ранее действовавшего Закона о селекционных достижениях.
Указанная процедура в принципе является аналогом экспертизы по существу в патентном праве.
В отличие от экспертизы селекционного достижения на новизну, которая проводится эпизодически, по мере поступления соответствующих ходатайств заинтересованных лиц, испытания селекционного достижения на отличимость, однородность, стабильность осуществляются на постоянной основе. При этом какого-либо специального ходатайства о проведении таких испытаний от заявителя не требуется.
После получения уведомления от федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям о приеме заявки по итогам проведения предварительной экспертизы заявитель должен оплатить соответствующие пошлины за испытание, если он не освобожден от уплаты пошлин или не имеет отсрочки по их уплате.
2. В пункте 1 комментируемой статьи определен порядок проведения испытаний селекционного достижения на отличимость, однородность, стабильность (далее - ООС).
Такие испытания проводятся по методикам и в сроки, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства (в настоящее время - Министерство сельского хозяйства РФ).
В настоящее время утверждены методики оценки на ООС более чем по 200 родам, видам и разновидностям растений и 13 видам животных.
В абзаце втором п. 1 комментируемой статьи установлено, что заявитель обязан предоставить для испытания необходимое количество семян, племенного материала по адресу и в срок, которые указаны федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям.
На практике для указанных целей заявитель должен, в частности, выслать образцы сорта растений, породы животных для проведения государственных испытаний на ООС в количестве, по адресам и в сроки, указанные в разнарядках упомянутого федерального органа, с приложением свидетельства на семена, племенной материал.
Образцы должны быть свободны от карантинных вредителей, болезней и сорняков, посторонних примесей, семян и других культур.
Семенной материал, поступающий на официальные испытания в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, должен использоваться строго в целях проведения государственных испытаний и депонирования.
Семеноводство и иное размножение сортов, находящихся на государственных испытаниях, запрещается, за исключением случаев использования материала, собранного в конкурсном испытании, для закладки опытов конкурсного испытания в следующем году.
По большинству культур продолжительность испытаний сорта на ООС составляет два года. На практике такие испытания проводятся в госсортучастках, госсортстанциях и лабораториях указанного федерального органа.
3. В пункте 2 комментируемой статьи предусмотрены другие субъекты, которые могут проводить испытания селекционного достижения на ООС, результаты которых могут быть использованы федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям.
Так, указанный федеральный орган вправе использовать:
- результаты испытаний, проведенных компетентными органами других государств, с которыми заключены соответствующие договоры;
- результаты испытаний, проведенных другими российскими организациями по договору;
- данные, представленные заявителем.
Указанная норма направлена на ускорение процедуры испытаний селекционных достижений на ООС и развитие международного сотрудничества в сфере селекционных достижений.
Статья 1439. Порядок государственной регистрации селекционного достижения и выдача патента
Комментарий к статье 1439
1. В комментируемой статье определен порядок государственной регистрации селекционного достижения и выдачи патента на селекционное достижение.
В ранее действовавшем законодательстве эти вопросы были урегулированы в последнем (четвертом) абзаце ст. 10, ст. 11 и 12 Закона о селекционных достижениях.
В комментируемой статье раскрыта одна из основных функций федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям - государственная регистрация селекционного достижения и выдача на него охранного документа (патента).
Указанный федеральный орган регистрирует селекционные достижения и выдает на них патенты от имени государства, что означает легальный характер патентной монополии селекционера.
2. В пункте 1 данной статьи предусмотрено основание государственной регистрации селекционного достижения - решение федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям о выдаче патента на селекционное достижение.
На основании этого решения, при соответствии селекционного достижения критериям охраноспособности (см. комментарий к п. 2 ст. 1413), а наименования селекционного достижения - требованиям ст. 1419 ГК РФ (см. комментарий к указанной статье) указанный федеральный орган составляет описание селекционного достижения и вносит селекционное достижение в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений.
Вполне очевидно, что в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений вносятся не собственно селекционные достижения, а сведения (в форме записей) о селекционных достижениях на которые выданы патенты, что, собственно, и указано в п. 2 комментируемой статьи.
Следует особо отметить, что до 1 января 2008 г. в соответствии с ранее действовавшим законодательством (ст. 3, 32 Закона о селекционных достижениях) федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям кроме Государственного реестра охраняемых селекционных достижений вел и Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.
Следовательно, в России на законодательном уровне был налажен должный контроль за внедрением селекционных достижений в производство, дополненный соответствующим контролем качества сортовых и посевных семян, а также племенного материала.
О неблагоприятных последствиях фактического свертывания с 1 января 2008 г. системы государственного контроля допуска селекционных достижений к использованию, а также существенного искажения системы контроля качества семян и племенного материала более подробно будет указано в комментарии к ст. 1444 ГК РФ.
3. В пункте 2 комментируемой статьи определен состав сведений, вносимых в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений (далее - Государственный реестр).
Так, в Государственный реестр вносятся следующие сведения: род, вид растения, животного; наименование сорта растений, породы животных, дата государственной регистрации селекционного достижения и регистрационный номер; имя или наименование патентообладателя и его место жительства или место нахождения; имя автора селекционного достижения и его место жительства; описание селекционного достижения; факт передачи патента на селекционное достижение другому лицу с указанием его имени или наименования, места жительства или места нахождения; сведения о заключенных лицензионных договорах; дата окончания действия патента с указанием причины.
Следует отметить некоторые отличия в составе сведений, вносимых в Государственный реестр, по сравнению с ранее действовавшим законодательством (ст. 11 Закона о селекционных достижениях).
Прежде всего необходимо отметить включение в состав сведений описания селекционного достижения, что чрезвычайно важно для целей проверки выполнения патентообладателем обязанности по сохранению селекционного достижения (см. комментарий к ст. 1440 ГК РФ).
В настоящее время в Государственный реестр вносятся сведения о заключенных лицензионных договорах, в то время как прежде предусматривалось, что в Государственный реестр вносятся данные об исключительных, открытых и принудительных лицензиях, хотя на практике регистрировались и неисключительные лицензии. Следовательно, в настоящее время регистрации подлежат и простые (неисключительные) лицензии.
4. В пункте 3 комментируемой статьи предусмотрено, что патент на селекционное достижение выдается заявителю, а если в заявлении на выдачу патента указано несколько заявителей, то патент выдается заявителю, указанному в заявлении первым, и используется заявителями совместно по соглашению между ними.