ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 5191
Скачиваний: 5
Статья 1469. Лицензионный договор о предоставлении права использования секрета производства
Комментарий к статье 1469
1. По смыслу п. 1 комментируемой статьи лицензионным договором признается договор, по которому одна сторона - обладатель исключительного права на секрет производства (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего секрета производства в установленных договором пределах.
Не во всех правовых системах договор о представлении права использования секрета производства (ноу-хау) признается лицензионным. Во многих государствах, например в ФРГ, указанный договор считается договором особого рода.
2. Содержание лицензионного договора о предоставлении права использования секрета производства составляют права и обязанности его сторон - лицензиара и лицензиата.
Как и в случае с договором об отчуждении исключительного права на секрет производства, указанный договор может быть как реальным (следует учитывать условия этого тезиса ввиду нематериального характера объекта), так и консенсуальным.
Ввиду лаконичности определения лицензионного договора о предоставлении права использования секрета производства следует применять также общие нормы о лицензионном договоре, установленные в ст. 1235 - 1238 ГК РФ.
Прежде всего следует иметь в виду, что лицензионный договор должен быть заключен в письменной форме; несоблюдение этого требования влечет недействительность такого договора.
По лицензионному договору лицензиат обязуется уплатить лицензиару обусловленное договорам вознаграждение, если договором не предусмотрено иное, т.е. указанный договор может быть возмездным и безвозмездным.
К существенным условиям лицензионного договора о предоставлении права использования секрета производства следует отнести предмет договора, способы использования секрета производства, цену договора (размер вознаграждения), если договор является возмездным, а также конфиденциальность секрета производства. Как и в случае с договором об отчуждении исключительного права на секрет производства, в отношении лицензионного договора стороны не могут, при отсутствии в договоре указания на цену, установить ее, основываясь на ценах, взимаемых в сравнимых обстоятельствах.
Серьезного внимания заслуживает точное определение предмета договора, поскольку сведения, составляющие секрет производства, не публикуются и их содержание можно определить только из текста договора. Лицензиат может использовать секрет производства только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены в лицензионном договоре. При этом право использования секрета производства, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.
В лицензионном договоре должна быть указана территория, на которой используется секрет производства, а если она не указана, то лицензиат вправе его использовать на всей территории России, т.е. без каких-либо территориальных ограничений.
В отношении лицензионной территории следует учитывать особенности исключительного права на секрет производства, а также международно-правовую практику торговли ноу-хау. Дело в том, что в международной практике заключения лицензионных договоров о передаче ноу-хау договорная территория реализации права может включать территории нескольких государств. При этом принцип территориального действия "классического" исключительного права в отношении секрета производства (ноу-хау) не действует. Вместе с тем при заключении лицензионных договоров с иностранными контрагентами всегда возникают проблемы применимого законодательства. Иными словами, в таких случаях необходимо согласовывать, на основе законодательства какого государства будет регулироваться вопрос о заключении и исполнении таких договоров.
Крайне важно, чтобы при заключении лицензионного договора о предоставлении права использования секрета производства были четко определены права и обязанности сторон, в частности договорные условия о гарантиях лицензиара, относящиеся к технико-экономическим и правовым аспектам в отношении сторон лицензионного договора. Гарантия технико-экономического характера заключается в обеспечении осуществимости предмета лицензионного договора. Правовые гарантии лицензиара возлагают на него ответственность за возможное нарушение лицензиатом патентных прав третьих лиц в процессе использования последними переданного по лицензии секрета производства.
Передача лицензиату права использования секрета производства осуществляется на началах предоставления неисключительного или исключительного права его использования. Иными словами, лицензионный договор может предусматривать предоставление простой (неисключительной) лицензии и исключительной лицензии. Исключительный характер предоставляемого права не подразумевается и признается лишь в случае прямого указания в договоре, а если в договоре не предусмотрено иное, лицензия предполагается неисключительной.
Лицензиат обязан предоставлять лицензиару отчеты об использовании секрета производства, если договором не предусмотрено иное.
В течение срока действия лицензионного договора лицензиар обязан воздерживаться от каких-либо действий, способных затруднить осуществление лицензиатом предоставленного ему права использования секрета производства.
Возможно заключение сублицензионного договора, если в основном лицензионном договоре о предоставлении права использования секрета производства имеется условие о предоставлении лицензиату права выдачи сублицензий.
3. В пункте 2 комментируемой статьи урегулирован вопрос срока действия лицензионного договора о предоставлении права использования секрета производства.
Так, лицензионный договор может быть как с указанием, так и без указания срока его действия. В случае неуказания срока действия договора любая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону не позднее чем за 6 месяцев, если договором не предусмотрен более длительный срок.
Кроме того, в случае неуказания срока действия договора следует учитывать норму п. 4 ст. 1235 ГК РФ, согласно которой лицензионный договор считается заключенным на пять лет, когда в договоре срок его действия не определен.
В комментируемом пункте отсутствует ответ на вопрос о характере взаимоотношений сторон по истечении срока действия лицензионного договора. Имеет ли бывший лицензиат право использовать предмет секрета производства в своем производстве после прекращения договорных отношений? Ведь приобретенные знания и опыт остаются у лицензиата навсегда, даже если будет исполнено закрепленное в договоре условие о возврате лицензиару технической документации.
В условиях нерешенности данного вопроса в законодательном порядке сторонам договора целесообразно заранее включать соответствующее условие в лицензионный договор, например условие о бессрочном характере использования лицензиатом предмета секрета производства.
4. В пункте 3 комментируемой статьи закреплены обязательства сторон лицензионного договора по сохранению конфиденциальности секрета производства, что крайне важно для устранения угрозы обесценения предоставляемого по договору нематериального объекта.
Так, лицо, распорядившееся своим правом, обязано сохранять конфиденциальность секрета производства в течение всего срока действия лицензионного договора, а лица, получившие договорные права, обязаны сохранять конфиденциальность до прекращения действия исключительного права на секрет производства.
Следует полагать, учитывая императивный характер комментируемой нормы, равно как и основополагающий характер признака секретности (неизвестности для других лиц) при оценке охраноспособности секрета производства, что условие о конфиденциальности секрета производства является существенным условием данного вида лицензионного договора.
Статья 1470. Служебный секрет производства
Комментарий к статье 1470
1. Комментируемая статья впервые вводит в российское законодательство понятие "служебный секрет производства".
Согласно п. 1 данной статьи служебным признается секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя. Исключительное право на такой секрет производства принадлежит работодателю.
Комментируемая норма сформулирована в императивном ключе и поэтому не оставляет сторонам трудового или иного договора, в отличие от правоотношений, связанных со служебным изобретением, служебной полезной моделью или служебным промышленным образцом (см. комментарий к ст. 1370 ГК РФ), право выбора иного решения вопроса о принадлежности служебного секрета производства.
Помимо указанного неблагоприятного для работника положения об абсолютной принадлежности работодателю служебного секрета производства, работник, по сути, лишен права на вознаграждение за созданный им секрет производства, что представляется не вполне справедливым при обеспечении баланса интересов обеих сторон трудовых правоотношений. Но поскольку комментируемая норма не содержит прямого запрета выплаты работнику вознаграждения, стороны трудового или иного договора могут включать условие о размере и порядке выплаты вознаграждения работнику за созданный им служебный секрет производства.
2. В пункте 2 комментируемой статьи закреплена обязанность гражданина, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания стал известен секрет производства, сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства.
Следует полагать, что в комментируемой норме речь идет о работнике, на которого возложена обязанность, по сути, бессрочно (в пределах действия исключительного права на секрет производства) сохранять конфиденциальность созданного им секрета производства в рамках его трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя.
Однако такая обязанность работника автоматически прекращается в случае разглашения кем-либо сведений, составляющих секрет производства.
Бессрочная обязанность работника сохранять конфиденциальность секрета производства в принципе ограничивает право работника распоряжаться своими способностями к труду после прекращения им трудовых отношений с бывшим работодателем.
Следует отметить, что ранее, согласно п. 3 части 3 ст. 11 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - Закон о коммерческой тайне) в первоначальной редакции (СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283), работник был обязан не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателем которой являются работодатель и его контрагенты, после прекращения трудового договора в течение срока, предусмотренного соглашением между работником и работодателем, заключенным в период срока действия трудового договора, или в течение трех лет после прекращения трудового договора, если указанное соглашение не заключалось.
Важно подчеркнуть, что соответствующие положения Закона о коммерческой тайне в редакции Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ (СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4011) действуют в отношении секретов производства, поскольку, как указано в ст. 3 Закона о коммерческой тайне, информация (т.е. сведения), составляющая коммерческую тайну, признается синонимом секрета производства.
Так, в соответствии с частью 1 ст. 11 Закона о коммерческой тайне работодатель обязан:
- ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты;
- ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;
- создать работнику необходимые условия для соблюдения им режима коммерческой тайны.
Согласно части 3 ст. 11 Закона о коммерческой тайне на работника возложена обязанность:
- выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;
- не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях;
- передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора имеющиеся в пользовании работника материальные носители информации, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.
В связи с вышеизложенным следует особое внимание обратить на запрет работнику использовать секрет производства в личных целях. На практике указанный запрет означает невозможность для бывшего работника заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, составляющей конкуренцию для бывшего работодателя. Однако указанный запрет не распространяется, например, на работу по совместительству, поскольку российское законодательство не содержит ограничений на работу по совместительству работника, допущенного к сведениям, составляющим секрет производства.
Следует особо отметить, что в законодательстве большинства государств с развитым правопорядком предусмотрен так называемый запрет конкуренции, под которым понимается адресованный работнику запрет работать на конкурирующем предприятии в период его трудовых отношений с работодателем.
Поэтому в условиях отсутствия прямого запрета в российском законодательстве, не полагаясь на общий запрет разглашения секрета производства, работодателю целесообразно включать в трудовые договоры положение о запрете работнику работать по совместительству в конкурирующей организации.
Статья 1471. Секрет производства, полученный при выполнении работ по договору
Комментарий к статье 1471
1. В комментируемой статье установлены правила определения принадлежности секрета производства, полученного при выполнении работ по гражданско-правовым договорам.
В соответствии с ранее действовавшим законодательством, т.е. в ст. 12 ("Охрана конфиденциальности информации в рамках гражданско-правовых отношений") Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" регулировались отношения между обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и его контрагентом в части, касающейся охраны конфиденциальности информации, которая была исключена в результате принятия Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ (СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5497).